скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Оценка действующей системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета платежей по налогу на прибыль скачать рефераты

Чистая прибыль представляет собой сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Эти средства промышленное (торговое) предприятие использует на различные нужды по своему усмотрению с учетом конкретных условий и финансового состояния.

Чистая прибыль предприятия может быть направлена на:

- производственное развитие (капитальные вложения),

- пополнение собственных оборотных средств;

- дивиденды пайщикам и обладателям ценных бумаг предприятия;

- социальное развитие трудовых коллективов;

- выплату работникам различных вознаграждений и др.

Таким образом, прибыль как финансовый результат работы предприятия представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений.

В увеличении прибыли заинтересованы государство (растет сумма налогов), предприятие и трудовые коллективы, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности.

Прибыль как финансовый результат работы предприятия представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль - от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основные направления использования прибыли:

выполнение обязательств перед бюджетами;

расчеты с банками, предприятиями, организациями;

инвестиции в развитие предприятия;

выплата дивидендов по акциям;

удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.

1.2. Особенности исчисления налога на прибыль организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций - налог, взимаемый с юридических лиц независимо от видов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Он играет важнейшую и очень ответственную роль в экономике.

Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части : часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть - в региональный бюджет. Причем федеральным законодательством регулируется предельный размер ставки налога, принадлежащей уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является доходным источником бюджетов различных уровней, в чем проявляется его распределительная функция.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно по этому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами - региональными (субъектов РФ) и местными.

В отличие от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин, являющихся косвенными налогами, на-лог на прибыль - это прямой налог, непосредственное изъя-тие в доход государственного бюджета части дохода плательщика.

Так, за три месяца т.г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило всего налогов (включая платежи в государственные внебюджетные фонды) 905,4 млрд. рублей, или на 16,5% больше, чем за январь-март 2003 года.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 649,0 млрд. рублей, что на 13,3% больше, чем в январе-марте 2003 года. Из общей суммы поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет поступило 51,9% и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 48,1 процента.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 3 месяца т.г. составили 141,5 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 43,0 млрд. рублей.

Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет страны относительно поступлений 3 месяцев 2003 года составил 136,4%, в федеральный бюджет - 111,9%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 150,8 процента.

Определение и исчисление хозяйствующими субъектами налога на прибыль регулируется главой 25 налогового Кодекса РФ, введенной введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в соответствии с законом, является:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ);

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации (определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.

Основные категории исчисления налога на прибыль приведены в табл.1.1.

Используя сравнительную информацию, можно привести важнейшие аспекты определения налога на прибыль в странах ближайшего зарубежья.

В Украине, в части налога на прибыль, то президент подписал еще один закон, который снизил ставку с 30 до 25 процентов и отменил ежемесячные платежи. Кроме того, фирмы получили возможность уменьшать прибыль на убытки без ограничения срока.

Таблица 1.1

Налог на прибыль организаций (в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации)

Плательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Сроки уплаты

российские организации;иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные предста-вительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

прибыль, полученная налогоплательщиком

денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению

календарный год Отчетный период первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года Отчетными периодами для налогопла-тельщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года

налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Кодекса.См. также:порядок исчисления налога и авансовых платежей;сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей; особенности исчисления и уплаты налога налогопла-тельщиком, имеющим обособленные подразделения

Ставки налога1. Налоговая ставка устанавливается в размере (если иное не предусмотрено пунктами 2-5):

Размер

в том числе зачисляемой:

ставки, всего (%)

в федеральный бюджет

в бюджеты субъектов РФ

в местные бюджеты

24

5

17 (но не ниже 13)

2

Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 12 процентов.

2. Ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство

Вид дохода

Размер ставки (%) (зачисляется в федеральный бюджет)

1) всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 и пунктах 3 и 4 с учетом положений статьи 310 Налогового кодекса

20

2) доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок

10

3. Ставки к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов

Вид дохода

Размер ставки (%) (зачисляется в федеральный бюджет)

1) доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации

6

2) доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций. При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 Кодекса.

