скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемы возврата НДС при экспорте продукции скачать рефераты

Письмом МФ РФ от 19.08.04 № 03-04-08/51 разъяснено, что НДС, начисленный с аванса под экспортную поставку, налоговые органы могут возместить из бюджета, когда будет подтвержден экспорт. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 172 НК РФ «входной» НДС по экспортным операциям, включая налог, исчисленный с авансов, принимается к вычету на основании отдельной налоговой декларации, которую представляют в налоговую инспекцию после того, как будут собраны документы, подтверждающие экспорт. Поэтому, пока пакет таких документов не собран или не истекло 180 дней с момента оформления ГТД, налог, начисленный с авансов, к вычету принять нельзя.

Для целей исчисления НДС авансовыми платежами, поступившими в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей товаров до их отгрузки.

Если по истечении 180 дней со дня выпуска товаров таможенными органами экспортер не представил в налоговые органы документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, операции, связанные с реализацией товаров на экспорт, подлежат налогообложению по ставкам НДС 10% или 18% ( п. 9 ст. 165 НК РФ ). Таким образом, реализация товаров уже не рассматривается как операция, облагаемая по ставке 0%, соответственно, на нее не распространяется порядок предоставления вычетов, установленный п. 3 ст. 172 НК РФ . Поэтому начисление налога по такой реализации с использованием ставок 10% или 18% автоматически дает налогоплательщику право на получение вычета «входного» НДС в общеустановленном порядке.

2.3.О причинах отказа в возмещении НДС

1. Поставщик товара не уплатил НДС в бюджет.

Из статей 164, 165, 171, 176 НК РФ не следует, что возникновение у налогоплательщика - экспортера права на возмещение суммы НДС связано с перечислением соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товаров. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо от других налогоплательщиков пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.

Правомерность сделанного нами вывода подтверждает Письмо УМНС России по г. Москве от 07.04.04 № 11-11н/23795 , в котором указано, что налоговым законодательством право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от уплаты данного налога в бюджет его поставщиками.

2. Отсутствие поставщика по юридическому адресу.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в своем постановлении от 15.10.03 № А35-5855/02-С3 отметил, что налоговое законодательство не содержит требования о подтверждении экспортером местонахождения лица, у которого приобретен товар, и не содержит требования о подтверждении добросовестности поставщика как налогоплательщика. Верность вывода о том, что неустановление местонахождения поставщиков не влияет на порядок возмещения сумм НДС, подтверждают постановления ФАС ЦО от 02.06.04 № А14-10735-03/360/28, ФАС ВСО от 11.05.04 № А74-3249/03-К2-Ф02-1539/04-С1 и др.

В Постановлении ФАС ЦО от 16.04.04 № А09-13294/03-3 записано, что факт непредставления поставщикам заявителя налоговой отчетности не может служить законным основанием к отказу в возмещении НДС.

3. Отсутствие квитанции о приеме груза в случае наличия только железнодорожной накладной.

В Постановлении ФАС МО от 24.08.04 № КА-А40/7032-04 указано: « Требования налогового органа о представлении квитанций о приеме груза не основано на требованиях статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации . Отсутствие квитанции о приеме груза также не влияет на существо налогового правоотношения, поскольку в качестве товарно-транспортного документа представлена копия железнодорожной накладной » .

4. Отсутствие ответа таможенного органа на запрос налогового органа о подтверждении факта вывоза товара за пределы таможенной территории РФ .

Экспортером в составе документов, подтверждающих право на применение ставки 0%, в налоговый орган были представлены:

- грузовая таможенная декларация с отметками таможенных органов;

- грузовая накладная, в которой отметки таможенного органа отсутствовали.

В соответствии с Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ организация-экспортер имеет право обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о подтверждении фактического вывоза товаров. К заявлению необходимо приложить копии таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подписанные руководителем и заверенные печатью организации. В заявлении указывается способ направления документов с отметками таможенных органов. По просьбе организации- экспортера таможенный орган одновременно с ответом может направить информацию о выданном подтверждении фактического вывоза в налоговый орган; для этого к заявлению нужно приложить почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа. В соответствии с п. 12 Инструкции подтверждение может быть получено в течение 20 дней.

Отметим, что отсутствие ответа из таможенных органов о фактическом вывозе груза за пределы таможенной территории РФ, в случае представления экспортером в составе пакета документов ГТД и грузовой накладной с отметками таможенных органов, подтверждающих фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ, не может обосновывать отказ в возмещении экспортного НДС.

5. Валютная выручка поступила от третьего лица.

