Неналоговые доходы бюджета и их роль в формировании бюджета
· 2002г. - 27 %,
· 2003г. - 20 %,
· 2004г. - 23 %,
· 2005г. - 27 %,
· 2006г. - 53 %
Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2006 год этот показатель стал намного ниже - 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент
среди всех неналоговых доходов занимают: в 2002 - 2004 гг. - «Дивиденды», 2005году - «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2006 году - «Доходы от оказания платных услуг».
Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2006г. Также в бюджете на 2006 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».
Среди них выделяются такие как:
· Доходы от оказания платных услуг;
· Компенсации затрат государства;
· Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
· Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;
· Административные штрафы и экономические санкции, удержания;
· Доходы от сдачи в аренду иного имущества;
· Доходы от сдачи в аренду земельных участков.
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2005г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов -- 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов -- 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности -- 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2006 года, что видно из Приложения 4, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2005 году: они выросли на 207 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.
Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2002-2006г. по статьям:
(тыс.руб.)
2002 год
|
|
|
2003 год
|
|
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
215 239 655,00
|
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
283 844 652,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
78 631 900,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
72 039 255,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
15 500 000,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
10 000 000,00
|
|
3.Проценты
|
11 896 390,00
|
|
3.Проценты
|
18 218 080,00
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Дивиденды
|
3 800 000,00
|
|
4.Дивиденды
|
3 500 000,00
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
47 435 510,00
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
40 321 175,00
|
|
6.Административные сборы и платежи
|
60 380 640,00
|
|
6. Административные сборы и платежи
|
116 709 203,00
|
|
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
76 227 115,00
|
|
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
95 096 194,00
|
|
|
2004 год
|
|
|
2005 год
|
|
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
443 017 091,00
|
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
917 521 158,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
129 654 300,00
|
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
338 933 649,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
20 000 000,00
|
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь
|
15 000 000,00
|
|
3.Проценты
|
27 802 970,00
|
|
3.Проценты
|
51 599 039,00
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Дивиденды
|
8 028 380,00
|
|
4.Дивиденды
|
11 640 000,00
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
59 322 950,00
|
|
5.Платежи от государственных организаций
|
253 649 610,00
|
|
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета
|
14 500 000,00
|
|
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета
|
7 045 000,00
|
|
7.Административные сборы и платежи
|
162 469 557,00
|
|
7.Административные сборы и платежи
|
263 187 329,00
|
|
8.Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
150 893 234,00
|
|
8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
|
315 400 180,00
|
|
|
2006 год
|
|
|
|
Неналоговые доходы
|
1 044 080 434,0
|
|
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
|
556 862 490,0
|
|
2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов
|
89 813 850,0
|
|
3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале
|
467 048 640,0
|
|
4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности
|
245 864 636,0
|
|
5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков
|
699 000,0
|
|
6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества
|
37 510 036,0
|
|
7.Административные сборы и платежи
|
69 528 705,0
|
|
8.Доходы от оказания платных услуг
|
95 630,0
|
|
9.Компенсации затрат государства
|
22 620 960,0
|
|
10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности
|
32 512 400,0
|
|
11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества
|
82 897 905,0
|
|
12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания
|
102 984 438,0
|
|
13. Прочие неналоговые доходы
|
138 368 870,0
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось формирование неналоговых доходов на современном этапе?
Структура неналоговых доходов государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27% соответственно. Однако, в республиканском бюджете на 2006 год статья «Административные сборы и платежи» стала намного ниже - 6,6%, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %.
На протяжении исследуемых пяти лет в доходных статьях республиканского бюджета предусмотрены доходы от прибыли Национального банка. Правда, этот показатель весьма трудно поддается расчетам и прогнозированию. В 2002году доходы от прибыли Нацбанка планировались в размере 15трлн. руб., в 2003 году - 10трлн. руб., в 2004 году - 20трлн. руб., в 2005 году - 15трлн. руб., а в республиканском бюджете на 2006 год такая статья неналоговых доходов отсутствует вовсе.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов. Особенно наглядно это усматривается в республиканском бюджете 2006 года.
В целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении неналоговые доходы за 2001 - 2005 года увеличились с 5,3% до 6,7%
Республика Беларусь вступает в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.
На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.
В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:
1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования неналоговых доходов бюджета.
3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.
4. Реструктуризация доходов республиканского бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» и комментарии к нему//- 29 декабря 2001 г. № 72-З.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» и комментарии к нему//- 28 декабря 2002 г. № 170-З.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и комментарии к нему// - 29 декабря 2003 г. № 259-З.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и комментарии к нему//- 18 ноября 2004 г. № 339-З.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и комментарии к нему//- 31 декабря 2005 г. № 81-3.
Исчисление налоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер - 2000 г. №7-с.83.
Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. - 1999. - №1.
Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. - Мн.: Высш. школа, 1995 г.
Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, Минск, 1995 г.
Заяц Н.Е. Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. - Мн.: БГЭУ, 1997 г.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года // Белорусский Экономический Журнал. - 2000. - №2.
Страницы: 1, 2, 3
|
|