скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Роль местных финансов в развитии экономики региона скачать рефераты

Регулирования доходов бюджетов в целях их сбалан-сирования применяется метод прямой финансовой поддерж-ки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фик-сированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде дотации, субвенции или суб-сидии.

Дотация в бюджетных отношениях -- это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета ни-жестоящего территориального уровня.

С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик, автономных образований, а затем и внутри республик и областей.

Субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвоз-мездной и безвозвратной основах для осуществления опреде-ленных целевых расходов.

Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Россий-ской Федерации, краям, областям, автономным округам, го-родам Москве и Санкт-Петербургу" был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) те-кущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестици-онные, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом установлены особые условия и порядок предоставления текущих и целевых инве-стиционных субвенций.

Текущие субвенции предназначены для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита ни-жестоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоя-щего уровня.

Инвестиционные целевые субвенции предназначены для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий.

Текущие и инвестиционные целевые субвенции, полу-ченные из федерального бюджета, включаются соответствен-но в бюджеты субъектов Федерации, областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.

Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в со-ставе федерального бюджета образован фонд финансовой под-держки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них суб-сидии -- 6,5 млрд. руб., субвенции -- 1,5 млрд. руб., финансо-вая помощь субъектам РФ -- 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержки жизне-обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снаб-жения населения; строительство предприятий (организаций) социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; фи-нансирование целевых программ по развитию регионов.

Объем и распределение фонда субвенций на инвестиции из федерального бюджета осуществляются на основе запро-сов представительной власти субъектов Федерации. Исполь-зование субвенций на инвестиции не ведет к изменению форм собственности на построенные с их помощью объекты.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, пре-доставляются за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации и резервных фондов правительств субъектов Федерации.

Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контро-лировать ее использование. Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит воз-врату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бес-спорном порядке за счет средств получателя субвенции в трех-месячный срок после принятия решения.

Кроме дотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.

Субсидия (помощь, поддержка) -- средства, предостав-ляемые из бюджета или специальных фондов бюджету дру-гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В финансовой практике применяется также такая фор-ма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые друго-му бюджету на возвратной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В целях наведения порядка с погашением задолженности по налогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление "О порядке и сроках проведения ре-структуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начис-ленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать: на б лет -- по налогам и сборам, а после погашения налоговой задолженности -- на 4 года по пеням и штрафам. Однако это возможно лишь при соблюдении сле-дующих условий:

1. организация должна осуществлять все текущие нало-говые платежи не менее чем в течение двух месяцев до мо-мента подачи заявления о предоставлении права на реструк-туризацию;

2. организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые платежи в пол-ном объеме.

В то же время, если организация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графи-ком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четы-рех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.

Реструктуризация задолженности организации по обя-зательным платежам в федеральный бюджет осуществляет-ся один раз. Принятие решения о реструктуризации предо-ставлено территориальному налоговому органу по месту ре-гистрации в случае, если сумма задолженности не превыша-ет 20 млн. руб.

Принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета - на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально поступающих доходов.

Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в установленном законодательством порядке.

Для осуществления расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой.

Контроль за целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.

Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут быть направлены: осуществление различных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Принципы межбюджетных отношений.

Бюджетные отношения между органами государствен-ной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансо-вой поддержки строятся на основе определенных принци-пов, характерных для бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения основываются на следую-щих основных принципах:

· самостоятельность бюджетов всех уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;

· сбалансированность интересов всех участников меж-бюджетных отношений бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с феде-ральным бюджетом;

· законодательное разграничение доходных источни-ков между бюджетами;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обес-печенности;

· единство бюджетной системы РФ;

· передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;

· средства, переданные бюджету одного уровня от бюд-жета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия ре-шений, которые приводят к увеличению расходов бюдже-тов других уровней, за исключением случаев в связи с чрез-вычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

Основой для расчета финансовой помощи территори-альным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы мини-мальной бюджетной обеспеченности, определяемые на ос-нове единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.

Финансовая поддержка субъектов Федерации предос-тавляется в формах, установленных законодательством Рос-сийской Федерации.

Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их

характеристика.

Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) име-ет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обыч-но это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).

Через федеральный бюджет в России во второй поло-вине 90-х годов перераспределялось 10--14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).

Из-за того, что налоговые поступления не могут обес-печить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отноше-ниях.

В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Рос-сийской Федерации оказание финансовой помощи из феде-рального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:

· предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;

· предоставление субсидий;

· предоставление субвенций на финансирование от-дельных целевых расходов;

· предоставление бюджетной ссуды;

· иная безвозвратная и безвозмездная передача средств.
Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в

доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Рассмотрим, что представляет собой каждая из назван-ных форм фин ансовой помощи.

Дотация -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на без-возмездной и безвозвратной основах для покрытия теку-щих расходов.

Субсидия (помощь, поддержка) -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной сис-темы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных целе-вых расходов.

Одним из основных способов передачи средств из вы-шестоящего бюджета нижестоящему бюджету -- отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоя-щим бюджетом.

Перечень и ставки федеральных налогов определяются законодательством России, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-ной финансовый год на срок не менее трех лет.

Такая форма финансовой помощи существует десяти-летия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых -- единство бюджетных источников для всех бюд-жетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.

Если бюджет территории не имеет достаточных разме-ров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет воз-можности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой по-мощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные и инструктивные документы:

Бюджетный кодекс Российской Федерации. - 5-е изд. - М.: Ось-89, 2002. - 192с.

II. Учебная и специальная литература:

Авдокушин. Е.Ф. Международные экономические отношения/ М.: 2000.-256с.

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. Д.э.н, профессора А.И. Добрынина. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 1999.-199с.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - С.- Пб., 1992.- 496 с.

Лобковича Э.И., под общ. его ред. М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон. Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 1999.-192с.

Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ. М., 1992.

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей/Пер. с англ. М.: 1992.-128с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы проблемы и политика: в I и II, М.: Изд. “Республика” 1992.- I том 399с., II том 400с.

Соловых Н.Н., Венцкене С.А., Крым А.Б. и др.Экономическая теория. Экономика: учебное пособие./ Под. Общ. Ред. Соловых Н.Н. Часть 2. - М.: Московский университет потребительской коопераций, 2003.- с. 246.

Семёнов К.А. Международные экономические отношения: Курс

лекций- М.: Гардарика, 1998.- 336с.

Фаминского И.П. под.ред../Основы внешнеэкономических

знаний. 2-е М., 1994.-259с.

III. Материалы периодической печати:

Дело. Восток+Запад.1995. № 10.

Нахович Э. Современная мировая экономическая система. Спец-курс //РЭЖ.1996. № 7-9.

Шишков 10. ЕС между прошлым и будущим (Европейское Сообщество единое рыночное пространство) /Иптерлинк. 1993. N 2.

Страницы: 1, 2