скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Состояние и перспективы развития пенсионного фонда в России скачать рефераты

2. Высокая рождаемость в сочетании с низкой продолжительностью жизни. Как ни цинично это звучит, но низкая продолжительность жизни хороша для государственной пенсионной системы, поскольку при этом сокращается количество пенсионеров. Кроме того, высокая рождаемость приводит к относительному увеличению численности лиц работоспособного возраста.

Описываемая модель пенсионной системы Российской Федерации включает в себя блок прогнозирования численности населения. Расчетные алгоритмы блока, использующие стандартный метод передвижки по возрастам с миграцией, практически совпадают с используемыми Госкомстатом России. Это позволяет заложить в модель любые предположения об основных параметрах демографического прогноза:

1. Рождаемости: суммарный коэффициент рождаемости и средний возраст матери при рождении ребенка;

2. Смертности: ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин, а также младенческая смертность;

3. Миграции: общее количество выбывших из страны и прибывших в страну.

Следует заметить, что, во-первых, в блок прогнозирования численности населения заложены алгоритмы перевода интегральных показателей, таких, как продолжительность жизни или общее количество прибывших и выбывших, в половозрастные характеристики смертности и миграции; во-вторых, модель позволяет проводить расчеты с использованием внешнего прогноза численности населения; в-третьих, как уже упоминалось выше, низкий, средний и высокий сценарии Госкомстата России предусматривают достаточно низкую международную миграцию, поэтому миграция не учитывается в приведенных выше формулах для расчета основных показателей страховой и накопительной частей трудовой пенсии, однако изложенный в данной статье подход позволяет модифицировать формулы таким образом, чтобы они в явном виде учитывали обе составляющие миграции: эмиграцию и иммиграцию, что имеет смысл только в случае изучения вопроса о возможном влиянии на пенсионную систему высокой миграции.

Разбивка половозрастных групп на подгруппы

Разбивка половозрастных групп на подгруппы проводилась в соответствии с установленными выше процентными соотношениями Клевцова Т. А., «Особый порядок размещения пенсионных резервов НПФ. Итоги 2006 года. Перспективы дальнейшей работы»// Пенсия, 2007 №3..

В базовом сценарии численность досрочных пенсионеров по старости устанавливалась в соответствии с действующим законодательством. Это означает сокращение их численности в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который предусматривает, что указанные в данной статье лица, проработавшие на 1 января 2003 года менее половины требуемого для досрочного назначения пенсии срока, будут получать профессиональные пенсии, назначение которых будет регулироваться соответствующим федеральным законом. Одним из основных альтернативных сценариев является исключение из пенсионного законодательства права на досрочную пенсию по старости.

В базовом сценарии количество плательщиков пенсионных взносов установлено в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России. В альтернативных сценариях рассмотрены иные варианты расчета численности плательщиков взносов.

Дополнительно проведен анализ чувствительности основных финансовых результатов модели к изменению численности пенсионеров по инвалидности.

Макроэкономический фактор

В модели использовались следующие макроэкономические показатели Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2006.:

· прогноз темпов инфляции;

· прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП);

· прогноз роста средней заработной платы.

В базовом сценарии применялся прогноз Минэкономразвития России. В альтернативных сценариях варьировались прогнозируемый рост ВВП и связанный с ним рост средней заработной платы.

Доходность инвестиций

Доходность инвестиций -- очень важный параметр, определяющий эффективность введения накопительной части трудовой пенсии. Следует отметить, что с точки зрения пенсионной системы важна не номинальная, а реальная доходность, то есть доходность сверх инфляции. Более того, большое значение имеет превышение доходности инвестиций над темпами роста заработной платы, поскольку рост заработной платы напрямую связан с объемом взносов Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2001..

Доходность инвестиций -- очень трудно прогнозируемый, наряду с макроэкономическими показателями, фактор, который в значительной степени зависит и от регулирования пенсионных инвестиций.

В качестве базовой ставки доходности при моделировании российской пенсионной системы использовался прогноз Минэкономразвития России. В альтернативных вариантах этот показатель варьировался в широком диапазоне.

Следует учитывать, что доходность инвестиций на этапах накопления и выплаты пенсии может быть разной. Это связано с различиями в регулировании пенсионных накоплений на этих двух этапах, а также с тем, что пенсионными накоплениями и выплатой пенсии могут заниматься разные финансовые институты, например накоплениями могут заниматься негосударственные пенсионные фонды, а выплатой пенсий -- страховые компании.

