скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов скачать рефераты

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и при-нятыми в соответствии с ними законодательными актами субъек-тов РФ и нормативными правовыми актами представительных ор-ганов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

1.4 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в отношениях, регулируемых законодатель-ством о налогах и сборах через законных или уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов, на-логового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, рав-но как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально под-тверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными зако-нами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную орга-низацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями налогоплательщика -- физическо-го лица признаются лица, выступающие в качестве его представи-телей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признает-ся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогопла-тельщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регули-руемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогопла-тельщика должностные лица налоговых органов, таможенных ор-ганов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организа-ции осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодатель-ством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика -- физического лица осуществляет свои полномочия на основании но-тариально удостоверенной доверенности или доверенности, при-равненной к нотариально удостоверенной в соответствии с граж-данским законодательством РФ.

2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

2.1 Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности.

Налоговым кодексом России существенно изменены дей-ствовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответ-ственности за налоговые нарушения. Эти нормы применя-лись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового за-конодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых наруше-ний. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодек-са было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственнос-ти за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установ-лено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически толь-ко два. При этом меры ответственности в одних случаях уста-навливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других -- в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано доста-точно четкое определение понятия налогового правонаруше-ния. Согласно Кодексу налоговым правонарушением яв-ляется виновно совершенное противоправное, т. е. в наруше-ние законодательства о налогах и сборах, действие или без-действие налогоплательщика „за которое Налоговым кодек-сом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]

Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.[2]

Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, оп-ределенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

-- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик -- физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за со-вершение налогового правонарушения иначе, как по осно-ваниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

-- к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

-- ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает толь-ко в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодатель-ством Российской Федерации;

-- привлечение налогоплательщика -- юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уго-ловной или иной ответственности, предусмотренной зако-нами Российской Федерации;

-- в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобожда-ется от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

-- налогоплательщик не может считаться виновным в нару-шении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

-- на налогоплательщика не может быть возложена обязан-ность доказывать свою невиновность в совершении нало-гового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового пра-вонарушения и виновности налогоплательщика в его со-вершении, возложена на налоговые органы;

-- все сомнения в виновности налогоплательщика в соверше-нии налогового правонарушения согласно Налоговому ко-дексу России всегда должны толковаться в пользу налого-плательщика.

Принципиально новым моментом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противо-правное действие или бездействие: умышленное правонаруше-ние и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно до-пускало наступление их вредных последствий.[2]

В то же время признается совершенным по неосторож-ности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]

В зависимости от вины должностных лиц налогоплатель-щика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налого-плательщика.

2.2 Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности.

НК РФ установлены определенные обстоя-тельства, при наличии которых налогоплательщик не подле-жит ответственности за нарушение налогового законодатель-ства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем:

Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бед-ствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоя-тельств.

Во-вторых, не подлежат ответственности те действия нало-гоплательщика, приведшие к нарушению налогового законо-дательства, которые являются следствием»выполнения пись-менных разъяснений по вопросам применения налогового за-конодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченным государственным органом, или их должнос-тными лицами в пределах их компетенции.

И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщи-ком -- физическим лицом, находившимся в момент его со-вершения в состоянии, при котором это лицо не могло отда-вать себе отчета в своих действиях или руководить ими вслед-ствие болезненного состояния, также исключают его вину.

Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоя-тельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предус-мотренную в законе ответственность за совершение налогово-го правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим ответственность за совер-шение налогового правонарушения, является, в частности, со-вершение правонарушений вследствие стечения тяжелых лич-ных или семейных обстоятельств, а также под влиянием уг-розы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.[2]

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное правонару-шение.[2]

При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из ука-занных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налого-вым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.

Если налогоплательщик совершил не менее двух налого-вых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такое правонарушение в отдельности.

Налоговый кодекс установил и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового правонару-шения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев.

2.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций.

Основные виды нарушений налогового законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение при-ведены в табл. 1.

Таблица 1

Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства

№ п/п

Виды налоговых правонарушений

Налоговая санкция

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)

Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке

Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации:

- при нарушении срока представления декларации до 180 дней

- при нарушении срока представления декларации более 180 дней

Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, регистров бухучёта; систематическое несвоевременное или неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений):

- совершённое в течение одного налогового периода

- совершённое в течение более одного года

- повлекшее занижение дохода

Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-

ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)

Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов:

- выявленные налоговым органом при выездной проверке

- совершённые умышленно

незаконное воспрепятствование досту-

пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика

Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредоставление в срок налогопла-

тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

5 тыс. рублей

10 тыс. рублей

10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей

20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

5 тыс. рублей

5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей

30% суммы налога, подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня

5 тыс. рублей

15 тыс. рублей

10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей

5 тыс. рублей

штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога

штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога

5 тыс. рублей

10 тыс. рублей

50 рублей за каждый непредставленный документ

Источник: В.Г. Пансков Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.2001. -с.154.

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогопла-тельщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нару-шений присутствовали в налоговом законодательстве, действо-вавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплатель-щика. Действующая в настоящее время система налоговых сан-кций, применяемых к налогоплательщику, существенно диф-ференцирована и в значительной степени смягчена.

Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, -- это 40 % суммы неуплаченного налога за умышленное за-нижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисле-ние налога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное( уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % сум-мы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.

Страницы: 1, 2, 3