скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рентабельность:методы расчета и система оценки на предприятии скачать рефераты

Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции данного вида продукции

( 8 )

где Rизд рентабельность отдельного изделия;

Пизд прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;

Сизд полная себестоимость выпуска данного изделия,

формула 8 часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и исходя из этого формирует цену по формуле

( 9 )

где Z цена продукции,

однако в экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации

( 10 )

где Rед. рентабельность единицы отдельного вида продукции;

z цена единицы изделия;

s себестоимость единицы изделия.

это обусловлено тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель. Кроме того, если предприятие имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежных единицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной. По этому, в экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.

Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно. Рассмотрим условный пример определения рентабельности продукции В приведенном примере итоги по себестоимости, выручке от реализации продукции и прибыли, совпадают с данными отчетности (Приложение 1). Объем реализации на предприятии за 1995-1996 гг. приведен в таблицах 2 - 5

Таблица 2. Калькуляция затрат на реализацию продукции за 1996г.

реализовано, шт.

цена приобретения, тыс.руб.

себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

(переменные издержки)

условно постоянные издержки Условно постоянные издержки рассчитаны исходя из удельного веса каждого вида продукции в общем объеме реализации.

совокупные издержки

Продукция 1

2560

9,25

23680,0

1686,4

25366,4

Продукция 2

32

11,35

359,3

30,0

389,3

Продукция 3

4268

11,95

50991,5

8326,8

59318,3

Продукция 4

987

24,00

23688,0

2425,0

26113,0

Продукция 5

2865

15,03

43064,8

4988,7

48053,5

Продукция 6

536

26,10

13990,9

1459,3

15450,2

Продукция 7

1169

19,50

22795,5

2492,6

25288,1

Продукция 8

425

35,00

14875,0

1810,4

16685,4

Продукция 9

6212

10,00

62115,2

5891,2

68006,4

итого

255560,3

31513,9

287074,2

Таблица 3. Расчет прибыли и рентабельности реализации продукции за 1996г.

цена реализации, тыс.руб.

выручка от реализации, тыс.руб

Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, %

прибыль от реализации, тыс.руб

рентабельность продукции, %

Продукция 1

10,42

26671,24

5,35%

1304,85

11,22%

Продукция 2

14,98

474,34

0,10%

85,01

24,24%

Продукция 3

46,75

199511,78

40,03%

135905,38

74,44%

Продукция 4

33,30

32867,10

6,59%

7100,96

27,93%

Продукция 5

23,60

67614,00

13,57%

20274,02

36,31%

Продукция 6

36,90

19778,40

3,97%

4536,90

29,26%

Продукция 7

28,90

33784,10

6,78%

8852,47

32,53%

Продукция 8

57,74

24537,60

4,92%

8111,12

39,38%

Продукция 9

15,00

93172,74

18,69%

25166,39

33,33%

итого

498411,30

100%

211337,09

42,40%

Таблица 4. Калькуляция затрат по реализации продукции на 1995г.

реализовано, шт.

цена приобретения, тыс.руб.

себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

(переменные издержки)

условно постоянные издержки

совокупные издержки

Продукция 1

4 664

1,9

8 721,0

870,7

9 591,7

Продукция 2

4 269

8,5

36 073,1

3 535,9

39 609,0

Продукция 3

3 587

5,2

18 580,7

2 656,4

21 237,0

Продукция 4

546

9,9

5 378,1

509,7

5 887,8

Продукция 5

987

8,5

8 340,2

789,0

9 129,1

Продукция 6

618

10,8

6 662,0

685,2

7 347,3

Продукция 7

879

6,4

5 652,0

656,4

6 308,4

Продукция 8

348

7,4

2 576,9

291,0

2 867,9

Продукция 9

1 500

5,5

8 220,0

1 005,8

9 225,8

итого

100 203,9

11 000,0

111 203,9

Таблица 5. Расчет прибыли и рентабельности реализованной продукции за 1995г.

цена реализации, тыс.руб.

выручка от реализации, тыс.руб

Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, %

прибыль от реализации, тыс.руб

рентабельность продукции, %

Продукция 1

2,13

9933,6

7,2%

420,9

12,2%

Продукция 2

9,45

52103,9

37,7%

11878,5

30,8%

Продукция 3

11,94

28624,3

20,7%

7762,4

35,1%

Продукция 4

10,65

6814,1

4,9%

892,9

21,1%

Продукция 5

9,12

10452,3

7,6%

1279,2

20,2%

Продукция 6

12,65

7817,7

5,7%

532,6

14,8%

Продукция 7

8,52

7489,1

5,4%

1240,3

24,5%

Продукция 8

9,54

3319,9

2,4%

478,4

22,4%

Продукция 9

7,65

11475,0

8,3%

2340,5

28,4%

итого

138029,8

100,0%

26825,9

19,4%

Как видно из приведенных данных рентабельность всей продукции, может достаточно сильно отличаться от рентабельности отдельного вида изделия. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции.

Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Определить влияние на изменение рентабельности цены и себестоимости можно используя метод цепных подстановок (формулы 5,6,7)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5