15

4. Ставки к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств

Вид дохода

Размер ставки (%) (зачисляется в федеральный бюджет)

1) доход в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов

15

2) доход в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также доход в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации

0

5. Налогообложение прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1.

Стремление быть ближе к Западу подтолкнуло Украину перейти на Международные стандарты бухгалтерского учета. Именно они лежат в основе украинского учета. Но реально бухучет в фирмах сейчас практически не ведется, бухгалтерские стандарты выполняются формально. Объясняется это просто: "бухучет никого не интересует, его никто не проверяет, все заняты исключительно учетом налоговым" Источник: www.audit-it.ru. Он проверяется различными контролирующими инстанциями довольно часто.

В столице Литовской республики - Риге - сосредоточена большая часть предприятий страны. Основной налог, который платят латвийские фирмы, - подоходный налог с предприятия. Его ставка - 15 процентов. В принципе это тот же налог на прибыль. Рассчитывается прибыль привычным для российских бухгалтеров способом: из доходов от хозяйственной деятельности вычитают расходы, связанные с этой самой деятельностью.

В латвийском налоговом законодательстве есть непривычное для россиян понятие - скидки на налог. Например, для малых фирм скидка подоходного налога на предприятие составляет 20 процентов от исчисленной суммы.

Сельскохозяйственные компании могут рассчитывать на скидку в десять лат за каждый гектар сельскохозяйственных угодий. Фирмы, производящие высокотехнологичные и программные продукты, - на 30-процентную скидку. Компании, которые не побоялись принять на работу осужденных, - на скидку в 20 процентов.

Существуют еще особые скидки по налогу для благотворительных организаций, предприятий обществ инвалидов. Список таких фирм утверждает Сейм республики (аналог нашего Федерального собрания).

В Болгарии фирмы, которые не подпадают под "вмененный доход", обязаны платить налог на прибыль. Его ставка - 19,5 процента. Налог вносят авансом каждый месяц до 15-го числа в размере 1/12 прибыли за предыдущий год. По итогам года делают корректировку: если прибыль больше прошлогодней - вносят разницу. Если ниже, то излишне внесенные деньги идут в зачет будущих платежей. На излишки начисляют проценты по ставке Национального банка.

В этой связи хотелось бы отметить основные отличия новой российской системы налогообложения прибыли организаций:

при исчислении налогооблагаемой прибыли применяется так называемый "котловой" метод, когда отсутствует принцип соответствия доходов и расходов. То есть, в уменьшение доходов, подлежащих налогообложению, учитываются расходы, не связанные с получением именно этих доходов;

перечень затрат, учитываемых для целей налогообложения, не является закрытым, и это очень серьезно. Налогоплательщик может учесть для целей налогообложения все расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг);

серьезным новшеством является то, что не предусмотрены льготы и одновременно резко снижены ставки налога на прибыль.

Главой 25 НК РФ предлагается собственный порядок группировки и классификации возникающих у налогоплательщика доходов и расходов, не совпадающий с правилами, изложенными в нормативных документах бухгалтерского учета.

Таким образом, законодательство пошло навстречу налогоплательщикам - организациям и предприятиям: им следует самостоятельно разработать систему учета доходов и расходов для целей налогообложения.

Приказом МНС России от 11.11.2003 № БГ-3-02/614 утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, впервые представляют декларацию по новой форме за первый отчетный период - январь 2004 года, остальные налогоплательщики - начиная с отчетности за I квартал 2004 года.

Декларация дополнена новым разделом "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", состоящим из четырех подразделов.

Подраздел 1.1 заполняют налогоплательщики, исчисляющие квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода; ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли за отчетный (налоговый) период; ежемесячные авансовые платежи и квартальные авансовые платежи. Для заполнения подраздела используются данные Листа 02, приведенные в строках 260, 300, 340 и 430 (по расчетам с федеральным бюджетом), 270, 310, 350 и 440 (по расчетам с бюджетом субъекта РФ), 280, 320, 360 и 450 (по расчетам с местным бюджетом).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13