Правовое регулирование деятельности налоговых органов
- производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений;
- контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для получения доходов помещения организаций и граждан;
- требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений;
- приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке;
- изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли (дохода);
- применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции;
- взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет;
- предъявлять иски в суды;
- налагать на должностных лиц организаций и граждан, совершивших административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, административные штрафы.
Здесь необходимо отметить, что осуществление ряда полномочий возможно только руководителем налогового органа или его заместителем. Так руководитель налоговой инспекции организует руководство и осуществляет контроль за деятельностью инспекции, без доверенности действует от имени инспекции, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки. Руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о проведении выездной налоговой проверки, утвердить постановление об изъятии документов, рассмотреть акт налоговой проверки и вынести по нему решение о взыскании недоимок по налогам, пени и штрафов, о привлечении виновного к административной ответственности.
Из анализа законов и подзаконных актов по организации деятельности налоговых органов следует, что налоговый инспектор обязан: ознакомить налогоплательщика с актом проведенной налоговой проверки; при установлении фактов нарушения налогового законодательства составить протокол, предъявив его для ознакомления налогоплательщику; осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений налогового законодательства; в случаях установления фактов преступного нарушения законов о налогообложении передать материалы в правоохранительные органы; вести учет налогоплательщиков в соответствии с территориальным или линейным принципом работы.
Впервые в налоговом, да и в законодательстве в целом, в Налоговом кодексе предусмотрена обязанность должностных лиц налоговых органов корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство. Введение данной нормы призвано повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов, а также общий культурный уровень общения участников налоговых правоотношений. На основании п/п 10 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики и плательщики сборов вправе требовать от должностных лиц налоговых органов выполнения данной обязанности.
Для правильного понимания специальных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:
1) к должностным лицам не применим принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот, к ним применяется разрешительный порядок: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции;
2) служебные права должностных лиц налоговых органов, одновременно являются их обязанностями, и наоборот;
3) границы для реализации прав должностных лиц налоговых инспекций очерчены задачами и функциями налоговых инспекций;
4) должностные лица несут персональную ответственность за соблюдение действующего законодательства, подзаконных правовых актов, ведомственных приказов и указаний, сохранность имущества и документов, находящихся в их ведении, за соблюдение государственной, налоговой и служебной тайны, состояние трудовой и исполнительской дисциплины11 Прил.I к Приказу МНС РФ от 24.08.2000 г. № БГ-3-20/307"Об утверждении положения и типовой структуры межрегиональной инспекции МНС РФ". Информ.-поисковая сисема.<<Гарант>>..
Любые права служащих налоговых органов - проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т. п. - реализуются только в пределах выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
МНС России является исполнительным органом. Служащих налоговых органов по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.
Должностными лицами налоговых органов являются граждане Российской Федерации - работники налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присвоены классные чины.
Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.
Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками - от приема налоговых расчетов до проведения проверок. В настоящее время в ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие - те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.).
К специалистам относятся работники бухгалтерии, юрисконсульты и т.д.
Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).
Ответственность налоговых органов и их должностных лиц определяется в соответствии с положениями ст. 35 НК РФ.
В отличие от норм, устанавливающих ответственность налоговых органов до 1 января 1999 г., нормы Налогового кодекса установили ответственность налоговых органов не только за неправомерные действия (решения), но и за бездействие указанных органов, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков. Нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяет положение ст, 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Осталось без изменений положение о том, что должностные лица и другие работники налоговых органов за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Данная норма имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности регулируется нормами других отраслей законодательства по общему правилу.
Заключение
Главный вопрос в преодолении экономического кризиса в России в о6щем состоянии экономики, обуславливающим расширение и увеличение налогоо6лагаемой базы. Стране нужна программа экономического роста, обеспечивающая вначале внутреннюю конкуренцию, ибо с нее начинаются рыночные отношения.
Сегодня особенно актуальной является проблема расширения налоговой базы. Очевидно, что решение вопроса увеличения средств бюджета без усилий налоговых органов не будет эффективным.
Экономисты и занимающиеся этим вопросом специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов:
во-первых, от развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли;
во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации;
в - третьих, от того, насколько сильна налоговая система в стране.11 Черник Д.Г О роли налоговой системы в стабилизации экономики // Российский налоговыйкурьер.1998.№1
В данной работе был рассмотрен ряд вопросов , связанных с организацией и деятельностью налоговых органов, как непосредственных участников налоговых правоотношений. В результате были получены следующие выводы:
- налоговая система развивалась вместе с государством, формируясь под влиянием всех экономических и политических преобразований;
- правовая база деятельности налоговых органов состоит из нормативно-правовых актов, где на первом месте стоит Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России и регулирует налоговые отношения. Следующим элементом правовой базы деятельности налоговых органов является Налоговый кодекс РФ. В нем отражены положения, связанные с регулированием деятельности налоговых органов, четко установлены объект и субъект налогообложения, прописаны правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, обжалование актов налоговых органов и их должностных лиц. Часть вторая НК РФ посвящена федеральным налогам Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к правовой основе деятельности налоговых органов. В этих нормативных актах фиксируются задачи и структура налоговых органов, их основные и факультативные функции, права, обязанности и социальные гарантии сотрудникам налоговых органов. Правовые основы деятельности МНС РФ не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит десятки наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества.