Индексация базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии

В базовом сценарии базовая часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с инфляцией. Альтернативные варианты предусматривали более высокую индексацию, с тем чтобы довести базовую часть трудовой пенсии до уровня прожиточного минимума.

В базовом сценарии страховая часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с индексом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Альтернативные сценарии предусматривали широкий выбор вариантов индексирования.

Накопительная часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с доходностью инвестирования пенсионных накоплений.

Пенсионный возраст

Как уже говорилось выше, общей для большинства стран мира проблемой является повышение коэффициента демографической нагрузки (отношения количества пенсионеров к численности работников), причиной которого являются падение рождаемости и рост продолжительности жизни. Одной из наиболее действенных мер по снижению нагрузки на бюджет и на плательщиков пенсионных взносов является повышение пенсионного возраста, которое снижает коэффициент демографической нагрузки, увеличивает период уплаты пенсионных взносов и сокращает период выплаты пенсий. Во многих странах мира, в том числе и во многих бывших республиках Советского Союза, пенсионный возраст повышен или его повышение запланировано. Кроме того, интересно отметить, что во многих странах проведено или запланировано выравнивание пенсионного возраста. К этим странам относятся, в частности, Австралия, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Ирландия и Португалия. Выравнивание пенсионного возраста, по-видимому, связано с такими факторами, как изменение социального статуса женщин, снижение рождаемости (сокращение времени на выращивание внуков), а также более высокая продолжительность жизни женщин, чем продолжительность жизни мужчин.

Следует заметить, существует мнение, что рост пенсионного возраста ведет к росту безработицы. Однако, чтобы избежать этого, достаточно осуществлять повышение пенсионного возраста постепенно, компенсируя растущую вследствие низкой рождаемости нехватку рабочей силы, а также проводить активную политику государства в сфере занятости и на рынке труда, в том числе касающуюся устранения дискриминации по возрасту.

В базовом сценарии использовался современный пенсионный возраст (60 лет -- для мужчин и 55 -- для женщин). Альтернативные сценарии рассматривали повышение пенсионного возраста вплоть до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. На рис. 2 показаны коэффициенты пенсионной нагрузки для среднего сценария демографического прогноза при разном пенсионном возрасте. Из данного рисунка, в частности, видно, что повышение пенсионного возраста до 65 лет позволит снизить коэффициент пенсионной нагрузки почти вдвое.

Рисунок 2 Коэффициент демографической нагрузки для среднего демографического сценария при изменении пенсионного возраста для мужчин и женщин Российский статистический ежегодник 2006: статистический сборник./ Госкомстат России. - М., 2006.

Российским пенсионным законодательством предусмотрена выплата трех типов, трудовых пенсий -- по старости и за выслугу лет; по случаю потери кормильца; по инвалидности, а также социальных пенсий. На рис. 3 приведены данные Госкомстата России о численности пенсионеров-получателей указанных типов пенсий в период с 1990 по 2006 год.

Рисунок 3 Динамика численности основных групп пенсионеров в % от общей численности пенсионеров в соответствующем году

В настоящее время численность пенсионеров по старости и за выслугу лет составляет 77,0% от численности всех пенсионеров. Следующие по величине группы пенсионеров -- пенсионеры по инвалидности (11,6%), пенсионеры по случаю потери кормильца (6,5%) и пенсионеры-получатели социальной пенсии (4,2%). Численность прочих категорий пенсионеров составляет менее 1,0% от их общей численности, поэтому при анализе эти категории пенсионеров не учитываются. Из рис. 4 видно, что относительные численности основных категорий пенсионеров на протяжении последнего 10-летия были достаточно стабильными. Отсутствие ярко выраженных трендов даже в сложных социально-экономических условиях, в которых Россия находилась в указанный период времени, позволяет сделать предположение о консервативности этих показателей и в перспективе.

Коэффициенты, используемые для расчета размера пенсии

Для расчета страховой (условно-накопительной) и накопительной частей трудовой пенсии накопления (условные или реальные) нужно разделить на остаточную продолжительность жизни Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2007.

В базовом сценарии использовались установленная действующим законодательством одинаковая для мужчин и женщин остаточная продолжительность жизни. В альтернативных вариантах применялись расчетные, основанные на реальной остаточной продолжительности жизни, показатели. Кроме того, следует отметить, что использование одинаковой средней остаточной продолжительности жизни для мужчин и для женщин при разных возрастах выхода на пенсию является, в сущности, дискриминацией мужчин. Одинаковые размеры остаточной продолжительности жизни, как правило, используются только при наличии одинаковых возрастов выхода на пенсию. Такой подход применялся в альтернативных сценариях.

