скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Валютное право скачать рефераты

Метод валютного контроля -- это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни-тельные.

Основные методы валютного контроля -- наблюдение (посто-янное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля -- обследо-вание (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изуче-ние финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля -- запрос ин-формации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка до-кументальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные ор-ганизационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма валютного контроля -- осуществ-ляется Правительством РФ по двум направлениям:

а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся ор-ганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Бан-ком России;

б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномо-ченными банками профессиональных участников рынка цен-ных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов ва-лютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля -- наблюдение, результатом которого может стать издание подза-конного нормативного правового акта;

общая форма валютного контроля -- осуществляется феде-ральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ -- Федеральной службой финансово-бюд-жетного надзора. Отличие общего валютного контроля от спе-циального состоит в том, что он распространяется на всех уча-стников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия феде-ральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валют-ных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля -- проведение проверок;

специальная форма валютного контроля -- осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соот-ветствующее направление контрольной деятельности не являет-ся основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах об-щественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках дан-ной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль -- осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъ-ектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютно-го контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномочен-ный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка Рос-сии. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа ва-лютного контроля;

· обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валют-ного контроля банковский валютный контроль опосредует кон-троль государства за совершением банковских валютных опера-ций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, -- проведение проверок, уполномоченными банка-ми -- наблюдение;

б) таможенный валютный контроль -- осуществляется тамо-женными органами за порядком проведения валютных опера-ций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг че-рез таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного ва-лютного контроля -- наблюдение. Также используются специ-альные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): провер-ка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, лич-ный досмотр;

в) налоговый валютный контроль -- осуществляется налого-выми органами в переделах их компетенции (ст. 30--33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (да-лее -- Закон о налоговых органах)). Основной метод налогово-го валютного контроля -- проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг -- осуществля-ется не являющимися уполномоченными банками профессио-нальными участниками рынка ценных бумаг, в том числе дер-жателями реестра (регистраторами), подотчетными федераль-ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг -- Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом ва-лютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валют-ных операций с внешними ценными бумагами и нерезидента-ми -- валютных операций с внутренними и внешними ценны-ми бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг -- наблюдение.

По способу организации контрольных мероприятий валют-ный контроль можно классифицировать на дистанционный (до-кументальный) и контактный. Дистанционный контроль ис-пользуется в повседневной деятельности органов и агентов ва-лютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым ва-лютным операциям. Он является основным способом органи-зации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредст-венно на подконтрольном объекте.

По времени осуществления валютный контроль можно под-разделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистра-ции счета (вклада), открываемого в банке за пределами терри-тории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную гра-ницу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при пред-ставлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).

§ 3. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция

Часть 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля. Ее образуют Пра-вительство РФ, органы валютного контроля и агенты валют-ного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ в сравнении с п. 2 ст. 11 Закона РФ № 3615-1 сформулирована таким образом, что исключает указание в ка-ком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган (органы) валютного контроля имеет только Правительство РФ.

Особенность правового положения Правительства РФ в системе органов и агентов валютного контроля заключается также в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительст-во РФ -- орган общей компетенции, а иные федеральные орга-ны исполнительной власти являются органами специальной компетенции. В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федераль-ных органов исполнительной власти -- органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не яв-ляющихся уполномоченными банками профессиональных уча-стников рынка ценных бумаг и таможенных органов как аген-тов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ).

Органами валютного контроля являются Банк России и фе-деральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного кон-троля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 с последующими изменениями функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности могут осу-ществлять федеральные службы. Следовательно, по общему правилу федеральные министерства и федеральные агентства не могут быть ни органами, ни агентами валютного контроля (исключения могут быть установлены указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ -- подп. «в» п. 3 и подп. «г» п. 5).

В настоящее время органом валютного контроля, уполно-моченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Согласно постановлению Прави-тельства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-щим функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций -- осуществление контроля за соответствием прово-димых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разреше-ний, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвер-жденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278'); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных фе-деральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валю-те Российской Федерации (подп. 5 п. 4).

Агентами валютного контроля являются четыре группы субъектов:

· уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

· не являющиеся уполномоченными банками профессиональ-ные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу ис-полнительной власти по рынку ценных бумаг;

· таможенные органы;

· налоговые органы.

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг к профес-сиональным участникам рынка ценных бумаг относятся:

· брокеры -- юридические лица, осуществляющие деятель-ность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

· дилеры -- юридические лица, коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательст-вом покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявлен-ным лицами, осуществляющими такую деятельность, ценам;

· управляющие -- юридические лица, осуществляющие от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными им во владение и при-надлежащими другому лицу в интересах этого лица или указан-ных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получае-мыми в процессе управления ценными бумагами;

· клиринговые организации -- юридические лица, осуществ-ляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценны-ми бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

· депозитарии -- юридические лица, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

· держатели реестра (регистраторы) -- юридические лица, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение и пре-доставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра вла-дельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обес-печивающая идентификацию зарегистрированных в системе ве-дения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держате-лей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и со-ставлять реестр владельцев ценных бумаг;

· организаторы торговли на рынке ценных бумаг -- юридиче-ские лица, в том числе фондовые биржи, предоставляющие ус-луги, непосредственно способствующие заключению граждан-ско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками Рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные Управления; таможни; таможенные посты.

Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 7 ст. 403 ТК РФ, в соответствии с которым те органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерези-дентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регули-рования.

В соответствии со ст. 1 Закона о налоговых органах налого-вые органы РФ представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правиль-ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, преду-смотренных законодательством РФ, -- за правильностью ис-числения, полнотой и своевременностью внесения в бюджет-ную систему РФ других обязательных платежей, установлен-ных законодательством РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержа-щей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением ва-лютного законодательства РФ в пределах компетенции налого-вых органов. Согласно ст. 6 названного Закона главными зада-чами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью ис-числения, полнотой и своевременностью внесения в бюджет-ную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, -- за пра-вильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне-сения в бюджетную систему РФ других обязательных плате-жей, установленных законодательством РФ, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодер-жащей, алкогольной и табачной продукции, валютный кон-троль, осуществляемый в соответствии с валютным законода-тельством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативны-ми правовыми актами органов валютного регулирования и Законом о налоговых органах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19