- Структура налоговых органов в РФ трехуровневая:
Федеральный уровень - Министерство РФ по налогам и сборам - центральный федеральный орган исполнительной власти;
Региональный - управления МНС РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции МНС России;
Местный - инспекции МНС РФ по районам, городам без районного деления, районам в городах и межрайонного уровня.
Функциями налоговых органов является: обеспечение учета налогоплательщиков, контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства, осуществление исчисления окладных налогов, ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и сборов, применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства, а также ответственности к его нарушителям; прибавились и совершенно новые: осуществление лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечение контроля за соблюдением условий указанной деятельности, осуществление разъяснительной работы и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства, регистрация контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования, а также функции валютного контроля.
правовой статус налоговых органов в контексте их взаимодействия с налогоплательщиками в процессе совершения налоговых правоотношений выражается в правах, обязанностях и ответственности налоговых органов и их должностных лиц.
Таким образом, в данной работе было выполнено следующее:
рассмотрена действующая система налоговых органов, как участников налоговых правоотношений;
прослежены изменения правовой базы их деятельности и организационно - функциональной структуры;
показаны какими полномочиями они обладают, и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами в процессе их взаимодействия с налогоплательщиками и государством.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативно - правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации, М.: Проспект, 1996 г.
2. Налоговый кодекс РФ. Части I и II . Официальный текст с изменениями и дополнениями. /Под общей редакцией Ю.Н.Власова. М: Омега-Л, 2001г.
3. ФЗ от 8.01.1998 г. " О несостоятельности (банкротстве)"// "Собрание законодательства РФ"1998. N2.СТ.222.
4. Закон СССР от 21 мая 1990 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций".// "Ведомости СНД и ВС СССР".1990.N22.ст 394.
5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы Российской Федерации". // "Ведомости СНД и ВС РФ". 1992. N 11. ст. 527.
6. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР". // "Ведомости СНД и ВС РСФСР". 1991. N 15. ст. 492.
7. Закон РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах налоговой полиции". // "Ведомости СНД и ВС РФ". 1993. N 29. ст. 1114.
8.Закон РФ "О налоговых органах РФ", с изм. и доп. от 8.06.99.№151-ФЗ //
"Собрание законодательства РФ" 1999.№ 28. Ст.3484.
9. Указ Президента РСФСР от 28 августа 1991 г. " О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы".// "Ведомости СНД и ВС СССР".1991.N 35. ст. 1170.
10. Указ Президента РФ от 31декабря 1991 г. "О Государственной налоговой службе РФ"//Российская газета от 13 января 1992 г.
11. Указ Президента РФ от 23.12.98 N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам", , // "Собрание законодательства РФ".1998. N 52. ст. 6393
12. Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", от 27.02.99, // "Собрание законодательства РФ". 1999. N 11. ст. 254
13. "Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам" утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000г. N783.// Собрание законодательства РФ. 2000. N43. Ст. 4242.
14. Постановление Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. N 76 "О Государственной налоговой службе "// "Собрание постановлений правительства СССР".1990. N7.ст.28.
Специальная литература:
Бабаев В. К. Государственная налоговая служба Н. Новгород 1995.
Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
Декреты Советской власти. Т. 3. М.:Политэк, 1964.
Дьяченко Е.П. История финансов СССР - М.: ОАО"Экономика", 1978.
Кучеров И.И. Налоговые преступления, - М.:Инвест-Фонд, 1997
6. ПансковВ.Г.Комментарий к Налоговому кодексу. Ч.I. М.: Финансы и статистика, 1998.
7. Пепеляев С.Г.. Налоговое право. М.:ИД ФБК ПРЕСС,2000.
Политика. Экономика. Финансы. №1.2000.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1935.
10. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрь-ский период. М.: Мысль, 1990.
Черник Д.Г. О роли налоговой системы в стабилизации экономики // "Российский налоговый курьер", № 1, 1998. С.12
Информационный и справочный материал:
Материалы информационно-поисковой системы «Кодекс».
Материалы информационно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
Материалы информационно-поисковой системы «Гарант»
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|