Ставки пенсионных взносов (налогов)

В базовом сценарии ставки пенсионных взносов принимались равными величинам, установленным действующим законодательством. В альтернативных сценариях рассматривались различные варианты уплаты пенсионных взносов теми группами плательщиков, которые в настоящее время уплачивают взносы по льготным ставкам -- индивидуальными предпринимателями, адвокатами, сельскохозяйственными работниками и т. д Вьюницкий В.И., «Шведский опыт реформирования пенсионной системы»// Пенсия, 2006 №3..

Следует отметить, что в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует какая бы то ни было регламентация индексирования регрессивной шкалы уплаты единого социального налога. Сохранение действующей шкалы приведет вследствие инфляции и роста заработной платы в реальных величинах к обесцениванию единого социального налога. Поэтому, очевидно, что эту шкалу необходимо проиндексировать или отменить. В базовом сценарии коэффициент перевода номинальных взносов в фактические (учитывающие регрессивную шкалу) установлен на долгосрочную перспективу в пределах имеющегося на сегодняшний день уровня. В альтернативных сценариях рассматривались иные подходы, в том числе отмена регрессивной шкалы.

2.3 Принцип расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии

Новая пенсионная система предусматривает три части трудовой пенсии по старости и инвалидности: базовую, страховую, основанную на условно-накопительном принципе, и накопительную. Введение накопительных принципов существенно усложнило моделирование пенсионной системы Российской Федерации, поскольку потребовало учета не только размера заработной платы перед выходом на пенсию и стажа работы, но и истории уплаты взносов.

С математической точки зрения расчет условных накоплений в страховой части трудовой пенсии в сущности тот же, что и расчет реальных накоплений.

В основу моделирования пенсионной системы Российской Федерации положен социально-когортный подход. Суть этого подхода поясним на примере расчета страховой части трудовой пенсии по старости для группы трудоспособных, не получающих пенсию лиц мужского пола, которым в базовом (2007) году моделирования было 50 лет Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2007.

По состоянию на 1 января 2007 года названная группа лиц уже имела некоторый (суммарный по всем членам) расчетный пенсионный капитал (РПК). В течение 2007 года могут произойти следующие события:

1. Группа лишится части своих членов, вследствие:

смерти членов когорты в течение 2007 года;

перехода некоторых членов группы в группу лиц, получающих пенсию по старости (досрочную);

перехода некоторых членов в группу лиц, получающих пенсию по инвалидности;

2. Будет произведена индексация РПК;

3. Будут уплачены годовые взносы на страховую часть трудовой пенсии.

Выбывшие из группы лица изымут свой РПК из суммарного РПК группы. Оставшийся РПК будет индексироваться и пополняться за счет взносов, которые будут уплачены 2002 году.

Этот процесс будет повторяться в течение последующих лет прогноза до тех пор, пока группа не достигнет возраста 60 лет. По достижении 60-летнего возраста все члены группы начнут получать пенсию по старости, средний размер которой на дату установления пенсии будет равен суммарному размеру РПК группы, деленному на численность группы, на дату достижения 60-летнего возраста и остаточную продолжительность жизни, используемую для расчета страховой части трудовой пенсии.

Важно отметить, что речь идет о расчете среднего размера страховой части трудовой пенсии лиц, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет -- для мужчин и 55 лет -- для женщин). Не делается попытки разделить людей на группы, связанные, например, с их статусом в отношении уплаты пенсионных взносов, размером заработной платы и т. д., поскольку многие граждане, как уже говорилось выше, не принадлежат все время к одной и той же социальной группе, а мигрируют между ними. В каждом году прогноза группа лиц, не получающих пенсию, состоит из:

1. Плательщиков единого социального налога, которых можно далее разделить в соответствии с установленными в Налоговом кодексе Российской Федерации группами, платящими налоги по различным ставкам;

2. Плательщиков страховых взносов в форме фиксированного платежа. (В соответствии со статьей 28 Закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.);

3. Лиц, по разным причинам не платящих пенсионные взносы, -- безработных, учащихся, лиц, уклоняющихся или освобожденных от уплаты взносов, домохозяек и т. д.

При этом статус плательщика (или неплательщика) взносов регулярно меняется. Поэтому рассчитанный в соответствии с социально-когортным подходом размер пенсии является по сути размером пенсии среднего человека, который был и плательщиком единого социального налога, и плательщиком страховых взносов в форме единого платежа, и безработным и т. д.

Глава 3 Перспективы развития новой пенсионной системы

3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6