скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Казахстане скачать рефераты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день программа кредитования физических лиц предполагает оплату услуг по ремонту автотранспорта, жилья, медицинских, образовательных, туристических услуг, для проведения торжеств, а также удовлетворения неотложных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Помимо этих кредитов, к продаже в кредит подключаются все новые и новые сегменты потребительских товаров: от мебели до сотовых телефонов. Практически все банки первой десятки заявили о создании собственных программ кредитования физических лиц.

Связано это с ростом депозитов физических лиц в банках второго уровня. Создание системы гарантирования вкладов, общее повышение благосостояния привело к появлению у банков довольно большого финансового ресурса.

В последние годы кредитование потребителей относится к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Сегодня рынок потребительского кредитования в Казахстане переживает значительный подъем. Данный вид кредита помогает банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Действительно, в последние годы многие банки уделяют все большее внимание потребительскому кредитованию в целях избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящее к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности, а также избежать острой конкуренции со стороны иностранных банков.

Несмотря на это, потребительское кредитование имеет свои существенные недостатки с точки зрения банкиров. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов, хотя валовые доходы по ним также значительно выше. Ключевыми факторами предоставления качественных потребительских кредитов выступают характер и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, которая, как правило, может быть получена от кредитного бюро. Значение кредитных бюро чрезвычайно велико, их существование позволяет кредитным организациям выдавать ссуды клиентам, которые ранее в банке не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.

Исследование показало, что современная казахстанская практика кредитования физических лиц на потребительские цели требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд.

С нашей точки зрения, необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

Однако, в процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды.

Работа по минимизации кредитных рисков казахстанскими коммерческими банками строится аналогично подходам, принятым в развитых странах Запада. Управление кредитным риском предполагает анализ каждой отдельной ссуды и кредитного портфеля банка в целом.

В настоящее время в нашей стране определенная практика оценки кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит формальный (документальный) характер. Работа по анализу кредитоспособности индивидуального предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выяснить риски, способные привести к непогашению ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного ее возврата. Неформальный анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов применяется исключительно редко.

Настороженность вызывает быстрый рост кредитования в банковской системе, темп которого увеличился в 2006 г. почти в два раза по сравнению с 70% в год в среднем за предыдущие пять лет. Высокие темпы роста, видимо, сохранятся в 2007-2008 гг. -- особенно в быстроразвивающемся розничном сегменте банковского сектора.

Несмотря на достигнутые успехи, уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структуры собственности, нуждающийся в реструктуризации корпоративный сектор, стремительный рост кредитования, высокая степень концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам, а также значительная доля кредитования в иностранной валюте. Все эти факторы подвергают банки риску дестабилизации экономики, процентных ставок и валютного курса. Настораживает также усиливающаяся экспансия казахстанских банков на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом в Россию.

В Казахстане создано ТОО «Первое кредитное бюро» в августе 2004 года по инициативе Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
Основная деятельность кредитного бюро состоит в формировании кредитных историй заемщиков и предоставлении отчетов кредиторам. Юридическая база для создания в Казахстане данного инфраструктурного института финансового рынка была закреплена в законе РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй».

По данным АФН в 2007-2008гг. ожидается настоящий бум потребительских кредитов, поэтому количество неплательщиков может увеличиться с 1 до 5 процентов. Вот, именно тогда и понадобится помощь специалистов по возвращению долгов, так называемых коллекторских компаний. Преимущество этого варианта - в экономии средств на оплату услуг коллекторской компании, а также в относительном контроле за ходом выполнения работ своими сотрудниками. Недостаток специальной подготовки, опыта, гибкости, свободы принятия решений и отсутствие прямой материальной заинтересованности в возврате денежных средств, в конечном счете приводит к малоэффективным результатам действий штатных сотрудников банка.

Таким образом, одной из важнейших задач казахстанских банков на этапе развития является создание и внедрение банковских технологий, позволяющих вести прибыльный бизнес с оптимальной степенью осторожности, что наиболее полно отвечает интересам национальной экономики. Краеугольным камнем успешного банковского бизнеса должны стать рациональная кредитная политика и кредитная культура, так как в сложившихся экономических условиях значение кредитного бизнеса для банков будет возрастать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» 1995г. (с изменениями и дополнениями на 2007г.)

2 Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями 2005г.)

3 Закон Республики Казахстан от 06.07.2004 N 573-2
"О Кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан"

4 Постановление Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ».

5 Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250

6 «Деньги Кредит Банки» /под ред. Сейткасымова Г.С. - А.: Экономика, 1999год

7 Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 1998год

8 Журнал «Банки Казахстана» №3 2004 год

9 Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. Москва, Финансы и статистика, 1986 г.

10 Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 1991 г.

11 Липсиц, И.В. Экономика без тайн. Москва, Дело ЛТД, 2003 г.

12 Капалина К.А. «Покупка в рассрочку» Банки Казахстана №11, 2006г

13 Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» - Москва - Ленинград, 1991

14 Травкин А.А. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств / А.А. Травкин, Н.Н. Арефьева, К.И. Карабанова; Волгогр. гос. ун-т. -- Волгоград, 2005.

15 Ачкасов А. И. Активные операции коммерческих банков / Под ред. А. П. Носко. - Консалтбанкир, 2004.

