скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Валютное право скачать рефераты

Первый правовой режим основан на диспозитивных началах, второй -- на императивных.

Правовой режим валютных операций определяющим обра-зом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале го-сударства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валют-ном регулировании означает и преобладание в составе право-вых средств, используемых законодателем, запретов и позитив-ных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений.

Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валют-ные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движе-нием капитала, -- только в порядке и на условиях, опреде-ляемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом право-вого регулирования валютных операций являлся принцип «за-прещено все, кроме того, что прямо разрешено», который со-ответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преоб-ладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.

Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по дости-жению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режи-ма валютных операций.

Действующее валютное законодательство закрепило в каче-стве одного из принципа регулирования валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на значительное ослабление императивного воздейст-вия на участников валютных операций, административные ме-ры по-прежнему играют существенную роль в механизме ва-лютного регулирования.

Специфический характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность устанавливать одно-временно различные типы правовых режимов для разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний:

валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Фе-дерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограниче-ний.

Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обес-печить репатриацию иностранной валюты и валюты Россий-ской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.

В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволи-тельный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».

Валютные операции между резидентами, наоборот, запреще-ны, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального за-кона № 173-ФЗ.

Сочетание правовых средств, используемых для регулирова-ния валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».

Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валю-ту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за грани-цы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполно-моченных банках.

При проведении нерезидентами между собой на террито-рии РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимоно-польного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.

Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ог-раничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.

Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Рос-сийскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, диф-ференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения -- ввоз или вывоз, а также статуса лица, осущест-вляющего такую операцию.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорож-ных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документар-ной форме) осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законо-дательства РФ.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физи-ческими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в доку-ментарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных опера-ций подлежат декларированию таможенному органу путем по-дачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввози-мого имущества.

В отличие от ввоза вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться только при со-блюдении ряда валютных ограничений.

Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валю-ту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переве-денные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в та-моженной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсут-ствия указанных обстоятельств или отсутствия подтверждаю-щих их документов физические лица имеют право единовре-менно вывозить из Российской Федерации наличную ино-странную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США.

При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков -- 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Таким образом, операции по ввозу в Российскую Федерацию валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутрен-них ценных бумаг подпадают под общедозволительный правовой режим.

Нормы валютного законодательства, регулирующие вывоз из Российской Федерации объектов валютных операций физически-ми лицами, содержат количественные ограничения, позволяющие отнести правовой режим таких операций к разрешительному. Относительно проведения указанных операций юридическими ли-цами Федеральный закон № 173-ФЗ не содержит запретов, ус-танавливая лишь требование о декларировании вывозимых ва-лютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, что позволяет говорить о дозволительном право-вом режиме этих операций.

В нормах Федерального закона № 173-ФЗ, определяющих правовой режим проведения валютных операций, отчетливо нашла отражение направленность валютной политики государ-ства на либерализацию валютного регулирования, что выразилось, прежде всего, в отмене с 1 июля 2006 г. такого вида ва-лютных ограничений, как резервирование. Указанные нормы корреспондируют таким принципам валютного регулирования, как приоритет экономических мер при реализации государст-венной валютной политики, а также исключение неоправдан-ного вмешательства государства и его органов в валютные опе-рации резидентов и нерезидентов (ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ).

Тенденция на либерализацию валютного регулирования проявляется, в том числе и во временном характере ряда валют-ных ограничений. Такие валютные ограничения, как использование специальных счетов, обязательная продажа резидентами части валютной выручки, предварительная регистрация счетов, действовали только до 1 января 2007 г. Применительно к пра-вовому режиму валютных операций временный характер ука-занных валютных ограничений означает постепенный переход к окончательному доминированию диспозитивного начала в правовом регулировании валютных операций между резидента-ми и нерезидентами, а также между нерезидентами.

§ 3. Понятие и виды валютных ограничений.

Под валютными ограничениями в литературе понимаются нормативно закрепленные меры запретительного либо ограни-чительного характера, направленные на регламентацию опера-ций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями на территории государства и (или) прав резидентов при осуществ-лении ими валютных операций за рубежом. Режим валютного регулирования определяется в зависимости от наличия и харак-тера валютных ограничений.

Введение валютных ограничений в целом обусловлено необ-ходимостью защиты экономической безопасности государства, поэтому различные валютные ограничения продолжают суще-ствовать в большинстве стран мира и допускаются в междуна-родной практике. В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие «экономическая безопасность государства». Вместе с тем вопросы валютного регулирования (создание ус-ловий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращение бесконтрольного вывоза капитала) сохраняют свое значение в обеспечении националь-ной безопасности Российской Федерации.

