скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рынок государственных ценных бумаг Казахстана скачать рефераты

Денежные ЦБ оформляют заимствование денег - это долговые ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило являются краткосрочными (со сроком погашения менее одного года).

Капитальные ЦБ выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства. Капитальные ЦБ подразделяются на долевые и долговые ЦБ.

К долевым ЦБ относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты.

Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода от ЦБ, составляющей этот инвестиционный фонд.

Акция - это бессрочная ЦБ, свидетельствующая о вкладе в имущество акционерного общества (АО) и дающая право на получение части дохода АО, подлежащего разделу в виде дивидендов, а также на участие в управлении предприятием.

Различают привилегированные и простые акции.

От обыкновенной акции привилегированная отличается тем, что сумма дивидендов по ней фиксирована, заранее оговорена и составляет определенный процент от номинальной стоимости акции (не зависит от текущей прибыли предприятия). Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована, она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов.

К долговым ЦБ относятся все виды облигаций, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты. Долговые ЦБ удостоверяют отношения займа. Они могут быть как краткосрочными (со сроком погашения менее одного года), так и долгосрочными (со сроком погашения более одного года). По истечении определенного срока заемщик должен вернуть обозначенную на облигации (или закладной) сумму. Доход по этим ЦБ может быть как регулярным (когда определенные проценты от номинальной стоимости ЦБ выплачиваются регулярно в определенные сроки в течение всего периода займа), так и разовым (получаемым в момент погашения облигации за счет разницы между покупкой и номинальной стоимостью), но в любом случае доход является фиксированным и гарантированным.

Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

Еврооблигации. Следует различать еврооблигации и облигации, выпускаемые на национальных рынках капитала. Как было сказано раньше, внутренний выпуск облигаций осуществляется инвестором, являющимся резидентом страны выпуска, проводится в валюте этой страны и, как правило, размещается в стране выпуска.

Внутренний выпуск может быть размещен в иностранном государстве, но все равно в валюте страны эмитента, и большая часть будет размещена опять-таки в стране эмитента. Напротив, еврооблигации выпускаются в валюте, отличной от валюты страны, резидентом которой является эмитент, и облигации будут размещаться среди международных инвесторов из разных стран.

Более того, группа по размещению будет состоять из представителей международных инвестиционных банков. Следует помнить, что название «евро» возникло только благодаря месту расположения двух ведущих клирингово-расчетных палат, занимающихся этими выпусками, и это не значит что они ограничены только европейскими инвесторами и основана в 1972 году в основном французскими и немецкими банками в качестве конкурента EUROCLEAR. Расчеты и клиринг по большинству еврооблигаций осуществляются этими организациями.

Депозитный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитные сертификаты выдаются юридическим лицам, сберегательные - физическим.

Все ЦБ делятся на именные и не именные (на предъявителя). Движение каждой именной ЦБ, любые операции с ней строго фиксируются в книге регистрации, которая ведется эмитентом.

Вексель - это разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, владельцу векселя (векселедержателю) при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его предъявлению.

Существует также целый ряд вторичных ЦБ, закрепляющих права и обязанности эмитента и инвестора по совершению определенных операций с ЦБ. К таким ЦБ относятся опционы, фьючерсы, права, ордера и др.

Опцион - это краткосрочная ЦБ, дающая право ее владельцу купить или продать другую ЦБ в течение определенного периода по определенной цене контрагенту, который за денежную премию принимает на себя обязательство реализовать это право.

Финансовые фьючерсы - стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ЦБ по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.

Варранты - это ЦБ, выражающие льготное право на покупку акций эмитента (чаще всего обыкновенных акций) в течение определенного (обычно несколько лет) периода по определенной цене. На практике дело обстоит таким образом, что банки эмпирически изобретают собственные производные ЦБ и схемы их применения.

Основные цели деятельности банков на рынке ценных бумаг (РЦБ) следующие:

· привлечение дополнительных денежных ресурсов для традиционной расчетной и кредитной деятельности на основе эмиссии ЦБ;

· получение прибыли от собственных инвестиций в ЦБ за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ЦБ;

· получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ЦБ;

· расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций, учреждения подконтрольных финансовых структур;

· доступ к дефицитным ресурсам через ЦБ, которые дают такое право и собственником которых становиться банк;

· поддержание необходимого запаса ликвидности.

Что касается конкретных видов операций, то их выбор зависит от типа политики на РЦБ, которую выбирает для себя банк. При этом важно иметь в виду по возможности полный перечень видов операций и сделок, из которых состоит фондовая деятельность, чтобы обоснованно определить свои приоритеты на данном рынке.

Значение ценных бумаг

Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие важнейшие моменты. Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Во-вторых, размещение ценных бумаг - эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения. В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы - барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства.

Проблемы формирования и функционирования рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Казахстанский рынок ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991--1992 гг. рынок государственных ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.

К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что "юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами", а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию.

Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии.

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовая биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа -- вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски государственных ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка государственных ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о государственных ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

20 марта 1994 года был принят указ Президента Республики Казахстан "О мерах по формированию рынка ценных бумаг" № 1613, в соответствии с которым была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Председатель и четыре члена которой первоначально осуществляли свои функции без отрыва от основной работы. Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и предусмотрено создание Центрального депозитария ценных бумаг Республики Казахстан в ведении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года был признан утратившим силу.

11 января 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ "Вопросы Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам" № 2019, в соответствии с которым была исключена ранее действовавшая норма о том, что Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.

21 апреля 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ, имеющий силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже", который ликвидировал правовой вакуум в государственном регулировании рынка ценных бумаг, возникший после прекращения действия закона "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года. В данном указе:

Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта 1996 года постановлением Правительства № 370 было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. При этом, несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Страницы: 1, 2, 3, 4