16 Мак Нотон Д. Банковские учреждения в развивающихся странах // том 1: Укрепление руководства и повышение чувствительности к изменениям. Всемирный Банк, 2000.

17 Чацкис, Е.Д. Толковый словарь финансово - бухгалтерских терминов и понятий. Д: “Сталкер”,1996 г

18 Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Кредитование. Пер. с англ. Киев, торго-во--издательское бюро ВHV, 1994г

19 Питер Роуз «Банковский менеджмент», 1995г.

20 Щиборщ К. Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России // Банковские технологии, № 9, 2000

21 Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт - М.: Финансы и статистика, 1993;

22 Папова Г. С. «Кредитная политика коммерческого банка» - Москва, 1997

23 Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» - Москва - Ленинград, 1991

24 Хе Олег Народный банк увеличивает объемы потребительского кредитования // Panorama, №48, 14 декабря, 2001г.

25 Отчет Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2006 году

26 Акимова И. Преимущества электронной очереди\\ Мир финансов №2, 2007г.

27 Кредитная политика АО «Темiр Банк», 2007г.

28 Сейткасимов Г.С. Бухгалтерский учет и отчетность в банке. А., 2005.

29 Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан “Об утверждении Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них, с отнесением их к категории сомнительных и безнадежных” от 16 ноября 2002 года № 465 с изменениями на 01.09.2004 г.

30 Назарова З. Недвижимость для людей с высокими доходами. www.expert.ru, 2007г

31 Исина С. Переход от корпоративного кредитования к розничному. //Мир финансов №11, 2006г.

32 Есентугелов А. www.dn.kz, 2007г.

33 Корнилова Л. Банкротство: какой банк следующий? //Материалы международной научно-практической конференции, Университет международного бизнеса, 2006г.

34 Семыкина Ю. В каком банке выгоднее условия кредитования?// www.expert.ru

35 Коллекторские агентства становятся все более желаемыми партнерами банков. Морозов А.Р. / 22 декабря 2006// Банковское Обозрение №12, 2006

36 Кризис плохих долгов. Альфия Ахмедшина //Капитал.kz (Алматы), № 27 (27),20.10.2005г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кредиты, выданные банками населению на потребительские цели

Примечание - Источник: Статистический бюллетень Национального Банка Республики Казахстан №12 декабрь 2006г. С.-79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа потребительского кредитования «Авто-универсал»

Целевое назначение

Приобретение новых и подержанных автомобилей через автосалоны и рынки

Валюта кредита

Доллары США, тенге

Возраст автомобиля

До 15 лет (иномарки с левым и правым рулем) и до 3 лет (СНГ)

Максимальный срок кредитования

До 7 лет

Минимальный срок кредитования

Без ограничений

Максимальная сумма кредита

Не должна превышать разницы между оценочной стоимостью и суммой первоначального взноса

Минимальная сумма кредита

1000 долларов США

Обеспечение

Приобретаемый автомобиль и первоначальный взнос

Размер первоначального взноса, в %  от наибольшей из оценочной и продажной стоимости

От 15% (иномарки с левым и правым рулем)

От 30% (СНГ)

Способ погашения

Аннуитетные платежи

Досрочное погашение

Без ограничений

Комиссия за рассмотрение заявки

5 000 тенге

Комиссия за организацию кредита

От 5 000 до 30 000 тенге

Комиссия за обналичивание

· 0,7 % от суммы кредита

· В  случае перевода денег - по действующим тарифам банка

Страхование

Имущественное на весь срок займа:

? в первый год - на 100 %;

? в последующие годы - по остаточной стоимости займа

Гражданство заемщика

Республика Казахстан

Возраст заемщика

От 18 лет - на момент погашения кредита не должен превышать пенсионного возраста

Стаж работы заемщика

Не менее 6 месяцев

Вид занятости заемщика

Физические лица: наемные работники, занимающие ответственные должности в государственных и бюджетных учреждениях, крупных коммерческих структурах, финансовых институтах или граждане, занимающие выборные должности, известные деятели культуры, искусства, и другие публичные личности. Также к этой категории относятся клиенты банка, имеющие платежные карточки, сотрудники предприятий, заключивших Договор о сотрудничестве с перечислением заработной платы на счета сотрудников, а также сотрудники Банка и дочерних компаний Банка;
Физические лица, стабильно получающие заработную плату, подтверждение которой осуществляется по базе ГЦВП;
Физические лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность на основе патента или иных документов, а так же наемные рабочие, не способные документально подтвердить свои реальные доходы

Срок оформления кредита

3 дня

Примечание - Составлено по материалам Кредитной политики АО «Темiр Банк», 2007г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Программа потребительского кредитования на ремонт жилья

Целевое назначение

Приобретение, ремонт и строительство жилья

Сумма

От 600 000 до 50 000 000

Процентная ставка

11 - 13% годовых

Погашение кредита

Ежемесячно (аннуитетными платежами)

Досрочное погашение

Минимальная сумма досрочного погашения 100 МРП

Штраф за досрочное погашение

1% от суммы погашения

Пеня за просрочку

0,2% от суммы просроченного платежа за каждый день

Страхование

· обязательные виды страхования: личное страхование; страхование имущества (предмета залога);

· В случае внесения первоначального взноса менее 30% - страхование ГПО;

· В случае внесения первоначального взноса в размере 10% - гарантирование АО «КФГИК».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13