скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Расчеты предприятия с бюджетом по НДС скачать рефераты

Освобождены от уплаты НДС и операции по страхованию (кроме брокерских и других посреднических услуг), выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и другим счетам. Исключение сделано только для доходов, полученных предприятиями и организациями от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, которые с 1994 года должны облагаться НДС.

Обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные материалы, шлака и отходов драгоценных материалов, а также обороты по реализации в Государственный фонд РФ драгоценных материалов и драгоценных камней также не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Не подлежит налогообложению стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления. Стоимость зданий и сооружений, передаваемая безвозмездно одним профсоюзным организациям другими профсоюзными организациями. Стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, организациям и учреждениям органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Не взимается налог при уплате сбора за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационной платы за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю. Не вносится НДС при оплате за действия, за которые взимается государственная плата, а также за услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов.

Особое внимание следовало бы обратить на то, что налоговое законодательство предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость отдельных товаров зарубежного производства. В частности, такая льгота действует при вводе на таможенную территорию России товаров в виде гуманитарной помощи, с декабря 1994 года освобождены от НДС технологическое оборудование, запасные части к нему, а также транспорт общественного пользования и запасные части к нему: специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, при вводе на территорию РФ.

Особое внимание в законодательстве уделено социальной защите и адаптации инвалидов. Для организаций и предприятий, где работают инвалиды, создаются налоговые условия более успешной реализации производимой ими продукции. Освобождены от уплаты НДС товары, работы и услуги, производимые и реализуемые лечебно-производственными или трудовыми мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов, зарегистрированными в Министерстве юстиции. Товары, производимые и реализуемые лечебно-производственными или трудовыми мастерскими противотуберкулезных заведений и учреждений и учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения. Но льгота не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов. Не облагаются налогом товары, работы и услуги собственного производства, кроме брокерских и иных посреднических услуг, производимые и реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников.

При определении права на получение льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Налог на добавленную стоимость с января 1994 года не взимается при реализации товаров, работ и услуг собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий пенсионерам по старости и инвалидам, как работающим на данных предприятиях, так и бывшим их работникам.

Определенные льготы установлены и по стимулированию научной деятельности предприятий и фирм. В частности, при таможенном оформлении не облагаются НДС ввозимые на территорию Российской Федерации оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей.

Освобождение от уплаты НДС действует по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.

Не взимается НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также с получением авторских прав.

В практической деятельности налогоплательщиков и контрольной работе налоговых органов определения оборота, товаров, работ и услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, представляет известную сложность, поскольку предприятия производят и реализуют товары, работы и услуги как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом. Необходимо знать, что право на получение льготы предприятия имеют только при ведении раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров, работ и услуг.

В отдельных случаях с учетом специфики деятельности организации Госналогслужба России и Министерство Финансов России могут рассмотреть вопрос с возмещением НДС, уплаченного поставщиками товаров (работ, услуг), по удельному весу облагаемых оборотов в общей сумме выручки от реализации, включая как облагаемые, так и необлагаемые обороты.

2.3. Применение счетов-фактур на предприятиях общественного питания

Существуют определенные особенности составления счетов-фактур и ведения книги продаж организациями общественного питания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" с 1 января 1997 года все плательщики налога на добавленную стоимость при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг обязаны составлять счета-фактуры. Организации общественного питания не являются исключением из этого порядка.

В связи с этим при реализации юридическим лицам организациям общественного питания продукции собственного производства (например, в ресторане отеля заказывается банкет какой-либо организацией) счета-фактуры составляются в общеустановленном порядке с отражением реквизитов счета-фактуры в книге продаж в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась реализация продукции.

Сумма налога на добавленную стоимость, указываемая в таких случаях в счетах-фактурах, исчисляется по среднему проценту, сложившемуся за прошлый отчетный налоговый период (месяц, квартал). По окончании текущего налогового периода поставщику - организации общественного питания (тот же ресторан) следует составить новый счет-фактуру на сумму разницы между суммой налога на добавленную стоимость, указанной в первоначально оформленном счете-фактуре, и суммой налога, фактически исчисленной в этом налоговом периоде, с пометкой "К уменьшению (увеличению) по перерасчету" и ссылкой на номер ранее оформленного соответствующего счета-фактуры. При этом в книге продаж у поставщика вновь оформленный счет-фактура отражается в общеустановленном порядке с соответствующими изменениями итоговой суммы НДС за отчетный период.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 при реализации товаров за наличный расчет организациями общественного питания непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин требования порядка составления счетов-фактур считаются выполненными, если организация общепита выдала покупателю кассовый чек, содержащий необходимые реквизиты, которыми являются:

- наименование организации общепита;

- номер кассового аппарата;

- номер и дата выдачи чека;

- стоимость (цена) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, при обслуживании в организации общественного питания (тот же ресторан отеля) физического лица счет-фактура не составляется, а его роль выполняет кассовый чек с соответствующими реквизитами. При этом ведение книги продаж осуществляется в порядке, предусмотренном для организаций розничной торговли, то есть с ежедневным отражением товарооборота на основании лент ККМ. По окончании налогового периода сумма НДС, исчисленная в действующем для этих организаций порядке, указывается в книге продаж.