Этой проблеме посвящено Письмо Департамента налоговой политики МФ РФ от 12.05.04 № 04-03-08/28. В нем подчеркнуто, что налоговый орган вправе принять решение об отказе в возмещении НДС в случае представления российским налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (ее копии), подтверждающей поступление выручки на его счет не от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара, а от третьего лица, при отсутствии в контракте условия о порядке расчетов с участием третьих лиц. Возможным решением данной проблемы может стать представление в налоговый орган составленного и подписанного дополнительного соглашения к контракту, предусматривающего проведение расчетов по экспортной сделке с участием третьего лица.

6. Счета-фактуры, на основании которых предоставляются налоговые вычеты, оформлены с нарушениями.

Счета-фактуры, на основании которых предоставляются налоговые вычеты, должны иметь все реквизиты, указанные в п. 5 ст. 169 НК РФ . Арбитражные суды неоднократно вставали на сторону экспортеров и признавали правомерность вычета НДС в случае подачи исправленных счетов-фактур. Ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, не содержат положения о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена.

7. Отсутствует отметка «Товар вывезен полностью» на добавочных листах ГТД.

В соответствии с п. 12 Инструкции штамп « Товар вывезен полностью» ставится на оборотной стороне основного листа таможенной декларации (ее копии). Следовательно, такое требование налогового органа является неправомерным . Данная позиция подтверждается решениями арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 25.08.03 № А54-621/03-С3 ).

8. Не подтверждена оплата поставщикам экспортного товара.

Такая ситуация возникает при авансовых платежах, когда экспортер в назначении платежа указывает реквизиты счета на предоплату, а не дату и номер счета-фактуры. В данном случае необходимо приложить к платежным поручениям, подтверждающим оплату сумм налога поставщикам, копии счетов, указанных в основании платежа.

9. Не оплачены товары, использованные при производстве экспортированной продукции.

По мнению Минфина, если входной налог не оплачен, плательщик все равно должен сдать декларацию, подтверждающую нулевую ставку экспортного НДС. Иначе ему начислят налог на добавленную стоимость по ставке 18 (или 10) процентов. А это несправедливо - ведь у плательщика есть все документы, подтверждающие право применить нулевую ставку (п. 9 ст. 165 НК РФ). А вот заявить сразу и вычеты по НДС, входящему в стоимость сырья экспортируемой продукции, нельзя - налог-то не оплачен. Поэтому Минфин рекомендует после оплаты сырья подать еще одну «нулевую» декларацию по НДС. Причем сделать это надо независимо от того, есть ли в текущем периоде операции по реализации на экспорт. Оплаченные суммы надо отразить в такой декларации именно как налоговые вычеты. Сделать это можно в течение трех лет со дня оплаты налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

10. Если по условиям контракта с иностранным покупателем право собственности на продаваемый товар переходит к нему еще на таможенной территории России

Позиция налоговых органов основывается на том, что право на применение нулевой ставки НДС возникает лишь при экспорте товара, тогда как в случае перехода права собственности на товар к иностранному покупателю еще на таможенной территории России российский продавец уже никак не может осуществить его экспорт, поскольку не является его собственником. Кроме того, передача права собственности покупателю осуществляется еще до помещения товара под таможенный режим экспорта, что означает простую реализацию товара на территории России. Соответственно, и облагаться НДС она должна в общем порядке. ФАС Московского округа не соглашается с таким подходом, поскольку таможенное законодательство (ст. 165 ТК РФ), определяющее понятие «экспорт», связывает его с вывозом товара за пределы таможенной территории РФ без обязательства о его обратном ввозе, но не с переходом права собственности. Налоговый кодекс также не содержит никаких специальных требований на этот счет.

Таким образом, для применения ставки 0% и возмещения налога необходимым является представление стандартного пакета документов, предусмотренного ст. 165 Налогового кодекса РФ. Передача права собственности иностранному покупателю еще в Москве, если она сопровождается передачей и собственно товара, может затруднить получение этих документов (если таможенной очисткой занимается уже сам покупатель или его агент), но никак не влияет на права продавца при их наличии.

11. Контракт с зарубежным партнером заключен по факсу.

Письменной формой контракта можно признать только сообщения по телеграфу или же телетайпу. Об этом сказано в Венской конвенции 1980 года.

Что делать экспортеру. Разберитесь, что написано в вашем контракте по поводу системы права, которая распространяется на ваши договорные отношения. Если это законы России, то претензии инспекторов несостоятельны. Ведь наш Гражданский кодекс допускает факсимильные договоры (п. 2 ст. 434 ГК). Если же вы выбрали право страны контрагента, то поинтересуйтесь, что сказано по поводу факсовых договоров в законах этого государства. Если ничего, то посмотрите, является ли партнер участником Венской конвенции. Если да, то вам не повезло. Формально инспекторы правы.

Однако и в этом случае оспорить их решение шанс есть. Например, некоторым фирмам в суде помог довод, что факсовые сообщения более достоверны, чем телеграфные. Правда, для этого им пришлось предоставить заключение специалистов в области связи (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/685-03, ФАС Центрального округа от 17 мая 2004 г. № А68-АП-180/12-03).

