скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Порядок исчисления и уплаты акцизов скачать рефераты

Порядок исчисления и уплаты акцизов

4

РЕФЕРАТ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ

Рассмотрим, какие операции в отношении нефтепродуктов признаются объектом налогообложения акцизами. Данные операции можно разделить на две группы.

1. Операции, совершаемые производителями подакцизных нефтепродуктов:

- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных нефтепродуктов, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных нефтепродуктов по соглашению о предоставлении отступного или новации (определение этих понятий дано в Налоговом кодексе Российской Федерации). При этом в целях гл. 22 передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате, признается реализацией подакцизных товаров.

Обращаем внимание на то, что объектом налогообложения признаются операции по реализации нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, при отсутствии представленного в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии;

- передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных нефтепродуктов из давальческого сырья (материалов).

Так же, как и по предыдущей операции, объектом налогообложения признаются операции по передаче лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, при отсутствии представленного в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии;

- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных нефтепродуктов в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Обращаем внимание, что согласно п. 3 ст. 39 Кодекса данная операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;

- передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных нефтепродуктов своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества).

Так же, как и по предыдущей операции, согласно п. 3 ст. 39 Кодекса эта операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;

- передача в структуре организации произведенных подакцизных нефтепродуктов для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных нефтепродуктов для собственных нужд;

- передача произведенных подакцизных нефтепродуктов на переработку на давальческой основе.

2. Операции, совершаемые иными лицами с подакцизными нефтепродуктами:

- ввоз подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации;

- первичная реализация подакцизных нефтепродуктов, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств - участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);

- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных нефтепродуктов, подакцизных нефтепродуктов, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

В отношении определения объекта налогообложения часто задаются вопросы:

1. Возникает ли объект налогообложения акцизами у организации, производящей подакцизные товары и передающей их бесплатно в целях рекламы своей продукции?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 Кодекса передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров, а операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами.

Следовательно, подакцизные товары, переданные организацией в целях рекламы производимой ими продукции на безвозмездной основе (бесплатно), облагаются акцизами.

2. Облагается ли акцизами бензин автомобильный, произведенный нестандартным способом?

Согласно п. 3 ст. 182 Кодекса в целях гл. 22 к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.

Следовательно, если организацией в результате осуществления процесса смешения низкооктановых марок бензина (включая прямогонный бензин) с высокооктановыми добавками производится и реализуется бензин автомобильный новой марки и нового качества, то данный бензин признается подакцизным товаром, а у его производителя возникает объект налогообложения акцизами.

3. Возникает ли объект налогообложения акцизами у организации, которая приобрела моторное масло и осуществляет его розлив (фасовку) в мелкую тару с целью дальнейшей реализации?

Согласно п. 3 ст. 182 Кодекса в целях гл. 22 к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно - технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Исходя из того, что действующие государственные стандарты (технические условия), регламентирующие производство моторных масел, содержат требование по упаковке (розливу) моторных масел в потребительскую тару, эта операция представляет собой часть общего процесса их производства, после которого данная продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар.

Следовательно, поскольку согласно этим документам деятельность по розливу моторных масел в потребительскую тару квалифицируется как производство, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этого подакцизного товара, возникает объект налогообложения акцизами.

4. Что понимается под использованием подакцизных товаров для собственных нужд?

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 182 Кодекса объектом налогообложения признается операция по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд.

Под использованием подакцизных товаров на собственные нужды понимается такое использование этих товаров, при котором они не являются сырьем для дальнейшего производства из них подакцизных и неподакцизных товаров.

Например, организация, производящая автомобильный бензин и дизельное топливо, использует их в дальнейшем на заправку собственных автотранспортных средств.

В этом случае согласно пп. 6 п. 1 ст. 182 Кодекса у организации - производителя при передаче для этих целей автомобильного бензина и дизельного топлива возникает объект налогообложения акцизами.

Операции, освобождаемые от налогообложения акцизами, перечислены в ст. 183 Кодекса.

В отношении нефтепродуктов такими операциями могут быть признаны следующие операции.

Во-первых, передача подакцизных нефтепродуктов одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных нефтепродуктов.

Так, например, передача моторного топлива для розлива (расфасовки) в потребительскую тару одним структурным подразделением нефтеперерабатывающего завода другому структурному подразделению этого же нефтеперерабатывающего завода объектом налогообложения акцизами не признается, даже если эти подразделения находятся на разных территориях.

Во-вторых, реализация нефтепродуктов и (или) передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации в соответствии со ст. 184 Кодекса.

