скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица в ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга" скачать рефераты

В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма ''запуска'' инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. [15] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002 Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.

В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой ''прозрачности'' предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности.

С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций.

Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.

Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.

Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.

Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям

В развитии перечисленных направлений необходимо:

Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной программы.

Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранными государством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.

Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства.

Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских проектов.

Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.

Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.

Установить повышенные нормативы привлечения сбережений населения для банков, участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии правительства.

Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более ) для реализации операций финансового лизинга.

Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков.

Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций, направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста.

Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).

Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов.

1.2. Классификация основных видов кредитов и особенности современных способов кредитования юридических лиц в коммерческом банке

Другим основным видом кредита, принципиально отличного от коммерческого, является банковский кредит.

Банковские кредиты классифицируются по срокам возврата, назначению, уровню риска и др. Рассмотрим наиболее распространенные виды кредитов, предоставляемых банками коммерческим предприятиям.

Контокоррентный кредит предусматривает закрытие расчетного счета и открытие контокоррентного счета, сочетающего свойства расчетного и ссудного счетов. Это производится в случаях, когда у предприятия возникает потребность в укрупненных средствах, а между платежами и поступлениями средств имеются разрывы. В контокоррентном счете дебетовое сальдо означает выдачу кредита клиенту банка, кредитовое - наличие у него собственных средств на счете. Несмотря на то что банки предоставляют кредиты по контокорренту только платежеспособным и наиболее ответственным клиентам, этот вид банковского кредита является одним из наиболее рискованных. В случае малейшего ухудшения финансового положения заемщика банк вводит в режим кредитования более жесткие условия: ограничивает сумму кредита, повышает плату за кредит и др.

Ограниченным вариантом контокоррента является овердрафт. Под овердрафтом понимается краткосрочный банковский кредит в целях покрытия временного недостатка средств на счете клиента без установления предельной суммы и заключения дополнительных кредитных договоров.

Имеются следующие виды овердрафта:

- краткосрочный - предоставляется предприятию по разовому разрешению на один или несколько дней, по истечении которых на кредит требуется новое разрешение учреждения банка;

- продленный - предоставляется на срок от нескольких недель до нескольких месяцев на основании документально подтвержденной доверенности с партнерами предприятия о переносе срока платежа по договору;

- сезонный - выдается в случае возникновения значительного разрыва между платежами и поступлениями средств из-за специфических условий производственного или сбытового процесса.
Овердрафт предоставляется только надежным клиентам. По каждому из применяемых видов овердрафта банк устанавливает лимиты кредитования в соответствии с ожидаемой расчетной потребностью заемщика. В российской практике овердрафт оформляется на ссудном счете, в западной - на расчетном счете.

Целевой кредит предоставляется под осуществление конкретной сделки (приобретение какого-либо сырья, проведение торгово-посреднической сделки, приобретение ценных бумаг и др.). Целевой кредит от банка может быть выдан предприятию независимо от наличия у него расчетного счета в учреждении банка. Для получения кредита заемщик предоставляет технико-экономическое обоснование и гарантии погашения кредита.

Проектный кредит предоставляется банкам под осуществление инвестиционных проектов на основе детального анализа бизнес-планов инвестиционных проектов и под надежное обеспечение.

Ипотечный кредит предоставляется под залог недвижимости.

Наиболее удобной формой кредитования для коммерческих предприятий является кредитная линия. Она позволяет получать средства в пределах определенного лимита и срока действия договора и не требует точного определения будущих поступлений наличных средств и потребностей в кредитных ресурсах.

Рамочная кредитная линия открывается банком для оплаты поставок продукции в пределах основного крупного договора.

Револьверная кредитная линия представляет собой цепочку продлеваемых в пределах определенного периода краткосрочных кредитных операций.

Долгосрочные кредиты связаны преимущественно с приобретением оборудования и осуществлением инвестиционных проектов. Для таких кредитов характерны большие риски, сложные условия обслуживания и возврата долга. В настоящее время в России они практически не применяются.

Одной из наиболее важных проблем кредитования предприятий является определение процентной ставки. Ставка по кредиту должна быть такой, чтобы заемщик и банк получали прибыль и компенсировали риски. Чем выше уровень конкуренции на рынке банковских кредитов, тем ниже ставка процента.
Для получения кредита на приемлемых условиях важное значение имеет предоставление банку надежных гарантий обслуживания и возврата долга. Наиболее распространенным способом возврата кредита является залог имущества. Предметом залога под крупные кредиты служит недвижимость, принадлежащая заемщику. При оформлении краткосрочных кредитов банки принимают под залог готовую продукцию, полуфабрикаты, валютные счета и др. Различают залог имущества и заклад имущества. При залоге заемщик остается собственником имущества, если на него не будет обращено взыскание по кредиту за неуплату. При закладе имущество передается в собственность банка, и при погашении кредита заемщик выкупает его. Предметом заклада могут быть драгоценные металлы, произведения искусства, автомобили и другие ценности. В качестве гарантий возврата кредита могут выступать также поручительства третьих лиц. Должник и гарант в случае неисполнения обязательств отвечают перед кредитором как солидарные должники. Гарантами могут быть другие банки и крупные фирмы.