12. Сумма контракта больше стоимости фактически отгруженного на экспорт товара.

Напомните инспекторам, что право на вычет по НДС не зависит от того, исполнен контракт полностью или нет (постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2004 г. № КА-А40/10527-04-П).

13. В выписке не указаны дата и номер контракта и нет наименования самого товара.

Платежный документ не подтверждает оплату за конкретный товар, отгруженный по контракту с иностранным покупателем.

Что делать экспортеру. Обратите внимание инспекторов на то, что сведений о контракте и товаре в стандартной банковской выписке не бывает (см. Положение Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П). А чтобы избежать споров, предоставляйте им другие платежные документы, в которых нужные им данные есть. Например, межбанковские сообщения (свифты). Тогда у инспекции не будет повода придраться (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. № Ф04-5267/2004).

14. В выписке указано, что деньги поступили не со счета межфилиальных расчетов Центробанка.

Мнение инспектора. Невозможно установить, что деньги поступили именно от иностранного покупателя.

Что делать экспортеру. Обратите внимание, что банки, имеющие сеть филиалов, зачисляют деньги на транзитные валютные счета клиентов через обобщающие счета межфилиальных расчетов. Такой порядок предусмотрен в приказе Центробанка от 18 июня 1997 г. № 02-263. Поэтому данные в выписке достоверны. А доказать, что плательщик - это именно иностранный партнер можно, показав инспекторам свифт-сообщения.

15. В дополняющих выписку свифт-сообщениях и в контракте указаны разные реквизиты иностранного покупателя.

Мнение инспектора. Фактическое поступление валютной выручки от покупателя не подтверждено.

Что делать экспортеру. Выясните, из-за чего возникло расхождение в реквизитах. Это может случиться, например, из-за того, что в контрактах указано не местонахождение фирмы-партнера, а адрес, где у контрагента находится почтовый абонентский ящик для переписки. В этом случае придирки инспекторов необоснованны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2004 г. № А56-14272/04).

16. Свифт-сообщения не переведены на русский язык.

Мнение инспектора. Все первичные документы должны быть сопровождены построчным переводом. Этого требует пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).

Что делать экспортеру. Напомните инспекторам, что эти свифт-сообщения являются всего лишь дополнительными документами. Представлять их вы не обязаны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 г. № А56-9069/04).

17. В ГТД не расшифрованы фамилии должностных лиц таможни.

Мнение инспектора. Неправильно заполненные документы не могут подтверждать экспорт.

Что делать экспортеру. Отдельные недостатки в оформлении документов не повод для отказа в возмещении. Они еще не свидетельствуют о том, что экспорта не было (постановление ФАС Московского округа от 17 сентября 2004 г. № КА-А40/8242-04).

Копии транспортных или товаросопроводительных документов

Эти документы дополняют данные грузовой таможенной декларации. Они развеивают все сомнения в том, что отгрузка товара на экспорт состоялась.

18. Копии документов неправильно заверены.

Мнение инспектора. По таким документам НДС не возмещаем.

Что делать экспортеру. Действительно, копии документов должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером фирмы. Об этом сказано в пункте 3 письма МНС от 5 апреля 2002 г. № 03-3-06/ 893/32-Н435.

Но даже если вы нарушили это условие, это еще не является причиной считать ваш экспорт недоказанным (постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2004 г. № КА-А40/10032-04). Обнаружив такие ошибки, инспекторы должны сообщить вам об этом и попросить их исправить (ст. 88 НК).

19. По товаротранспортным документам груз получил не покупатель, а другая фирма.

Мнение инспектора. Экспорт не доказан.

Что делать экспортеру. Если ваш иностранный покупатель поручает получение груза другой фирме, старайтесь предусмотреть это в условиях контракта либо в дополнительном соглашении к нему. Тогда информация в товаросопроводительных документах придет в соответствие (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2005 г. № А56-10176/04).

2.4.Временный регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС

МНС РФ разработали Временный Регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС. Этот документ разработан исключительно для налоговых органов, но может быть полезен и экспортерам. Изучив порядок и методику проведения проверки, организации-экспортеры и их контрагенты смогут избежать некоторых ошибок. Регламентом установлено, что проверка проводится в два этапа. Первый - предварительный этап начинается после регистрации счетов-фактур в налоговой инспекции. В течение трех дней с момента регистрации налоговый орган определяет экспортеров, которые будут подвергнуты проверке. В первую очередь к ним относятся:

- организации, ранее нарушавшие налоговое законодательство;

- фирмы, впервые выходящие на внешний рынок;

- предприятия, имеющие задолженность перед бюджетом;

Задача предварительного этапа - проверка поставщиков экспортного товара (выявление фирм-«однодневок»; является ли товар, вывезенный на экспорт, характерным для поставщика, не завышена ли его стоимость; перечислен ли НДС поставщиком в бюджет и др.). В случае если поставщик экспортного товара не является его производителем, проверяется вся цепочка поставщиков, до выявления реального производителя. Вся полученная на этом этапе проверки информация будет храниться в налоговой инспекции до тех пор, пока экспортер не представит декларацию по НДС по ставке 0% и пакет подтверждающих документов.