Учитывая многообразие форм деятельности хозяйствующих субъектов, как плательщиков, так и неплательщиков НДС, при поставке продукции между ними возникают дополнительные вопросы применения этого налога, в частности, вопрос о порядке применения налога на добавленную стоимость предприятиями общественного питания при приобретении товаров у частных предпринимателей.

Согласно действующему законодательству по НДС частные предприниматели или физические лица, зарегистрированные как предприниматели без образования юридического лица, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и, следовательно, при реализации товаров и в договорах с покупателями в первичных и в расчетных документах суммы НДС выделять не должны.

Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в случаях, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится.

В связи с этим при использовании организациями общественного питания для производства своей продукции товаров, приобретенных у частных предпринимателей, суммы налога на добавленную стоимость расчетным путем не выделяются и такие товары отражаются в учете по цене приобретения.

2.4. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ

Чтобы по каждому предприятию не вводить дополнительную и весьма громоздкую бухгалтерскую отчетность, отражающую результаты формирования и реализации добавленной стоимости, то есть в целях упрощения расчетов, НДС определяется в зависимости от оборота предприятия. Действующими законодательными и нормативными актами установлено, что сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется как разница между суммами налога, полученными предприятием за реализованные товары, работы и услуги, и суммами заплаченного этим предприятием налога по материальным ресурсам, топливу, работам и услугам производственного назначения.

Уплаченный поставщиком НДС по приобретенным сырью, материалам, топливу, комплектующим и другим изделиям, основным средствам и нематериальным активам, используемыми на производственные цели, на издержки производства и обращения не относятся и учитываются отдельно. То же самое касается налога, уплаченного при таможенном оформлении приобретенных материальных ценностей, ввезенных на территорию России из-за рубежа и использованных на производственные цели. По ввезенным налогооблагаемым товарам и сырью, а также по товарам, освобожденным от НДС при таможенном оформлении, после выпуска их в свободное обращение НДС взимается на всех стадиях, как и по отечественным товарам.

Однако, при продаже и перепродаже товаров, в том числе по договорам комиссии и поручениям, товаров, освобожденных от НДС при таможенном оформлении, облагаемый оборот определяется исходя из продажной цены, уменьшенной на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление.

На протяжении 5 лет с момента введения налога на добавленную стоимость (с 1 января 1992 года) инструкция Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты НДС", изданная на основе Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" подвергалась множеству изменений и дополнений, что не могло отразится на исчислении НДС по основным средствам и нематериальным активам.

Так, согласно пункту 51 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты НДС" от 9 декабря 1991 г. № 1 суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные предприятием по приобретенным основным средствам и нематериальным активам, с 1 января 1993 года на издержки производства и обращения не относятся, а вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет равными долями в течении двух лет, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

В дальнейшем, в период перехода к рыночным отношениям, необходимо было изменить исчисление налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам применительно к условиям рыночной экономики. Поэтому в соответствии с пунктом 47 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты НДС" от 11 октября 1995 г. № 39 суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются из сумм налога, подлежащего взносу в бюджет, равными долями в течении шести месяцев, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

Однако в настоящее время согласно изменениям и дополнениям ГНС РФ № 3 от 22.08.96 г. в Инструкцию ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты НДС" от 11.10.96 г. № 39 суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

По основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объекта независимо от источника финансирования возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при их приобретении, не производится. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости.

Основные средства, принимаемые заказчиками на балансовый учет после ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, отражаются в учете по фактически произведенным затратам, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, с последующим списанием на себестоимость через суммы износа (амортизации).

Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров, работ и услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам по основным средства, ввозимым на территорию Российской Федерации, используемым для производства товаров, работ и услуг, освобождаются от налога на добавленную стоимость, к возмещению у плательщиков налога при принятии на учет на принимаются, и подлежат списанию в установленном порядке через суммы износа (амортизации).

При реализации или безвозмездной передаче приобретенных основных средств и нематериальных активов сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в зависимости от даты их покупки:

а) приобретенных до 1992 года - с полной стоимости их реализации;

б) приобретенных и реализованных в 1992 году по ценам, превышающим цену покупки - с суммы реализации между ценами продажи и приобретения, включающими в себя налог. Для определения суммы налога указанная разница умножается на расчетную ставку в размере 21,88 %;

в) приобретенных после 1991 года (кроме случаев в пункте 6) - в виде разницы между сумой налога, учтенной в продажной цене, и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента продажи основных средств и нематериальных активов. При возникновении отрицательной разницы между суммой налога, полученной от продажи, возмещение налога из бюджета не производится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7