Решение локальной задачи оценки кредитоспособности клиента не может быть эффективным в отрыве от кредитной политики банка.

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка - М: ИКЦ Дис,2006г.. На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, а также региона, к которому принадлежит потенциальных заемщик. Данная работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых элементов анализа делает процесс кредитования осмысленным и подготовленным.

Исходя из проведенных исследований, руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период. В этом документе излагаются Бор.М.з., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельности -М : Приор, 2005г.:

1.Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

· соотношения кредитов и депозитов;

· соотношения собственного капитала и активов;

· лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

· лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

· клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

· географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);

· требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);

· требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;

· планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.

2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

· организация кредитного процесса;

· перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

· правила проведения оценки обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

Кредитная политика банка включает в себя следующие элементы:

· определение целей, исходя из которых, формируется кредитный портфель банка (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);

· описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита;

· перечень необходимых документов;

· основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения;

· лимитирование операций по кредитованию;

· политику установления процентных ставок по кредитам;

· методики оценки кредитных заявок;

· характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей выхода из возникающих трудностей.

Под методом кредитования обычно подразумевается совокупность приемов, с помощью которых осуществляется выдача и погашение кредита. Таких методов три: кредитование по остатку; кредитование по обороту; кредитная линия.

Кредитование проводится в несколько этапов: подготовительный; рассмотрение кредитного проекта; оформление кредитной документации; этап использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.

Кредитная политика коммерческого банка -- это комплекс мероприятий банка, цель которых -- повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.

Как правило, конкретные методы и этапы оценки кредитоспособности находят отражение в Положении банка об установлении кредитного лимита. Данный документ должен содержать:

1. Состав общих требований к клиенту: организационно-правовая форма, сфера деятельности, место регистрации, территория фактического осуществления бизнеса и пр.

2. Перечень документов, испрашиваемых у потенциального заёмщика с целью оценки его кредитоспособности.

3. Требования к финансовому состоянию заёмщика с необходимой, в зависимости от целей и задач кредитной политики, а так же степени допустимого риска, детализацией данного понятия.

4. Порядок рассмотрения кредитной заявки.

5. Требования к обеспечению кредита.

6. Порядок взаимодействия служб банка при установлении лимита кредитования.

7. Сроки проведения оценки кредитоспособности и вынесения решения о целесообразности предоставления кредита.

1.3. Понятие и критерии платежеспособности и кредитоспособности клиента-юридического лица. Сводная характеристика действующих методик оценки кредитоспособности корпоративных клиентов

Кредитование является наиболее распространенным инструментом платного размещения банковских ресурсов. Дихотомия активных операций банка, в том числе и кредитования, заключается в поиске оптимального соотношения риска и доходности. В этой связи одним из важнейших направлений работы коммерческого банка является оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков.

Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин «кредитоспособность». Распространено отождествление кредитоспособности с платёжеспособностью.

Последняя состоит в возможности организации полностью и в установленный срок погасить свои долговые обязательства. Однако, по нашему мнению, понятие кредитоспособности является более сложным и требует более тщательной формулировки. С одной стороны, платёжеспособность является более широким понятием по отношению к кредитоспособности. С другой стороны - они обладают разной экономической и правовой природой. Рассмотрим вышеобозначенные различия. Рассматривая правовую сторону вопроса необходим необходимо выделять способность организации к совершению кредитной сделки. Для подтверждения правоспособности заёмщика в банк должны быть представлены следующие документы:

· нотариально удостоверенную копию устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядке;

· нотариально удостоверенный пакет учредительных документов, если законодательством предусмотрено его составление;

· нотариально заверенную карточку образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати;

· нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации;

· разрешение на осуществление предпринимательской деятельности с указанием срока функционирования (для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица);

· разрешение (лицензию) на занятие отдельными видами деятельности;

· копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц на заключение соответствующих договоров с кредитной организацией.

Анализ данных документов не является чистой формальностью, поскольку в случае наличия в уставе заёмщика оговорок ограничивающих права руководящих органов на вступления в кредитные отношения, в соответствии со ст. 174 ГК РФ и постановления пленума ВАС № 9 от 14.05.1998 Постановления пленума ВАС № 9 от 14.05.1998, кредитный договор может быть признан недействительным.