Сложность точного определения общих понятий «националь-ная безопасность» и «экономическая безопасность» повлекли за собой неопределенность многих частных понятий, в том числе целей введения валютных ограничений (как показано ниже). Од-нако установление хотя бы приблизительных ориентиров, во-первых, в некоторой степени позволяет заинтересованным хозяй-ствующим субъектам прогнозировать введение валютных ограни-чений, а во-вторых, лишает органы валютного регулирования возможности введения последних без надлежащей мотивировки.

Федеральный закон № 173-ФЗ определяет три цели введения валютных ограничений, которые корреспондируют как цели принятия Федерального закона в целом (см. преамбулу), так и принципам валютного регулирования и валютного контроля (ст. З)1. Постепенный отказ от валютных ограничений обуслов-лен кардинальным изменением самого принципа правового ре-гулирования валютных операций между резидентами и нерези-дентами -- вместо принципа «запрещено все, что не разрешено», характерного для административного регулирования экономи-ки, теперь принципом регулирования валютных операций меж-ду резидентами и нерезидентами определен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено», отвечающий ры-ночным условиям.

Рассмотрим подробнее указанные в ст. 6 Федерального за-кона № 173-ФЗ цели установления валютных ограничений.

1. Предотвращение существенного сокращения золотовалют-ных резервов.

Легальное определение золотовалютных резервов, способы исчисления их размера, требования к их структуре в законода-тельстве РФ отсутствуют. В связи с этим, несмотря на то, что объ-ем золотовалютных резервов РФ еженедельно публикуется в «Вестнике Банка России» и на сайте Банка России в сети Интер-нет (www.cbr.ru), охарактеризовать состояние золотовалютных ре-зервов России в целом с правовой точки зрения затруднительно.

С экономической точки зрения официальные золотовалют-ные резервы представляют собой активы органов денежно-кре-дитного регулирования (Банка России или Министерства фи-нансов РФ) в форме свободно конвертируемых валют и золота за вычетом соответствующих краткосрочных пассивов, а также обязательств перед МВФ по привлеченным кредитам. Функциями золотовалютных резервов страны являются финансиро-вание платежей по государственному внешнему долгу и обеспе-чение устойчивости национальной валюты.

Критерии достаточности золотовалютных резервов в зару-бежной практике неоднозначны -- при использовании просто-го метода расчета производится сопоставление их размера с им-портом за три месяца, при использовании усложненного мето-да их размер сопоставляется с суммой трехмесячного импорта и годовых выплат страны по внешним государственным и корпо-ративным долгам. Поэтому вопрос о достаточном уровне золо-товалютных резервов России может быть также решен двоя-ко -- сумма их достаточного размера колеблется от 22 до 45-- 50 млрд. долларов США. По оценкам специалистов, в последнее время объем золотовалютных резервов достигает максимальной величины.

2. Предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации.

Курс валюты -- отношение одной валюты к другой, по сути, ее цена, установившаяся под влиянием спроса и предложения, выраженная в денежных единицах других стран. Резкие коле-бания курса национальной валюты влекут нестабильность эко-номических валютных и финансовых отношений, в первую очередь международных, в связи, с чем возникают и негативные социально-экономические последствия.

В ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ не говорится о том, какой курс валюты РФ имеется в виду -- официальный или ры-ночный, однако можно предположить, что речь идет об офици-альном курсе валюты РФ.

Известно, что существует множество факторов, определяю-щих формирование валютного курса, среди которых обычно выделяются конъюнктурные, или краткосрочные (например, изменения во внутренней политике) и структурные, или долго-срочные (например, рост национального дохода)1. Ввиду отсут-ствия в настоящее время «валютного коридора», ограничиваю-щего колебания официального курса валюты Российской Феде-рации в заданных пределах, квалификация колебания курса валюты Российской Федерации как «резкое» может носить не-однозначный характер.

3. Поддержание устойчивости платежного баланса Россий-ской Федерации.

Платежный баланс Российской Федерации представляет со-бой соотношение между суммой платежей, полученных Рос-сийской Федерацией из-за границы, и суммой платежей, про-изведенных Российской Федерацией за границей, за опреде-ленный период времени (год, полугодие, квартал). МВФ рассматривает платежный баланс как систематический пере-чень всех экономических операций, осуществленных за опреде-ленный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Такой подход нашел отражение в понятии пла-тежного баланса, приведенном в приложении 6.1 к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации: платежный баланс -- это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной стра-ны и резидентами других стран (нерезидентами), которые про-изошли в течение определенного периода времени.

Если полученные страной платежи превышают произведен-ные, ее платежный баланс является активным (имеет активное сальдо), что в целом расценивается в качестве положительной тенденции экономического развития. В обратном случае (т. е. ко-гда произведенные страной платежи превышают полученные) платежный баланс является пассивным (имеет пассивное саль-до), что, соответственно, расценивается как негативная эконо-мическая тенденция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19