На втором этапе проверки обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС рассматривается представленная декларация (правильность заполнения, пересчета валюты в рубли и т.д.), полнота подтверждающих факт экспорта документов, бухгалтерских регистров и первичных документов, обосновывающих отражение в учете операций, сопутствующих экспорту.

Особое внимание налоговые органы обратят на расчеты по сделке через счета, открытые в одном банке, и произведенные в течение одного операционного дня; на первичные документы нескольких поставщиков, оформленные в течение одного дня; на несовпадение дат на приходных и отгрузочных документах; на отсутствие денег на расчетном счете в момент совершения операции и т.п. По окончании всех этих мероприятий налоговым органом будет принято решение о возмещении сумм НДС.

К сведению налогоплательщиков: в соответствии с Приказом Генеральной Прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МНС РФ, ГТК РФ № 16/226/219/БГ-3-06/166/370 при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны выявлять следующие нарушения:

- по одному контракту за различные налоговые периоды в ГТД с различными датами перемещения товаров через пункты пропуска проставлена одна и та же личная номерная печать должностного лица таможенного органа;

- по однородным товарам, отгружаемым по различным контрактам несколькими организациями-экспортерами, отметки о вывозе на ГТД подтверждаются одной и той же личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

В трехдневный срок со дня обнаружения указанных обстоятельств налоговые органы направляют данную информацию в соответствующий таможенный орган, который производил оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенное, следует признать, что, по сути, все причины возникающих конфликтных ситуаций между экспортерами и налоговыми органами можно сгруппировать в две основные группы: первая - превышение полномочий налоговыми органами и допущение с их стороны расширительного толкования НК РФ; вторая - небрежность налогоплательщиков при сборе и оформлении документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.

Как показывает практика, и та, и другая проблема разрешима. Первая обычно решается в арбитражном суде, и рассмотренные выше примеры показывают, что суды в своих постановлениях поддерживают налогоплательщиков и указывают на неправомерность действий налоговых органов.

Вторая проблема чаще всего возникает из-за неаккуратно оформленных и заполненных документов, поэтому налоговые органы и отказывают в возмещении НДС по такому формальному основанию. Причина - отсутствие в штате предприятия специалиста по внешнеэкономической деятельности либо низкая его квалификация.

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, в 2006 году планируется либерализовать режим возврата НДС экспортера. Основные проблемы связаны с возмещением НДС при экспорте и налогообложении авансовых платежей по продукции, поставляемой на экспорт. Данные проблемы, по мнению министра, требуют «радикального решения». С 2007 года для налогоплательщиков, применяющих ставку НДС 0%, будет введен заявительный порядок возмещения налога. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс поступят на обсуждение депутатов в июне 2005 года. Кроме того, Минфин России предлагает ввести единую форму декларации по НДС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алгоритм расчета. Распределяем входной налог. Журнал «Двойная запись» № 4 2005г.
2. Бухгалтерский учет на современном предприятии И.Е. Глушков. М.:-КНОРУС; Новосибирск «ЭКОР-КНИГА», 2002-808с.
3. ВАС отобрал у контролеров проценты. Журнал «Практическая бухгалтерия» № 4 2005г.
4. Изменились правила обязательной продажи валюты. Журнал «Главбух» № 12 2004г.
5. Как организовать раздельный учет. «Российский налоговый курьер» № 11 2005г.
6. Коварство «экспортного» НДС. Журнал «Практическая бухгалтерия» № 3 2005г.
7. Когда и как нужно восстановить НДС. «Главная книга» Спецвыпуск 2005г.
8. Мы делили НДС. Журнал «Практическая бухгалтерия». № 1 2005г.
9. Налоговый кодекс РФ.
10. НДС при экспорте товаров. Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» №3 2005г.
11. Нетрадиционный счет-фактура. «Учет. Налоги.Право» № 20 2005г.
12. Сначала - подтвердить экспорт, потом возмещать НДС по авансу. Журнал «Главбух» № 21 2004г.
13. Таможенный кодекс РФ.
14. Финансы. Учебник/под ред. О.В. Соколовой -М.:Юристъ, 2001.-784с.
15. Экспортный НДС - ненормативная ситуация. Газета «Учет. Налоги.Право» № 20 2005г.
16. Экспортный НДС: хит - парад отказов. Журнал «Расчет» №4 2005г.
Array

Страницы: 1, 2, 3