Пути усовершенствования налогообложения в РБ
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
Налоги и отчисления с ФОТ
|
52,1
|
52,3
|
50,3
|
49,1
|
49,4
|
|
Чрезвычайный налог
|
3,0
|
2,7
|
2,8
|
0,0
|
0,0
|
|
Отчисления в фонд занятости
|
1,1
|
1,0
|
1,0
|
0,0
|
0,0
|
|
Единый платеж от ФОТ
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,6
|
3,8
|
|
Подоходный налог
|
11,9
|
10,2
|
10,6
|
9,9
|
9,7
|
|
Отчисления на содержание ДДУ
|
2,2
|
2,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
ФСЗН
|
33,9
|
35,8
|
35,9
|
35,5
|
35,9
|
|
|
Источник: [1,c.37]
Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.
С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.
показатель
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
|
Доходы гос.бюджета
|
3,6
|
6,5
|
36,2
|
51,3
|
11,3
|
239,5
|
1054,9
|
3179,3
|
5728,7
|
8204
|
12168
|
|
Налоговые поступления
|
3,2
|
5,7
|
28,6
|
39
|
85,9
|
205,3
|
923,7
|
2898,5
|
5113,2
|
7219,1
|
10544
|
|
в % к доходам бюджета
|
88,5
|
87,1
|
78,9
|
76,0
|
77,2
|
85,7
|
87,6
|
91,2
|
89,3
|
88,0
|
86,7
|
|
В том числе
|
|
|
Косвенные налоги
|
1,5
|
2,6
|
13,3
|
20,8
|
48,2
|
119,5
|
577,9
|
1862,6
|
3201,9
|
4553,4
|
6658,1
|
|
в % к доходам бюджета
|
42,2
|
40,2
|
36,8
|
40,6
|
43,3
|
49,9
|
54,8
|
58,6
|
55,9
|
55,5
|
54,7
|
|
Прямые налоги
|
1,4
|
2,6
|
12,3
|
13,6
|
31,1
|
66,6
|
269,5
|
887,1
|
1609,2
|
2150,8
|
3033,6
|
|
в % к доходам бюджета
|
37,8
|
40,0
|
34,0
|
26,5
|
28,0
|
27,8
|
25,6
|
27,9
|
28,1
|
26,2
|
24,9
|
|
Смешанные налоги
|
0,3
|
0,5
|
3
|
4,6
|
6,6
|
19,2
|
76,3
|
148,8
|
302,1
|
514,9
|
852,2
|
|
в % к доходам бюджета
|
8,5
|
7,7
|
8,3
|
8,9
|
5,9
|
8,0
|
7,2
|
4,7
|
5,3
|
6,3
|
7,0
|
|
|
Источник: [12,c.43]
Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
3.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36]
Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]
Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
ь Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,
ь Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
ь Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
ь Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]
Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:
Таблица 3.4.
Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
показатели
|
в % к ВВП при действующей налоговой системе |
в % к ВВП при варианте реформирования
|
отклонение
|
|
НДС
|
8,5
|
5,4
|
-3,1
|
|
Акцизы
|
2,3
|
2,0
|
-0,3
|
|
Отчисления в целевые фонды
|
6,5
|
-
|
-6,5
|
|
ФСЗ
|
11,4
|
8,3
|
-3,1
|
|
Налог на прибыль
|
4,0
|
4,2
|
+0,2
|
|
Подоходный налог
|
3,4
|
3,5
|
+0,1
|
|
Прочие
|
3,6
|
5,0
|
+1,4
|
|
Общая сумма всех платежей
|
39,7
|
28,4
|
-11,3
|
|
|
Источник: [11,c.35]
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6]
Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:
· Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
· Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
· уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование,
· снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения,
· максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
ь практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
ь налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,
ь доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
ь регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
ь роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 - 2004, с.37-39.
2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. - М.: Экономистъ, 2004, - 560с.
3. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт, 1999 - 544с.
4. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ - 2004 - №12, с.31-33.
5. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы - 2004 -№2, с.22-26.
6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. - 416с.
7. Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30.
8. Змачинская Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков - Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. - 64с.
9. Иванова И. Налогообложение //Консультант - 2005 - №7, с.51-55.
10. Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2004.
11. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 - 2004. с. 32-36.
12. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 - 2004, с.42-45.
13. Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. - Мн.: УП «Светоч», 2003. - 352с.
14. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 - 2003. с.27-33.
15. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000. - 368с.
16. Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2005.
17. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.
18. О концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика - 2003 - №7-8.
19. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы - 2004 -№9, с.36-39.
20. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран - М.: Новое издание, 2003, с.41-86.
21. Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор - 2005 - №1, с.21-30.
22. Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ - 2003 - №3, с.65-67.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|