С экономической точки зрения - различия состоят в источниках погашения. Если при определении платёжеспособности необходимо учитывать нормальный характер функционирования хозяйствующего субъекта, то для оценки кредитоспособности нужно учитывать ситуацию, при которой заёмщик окажется не в состоянии в полном объёме и в срок погасить свою задолженность. В этой связи предмет оценки следует расширить и включить в него: во-первых, оценку заложенного имущества, в случае, если обеспечением возвратности кредита был залог; во-вторых, оценку финансового состояния гарантов или поручителей, при наличии гарантий или поручительств третьих лиц; в-третьих, общее имущественное состояние организации в свете её возможного банкротства.

На наш взгляд, наиболее комплексно понятие кредитоспособность раскрыто в следующем определении: «…кредитоспособность представляет собой оценку банком заёмщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата основной суммы долга и выплаты процентов по ним в будущем» Янишевская В.М., Севрук В.Т., Лукачер Т.Г. Анализ платёжеспособности предприятий и организации: практическое руководство для государственных и иных предприятий 2006г.. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этого определения.

Рассмотрим основные цели и задачи оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта.

Ключевыми целями анализа кредитоспособности являются:

1. Определение способности и готовности заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора.

2. Оценка риска, связанного с кредитованием данной организации.

3. Определение размера кредита, который может быть предоставлен, и условий его предоставления.

Основными задачами оценки кредитоспособности являются:

1. Формирование общей характеристики потенциального заёмщика. На данном этапе должна быть подтверждена правоспособность заёмщика и лиц, выступающих от его имени, на вступление в кредитные отношения с банком, а также получена информация о кредитной истории организации, о собственниках и руководителях предприятия.

2. Проведение экономического анализа организации.

Данная задача является наиболее трудоёмкой и ответственной, поскольку требует создания прогноза будущего финансового состояния заёмщика. Решение данной задачи проходит несколько этапов:

1. Оценка достаточности, достоверности и полноты источников информации. Более подробно этот аспект работы банка освещён в пункте 2 настоящей главы.

2. Анализ имущественного состояния организации.

3. Анализ ликвидности и платёжеспособности.

4. Анализ финансовой устойчивости.

5. Анализ деловой активности.

6. Анализ рентабельности.

7. Анализ качественных показателей.

На практике возможна корректировка данного плана, как в сторону уменьшения, так и увеличения количества этапов или их последовательности.

3. Оценка качества обеспечения кредита.

Вопрос обеспеченности кредита является чрезвычайно сложным. При оценке обеспечения необходимо так же рассматривать правовую и экономическую составляющие. Наиболее существенными являются вопросы подтверждения залогодателем прав на заложенное имущество и прав на вступления в залоговые правоотношения, а так же вопрос ликвидности и сохранности имущества. В случае надлежащего правового оформления залога необходимо уточнить:

- определена ли рыночная стоимость предметов залога на момент оценки риска;

- оформлена ли юридическая документация таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится необходимой;

- достаточность рыночной стоимости предметов залога для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, процентов в соответствии с договором и издержек, связанных с реализацией залоговых прав.

Для определения достаточности обеспечения ссуды рыночная стоимость предметов залога сравнивается с суммой обеспечения, необходимой для предоставления кредита и рассчитанной по формуле:

Формула № 1 (1)

К x П x Д

Ок = К + ---------- + Из, где

365 x 100%

Ок - сумма обеспечения, необходимая для выдачи кредита;

К - сумма кредита;

П - процентная ставка, определенная при выдаче кредита;

Д - срок действия кредита (в днях);

Из - сумма издержек, связанных с реализацией залоговых прав (исходя из практики и вида обеспечения).

В случае наличия сомнений в качестве залога существует практика личного поручительства руководителей и собственников заёмщика.

Для эффективного проведения оценки кредитоспособности предприятия необходимо, в первую очередь, создать информационную базу анализа. В целях определения категории качества ссуды, при формировании резервов на возможные потери по ссудам, в положении ЦБ 254-П от 26.03.04 Положение ЦБ РФ 254-П от 26.03.04

изложен примерный перечень информации для анализа финансового положения заёмщика:

1. Данные официальной отчетности (официальные документы).

Для заемщика - юридического лица (за исключением кредитных организаций):

· годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме, составленная на основании образцов форм.

· публикуемая отчетность за три последних завершенных финансовых года: форма N 1 "Бухгалтерский баланс"; форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" на последнюю отчетную дату.

