Региональные и местные налоги
2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего - расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2001. С.55
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2003.С 39
1.2 Региональные и местные налоги - нормативно-правовая база
Согласно Налоговому Кодексу РФ, принятому в 2001, к региональным налогам относился:
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налог на игорный бизнес;
7. региональные лицензионные сборы. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14
К местным налогам относились:
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование и дарение;
5. местные лицензионные сборы. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 15
При введение в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъект РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14
Но со дня принятия нового Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения.
С 1 января 2005 года были отменены налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru С 1 января 2002 года был отменен дорожный налог и с 1 января 2004 года - налог с продаж.
То есть, на 2006 год действуют следующие виды налогов:
1) Региональные - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
2) Местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru
То есть на данный момент для целей налогообложения юридических лиц нас могут интересовать только следующие налоги: региональные - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; а из местных налогов только земельный налог. Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru
Транспортный налог.
Согласно пп. «ж» п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003. С. 18
Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. (Ст. 358 НК РФ).
Внесены изменения в статью 359 с 2005 года, в соответствии с которыми Налоговая база по воздушным транспортным средствам с реактивным двигателем определяется исходя из тяги реактивного двигателя, измеряемой в килограмм-силах. Налоговая ставка составляет 20 рублей с каждого килограмма силы тяги. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» №131-ФЗ от 20.10.2005, согласно которому Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, не будут определять форму отчетности. Закон устанавливает отчетный период по транспортному налогу для налогоплательщиков - организаций (ст.360 НК РФ), обязанность и порядок уплаты ими авансовых платежей (ст. 362 НК РФ) по транспортному налогу.
Для организаций не может быть установлен срок уплаты налога ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С начала текущего года также вступил в силу и следующий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, по которому дополняется перечень транспортных средств (ст. 258 НК РФ) не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре. Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru
При сравнении старых и новых ставок налога можно заметить, что:
- в среднем в 2 раза увеличены налоговые ставки по грузовым автомобилям и другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу;
- по автобусам с мощностью двигателя до 200 л. с. налоговые ставки увеличены в 5 раз, а по автобусам с мощностью двигателя свыше 200 л. с. - в 10 раз;
- по мотоциклам и мотороллерам налоговые ставки увеличены в среднем в 10 раз (в зависимости от мощности);
- по легковым автомобилям прослеживается такая тенденция, что чем выше мощность автомобиля, тем в большее количество раз увеличены налоговые ставки. Так, по автомобилям с мощностью до 100 л. с. ставки увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью свыше 100 л. с. до 150 л. с. ставки увеличены в 5 раз, по автомобилям с мощностью свыше 150 л. с. до 200 л. с. ставки увеличены в 7,8 раз, по автомобилям с мощностью свыше 200 л. с. до 250 л. с. ставки увеличены в 11 раз, а по автомобилям с мощностью свыше 250 л. с. ставки увеличены даже в 23 раза.
Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6 Закона N 1759-1 была предусмотрена норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах, действующих в отдельных регионах. Используя свое право на установление собственных налоговых ставок без каких-либо
Таблица 1
Базовые ставки транспортного налога Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru
N п/п
|
Наименование объекта налогообложения
|
Налоговая ставка (руб.)
|
|
Ставки, устанавливаемые с каждой лошадиной силы
|
|
Автомобили легковые с мощностью двигателя:
|
|
1
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
5
|
|
2
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
7
|
|
3
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
|
4
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
15
|
|
5
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
30
|
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:
|
|
6
|
до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно
|
2
|
|
7
|
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
|
4
|
|
8
|
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)
|
10
|
|
Автобусы с мощностью двигателя:
|
|
9
|
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
|
10
|
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)
|
20
|
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя:
|
|
11
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
5
|
|
12
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
8
|
|
13
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
|
14
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
13
|
|
15
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
17
|
|
Другие транспортные средства:
|
|
16
|
другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
|
5
|
|
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:
|
|
17
|
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно
|
5
|
|
18
|
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)
|
10
|
|
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя:
|
|
19
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
10
|
|
20
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
20
|
|
Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью двигателя:
|
|
21
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
20
|
|
22
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
40
|
|
Гидроциклы с мощностью двигателя:
|
|
23
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
25
|
|
24
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
50
|
|
Воздушные суда, имеющие двигатели:
|
|
25
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
|
25
|
|
Ставки, устанавливаемые с каждой регистровой тонны валовой вместимости
|
|
26
|
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость
|
20
|
|
Ставки с единицы транспортного средства
|
|
27
|
Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27)
|
200
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|