Особенности налогообложения нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации

Операции по реализации нефтепродуктов и (или) передаче лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, освобождаются от налогообложения акцизами, если экспорт подакцизных нефтепродуктов осуществляется:

- непосредственно налогоплательщиком - производителем этих товаров как из собственного, так и из давальческого сырья;

- собственниками нефти (давальческого сырья), из которой вывозимые нефтепродукты произведены на давальческих принципах;

- иными лицами на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с налогоплательщиками - производителями нефтепродуктов или с собственниками нефтепродуктов и нефти (давальческого сырья), из которой эти нефтепродукты произведены.

В случаях, если экспорт подакцизных нефтепродуктов осуществляет перепродавец, освобождение от уплаты акцизов не производится.

Налогоплательщик освобождается от налогообложения операций по реализации произведенных им нефтепродуктов и (или) передаче нефтепродуктов, произведенных им из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, только при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии (ст. 74 Налогового кодекса). Ст. 74 Кодекса установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

Поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 6 ст. 198 Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пени.

Если такое поручительство или банковская гарантия отсутствуют, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, а именно:

в день отгрузки бензина автомобильного и дизельного топлива и в день оплаты моторного масла или в день передачи моторного масла, произведенного из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщик начисляет по этим товарам сумму акциза по установленным налоговым ставкам;

начисленная по таким изделиям сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки, предусмотренные в ст. 204 Кодекса.

Сумма акциза, уплаченная налогоплательщиками в бюджет по нефтепродуктам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, подлежит возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт их экспорта, предусмотренных п. 6 ст. 198 Кодекса.

Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 Кодекса, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком указанных документов.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что возврат из бюджета сумм акциза, уплаченных по экспортируемым подакцизным товарам (включая нефтепродукты), производится только непосредственно налогоплательщику. Соответственно, в случае, если подакцизный товар произведен из давальческого сырья, уплаченная сумма акциза должна быть возвращена налогоплательщику - производителю товара из давальческого сырья.

Например, организация передает собственную нефть на нефтеперерабатывающий завод для производства автомобильного бензина на принципах давальческого сырья. Затем нефтеперерабатывающий завод произведенный им автомобильный бензин передает организации - собственнику нефти, который реализует его в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.

В данном случае объектом налогообложения акцизами является операция по передаче на территории Российской Федерации нефтеперерабатывающим заводом произведенного им из давальческого сырья автомобильного бензина собственнику указанного сырья.

Если нефтеперерабатывающий завод не представил в налоговый орган банковскую гарантию либо отсутствует поручительство банка, он должен начислить и уплатить акциз в общеустановленном порядке.

При расчетах между нефтеперерабатывающим заводом, который произвел автомобильный бензин из давальческого сырья, и организацией - собственником этого сырья к стоимости работы по производству этого бензина добавляется сумма акциза, исчисленная в установленном Кодексом порядке.

После представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта, по перечню и в сроки, установленные п. 6 ст. 198 Кодекса, уплаченная сумма акциза возвращается налогоплательщику, то есть нефтеперерабатывающему заводу.

Порядок взаиморасчетов налогоплательщика (нефтеперерабатывающего завода) с собственником давальческого сырья должен быть предусмотрен условиями договора, заключенного между ними.

Документы, подтверждающие факт экспорта, должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.

Таким образом, условием для освобождения налогоплательщика от уплаты акцизов либо возврата ему уплаченных сумм акциза по экспортированным товарам является также соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.

При представлении налогоплательщиком документов по истечении указанного срока оснований для освобождения его от уплаты акцизов либо возврата ему уплаченных сумм акцизов по таким товарам не имеется.

Обращаем внимание на то, что согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации и вывозимых в государства - участники Содружества Независимых Государств, аналогичен действующему со странами дальнего зарубежья.

Этот порядок введен с 1 июля 2001 г., за исключением налогообложения подакцизных товаров, вывозимых в Кыргызскую Республику, Республику Армения и в Азербайджанскую Республику. Во взаимной торговле подакцизными товарами с Кыргызской Республикой и Республикой Армения режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, аналогичный действующему со странами дальнего зарубежья, введен с 1 января 2001 г., а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.

Особое внимание обращаем на то, что с 10 сентября 2001 г. (даты введения Федерального закона от 07.08.01 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") произошли принципиальные изменения в налогообложении операций по реализации нефтепродуктов (бензина автомобильного, дизельного топлива и масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации.

Документы для подтверждения факта обоснованности освобождения от уплаты акцизов подакцизных нефтепродуктов, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, приведены в соответствие с документами, предъявляемыми согласно ст. 165 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, для налогообложения экспортированных нефтепродуктов налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%.

Страницы: 1, 2