2. Информация, которую целесообразно принимать во внимание в случае ее доступности:

2.1. отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

2.2. управленческая отчетность и иная управленческая информация;

2.3. бюджет либо бизнес-план на текущий финансовый год;

2.4. ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

2.5. Данные о движении денежных средств;

2.6. Данные о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, непогашенных в срок кредитах и займах, о просроченных собственных векселях заемщика;

2.7. Справка о наличии в составе дебиторской задолженности, а также в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений задолженности и вложений в доли (акции) юридических лиц, которые находятся в стадии ликвидации или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве на последнюю отчетную дату;

2.8. Справки об открытых расчетных (текущих) счетах в кредитных организациях, выданные или подтвержденные налоговым органом, либо выписки с банковских счетов об остатках денежных средств на счетах в иных кредитных организациях, выданные и подтвержденные кредитными организациями;

2.9. Справки об отсутствии у заемщика картотеки неоплаченных расчетных документов по всем открытым расчетным (текущим) счетам, выданные обслуживающими эти счета кредитными организациями, а также справки из налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом всех уровней и внебюджетными фондами;

2.10. Сведения о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность заемщика, произошедших за период с последней отчетной даты до даты анализа финансового положения заемщика (о фактах, повлекших разовое существенное увеличение или уменьшение стоимости активов; о фактах, повлекших разовое существенное увеличение чистых убытков; о фактах разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет существенную долю в активах заемщика на дату осуществления сделки) (степень существенности событий определяется во внутренних документах кредитной организации);

2.11. Иные доступные сведения, в том числе:

· страновой риск,

· общее состояние отрасли, к которой относится заемщик,

· конкурентное положение заемщика в отрасли,

· деловая репутация заемщика и руководства организации-заемщика (единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров),

· качество управления организацией-заемщиком,

· краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития заемщика,

· степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений,

· принадлежность заемщика к финансовым группам и холдингам,

· существенная зависимость от одного или нескольких поставщиков и (или) заказчиков,

· меры, предпринимаемые заемщиком для улучшения своего финансового положения,

· вовлеченность заемщика в судебные разбирательства,

· информация о различных аспектах в деятельности заемщика (сфера бизнеса, отраслевые особенности, специализация на видах продукции или услуг и иные аспекты),

· степень зависимости от государственных дотаций,

· значимость заемщика в масштабах региона,

· зависимость деятельности заемщика от роста цен при покупке товаров и услуг и от падения цен при продаже товаров и услуг,

· согласованность позиций акционеров (участников) юридического лица - заемщика, имеющих право владения пятью и более процентами голосующих акций (долей) организации, по основным вопросам деятельности заемщика, в том числе финансовым и производственным,

· вероятность открытия в ближайшем будущем или фактическое начало процедуры банкротства и (или) ликвидации заемщика,

· информация о выполнении заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами, включая задолженность перед резидентами и нерезидентами по полученным кредитам (займам, депозитам), а также обязательства по предоставленным поручительствам и (или) гарантиям в пользу резидентов и нерезидентов, по платежам в бюджеты всех уровней.

3. Сравнительные данные (в динамике) по предприятиям, работающим в сопоставимых условиях (тот же профиль деятельности, те же размеры), содержащие сведения о :

· финансовой устойчивости (состоятельности);

· ликвидности (платежеспособности), в том числе о движении денежных средств;

· прибыльности (рентабельности);

· деловой активности и перспективах развития соответствующего сегмента рынка.

На наш взгляд, данный перечень является практически исчерпывающим. Очевидно, что количество предоставляемых для анализа данных зависит от размера запрашиваемого кредита и индивидуальных особенностей конкретного заёмщика, в числе которых можно выделить:

1. Кредитную историю.

2. Отрасль хозяйства, в которой функционирует данное предприятие. Чем выше отраслевой риск или чем выше волатильность внешних условий функционирования предприятий отрасли, тем больший объём информации требуется для анализа.

3. Структура организации бизнеса заёмщика. Использование сложных схем движения денежных средств и управления внутри группы требует консолидации отчётности и другой информации, поскольку при определении кредитоспособности первоочередную роль играет экономическое содержание хозяйствующих процессов, а не правовая форма их выражения.

Основной проблемой, встающей перед банками при оценке кредитоспособности в части информационного обеспечения, является полнота и достоверность предоставляемой информации. Во-первых, применение холдинговых схем организации бизнеса делает бесполезным анализ отчётности отдельных компаний, входящих в холдинг. Консолидированную отчётность по стандартам МСФО составляет очень небольшая доля российских предприятий, которые, как правило, в российских банках не кредитуются. В этой связи в целях консолидации бухгалтерской отчётности следует руководствоваться приказом министерства финансов № 112 от 30.12.1996, в соответствии с которым при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

1. Финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;

2. Показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

3. Прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

4. Дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации, либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

5. Части активов и пассивов дочерних обществ, не относящихся к деятельности Группы, когда головная организация имеет пятьдесят и ниже процентов голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью. Доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащих головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

При консолидации отчётов о прибылях и убытках из консолидированного отчёта необходимо исключить:

1. Выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10