скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговые освобождения для физических лиц скачать рефераты

8) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

9) жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

10) финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Об этом сказано в статье 807 Гражданского кодекса РФ. Из этого следует, что гражданское законодательство допускает заем не только денежными средствами, но и вещами.

Кроме того отметим, что данная льгота касается займодавца, который оказывает услугу по предоставлению займа. Иными словами, от НДС освобождается стоимость услуги. Таким образом, если заем предоставляется за плату (с уплатой процентов), то от НДС освобождаются полученные проценты.

Однако освобождению от НДС подлежат лишь те услуги, при которых взаймы передаются денежные средства. При передаче взаймы иного имущества полученные займодавцем проценты облагаются НДС.

Что касается заемщика, то он в рассматриваемой операции является потребителем (покупателем) данной услуги. В связи с этим вопрос об уплате НДС заемщиком с полученного имущества не может возникать. Дело в том, что получаемые в займы денежные средства или иное имущество не является для заемщика объектом налогообложения. Ведь указанные средства получены не в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг).

3. Оказание услуг адвокатами.

4. Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся за конными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей.

Если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет.

Пункт 2 статьи 150 НК РФ предусматривает возможность последующего налогообложения ввезенных товаров. Это возможно в том случае, если товары были использованы на другие цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от налогообложения. При таких обстоятельствах налог подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период, считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ до момента фактической уплаты налога.

Освобождение от НДС не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Фактически данная норма означает, что комиссионер, поверенный или агент не имеют права на льготу в части своего вознаграждения.

В то же время отметим, что из этого правила есть исключение, которое предусмотрено пунктом 2 статьи 156 НК РФ. Согласно названному положению, освобождаются от уплаты НДС посреднические услуги по реализации следующих товаров (работ, услуг):

- услуг по сдаче на территории РФ в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Таким образом, в перечисленных случаях от НДС освобождаются как собственники товаров (исполнители работ и услуг), так и посредники, через которых данные товары (работы, услуги) реализуются.

При изменении редакции пунктов 1-3 статьи 149 НК РФ (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщики применяют тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п. 8 ст. 149 НК РФ).

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). В случае принятия налогоплательщиком указанных сумм налога к вычету, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).

В бухгалтерском учете при этом делаются записи:

Дебет 08 (10, 20, 44,)

Кредит 60

- приобретены основные средства (материалы, работы, услуги), используемые при производстве и (или) реализации товаров (работ, ус луг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) с учетом НДС, выделенного в счете-фактуре поставщика.

Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым исключительно для осуществления операций, не облагаемых НДС;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых НДС;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц, не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять вышеназванные положения к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает пяти процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

Пример

Предприниматель Смаков А.Н. приобрел материалы, используемые при производстве как облагаемой, так и освобожденной от налогообложения продукции, на сумму 100 рублей. Кроме того, согласно счету-фактуре поставщика предъявлен к оплате НДС в сумме 18 рублей. Задолженность поставщику в сумме 118 рублей оплачена в момент приобретения товаров.

За отчетный период общая выручка от реализации (отгрузки) продукции организации составила 800 рублей. Из этой суммы:

- отгрузка, облагаемая НДС, составила 300 рублей, в т.ч. НДС - 45,67 руб.;

- отгрузка, не облагаемая НДС, - 500 рублей.

Коэффициент списания суммы НДС на расходы составил 0,625 (500 руб. / / (500 руб. + 300 руб.)). Исчисленная сумма НДС, подлежащая включению в стоимость приобретенных материалов, составила 11,25 руб. (18 руб. х 0,625).

Коэффициент списания суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, равен 0,375 (300 руб. / (500 руб. + 300 руб.)). Исчисленная сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 6,75 руб. (18 руб. х 0,375).

В бухгалтерском учете Смакова А.Н. сделаны проводки:

Дебет 60

Кредит 51

- 118 руб. - оплачены материалы поставщику;

Дебет 19

Кредит 60

- 18 руб. - отражен предъявленный поставщиком НДС;

Дебет 10

Кредит 60

- 100 руб. - оприходованы материалы;

Дебет 62

Кредит 90-1 субсчет "Реализация, не облагаемая НДС"

- 500 руб. - отражена выручка от реализации товаров, не облагаемых НДС;

Дебет 62

Кредит 90-1 субсчет "Реализация, облагаемая НДС"

- 300 руб. - отражена выручка от реализации товаров, облагаемых НДС;

Дебет 90-3

Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 45,67 руб. - начислен НДС с реализации;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 6,75 руб. - принят к вычету "входной" НДС, относящийся к реализации,облагаемой НДС;

Дебет 10 (20)

Кредит 19

- 11,25 руб. (18 - 6,75) - учтен в стоимости материалов (в составе затрат) "входной" НДС, относящийся к реализации, не облагаемой НДС.

С 1 января 2006 года не облагается НДС реализация лома черных и цветных металлов, а также передача в рекламных целях товаров или услуг, если стоимость одной передаваемой единицы не больше 100 рублей (Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 22 июля 2005 г. N 118-ФЗ).

2.3 Нулевая ставка НДС

Разновидностью налоговых льгот является применение нулевой ставки НДС. В частности, по статье 164 НК РФ НДС взимается по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. В данном случае имеются в виду работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

Нулевая ставка налога применяется и к работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.

Если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров.

При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа).

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в налоговый орган нужно представить грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;

- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Если вывоз товаров осуществляется в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В случае вывоза товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы нужно представить копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:

1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров);

2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров.

Все перечисленные документы нужно представить для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. При последующем представлении этих документов уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.

2.4 Налоговые вычеты по НДС

Плательщики НДС вправе уменьшить общую сумму налога на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат:

- суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки в нетаможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;

- суммы НДС, уплаченные покупателями - налоговыми агентами, состоящими на учете в налоговых органах и исполняющими обязанности налогоплательщика;

- суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности, после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации;

- суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг);

- суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей;

- суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;

- суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Данные вычеты осуществляются после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

Если налогоплательщик рассчитывается за приобретенные им товары (работы, услуги) собственным векселем (либо векселем третьего лица, по лученным в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.

Заметим, что при расчетах собственным имуществом у налогоплательщиков часто возникают проблемы. Для определения суммы вычета нужно установить, по какой стоимости переданная продукция отражена в балансе. Проданная же продукция отражается не в балансе, а в отчете о прибылях и убытках (в виде выручки). В балансе же отражается лишь дебиторская задолженность за проданную продукцию (в определенных договором суммах). Следовательно, нельзя говорить о балансовой стоимости проданного имущества - ее просто не существует.

На практике для применения правила о балансовой стоимости учитывают оценку имущества в балансе до передачи этого имущества, хотя не факт, что законодатель имел в виду именно это. Часто налоговые органы выступают против такого способа. Ведь эта методика приводит к различию в сумме вычетов в зависимости от метода учета продукции.

До отгрузки она отражается в балансе на счете готовой продукции. При этом ее стоимость можно формировать тремя способами - по фактическим затратам, по плановой себестоимости либо по прямым затратам. Выбор того или иного способа оценки является правом налогоплательщика. Налоговые органы считают, что это открывает большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков, так как величина вычета формируется произвольно. Однако этот аргумент не соответствует НК РФ, в котором прямо говорится о том, что все неустранимые неясности толкуются в пользу налогоплательщика.

Ситуации, когда право на вычет зависит от балансовой стоимости, налоговики нередко распространяют на зачет встречных требований, считая, что в этом случае за товары фактически рассчитываются не деньгами, а другим имуществом. А значит, налицо использование в расчетах собственного имущества. Поэтому величину оплаченного НДС надо определять не из отпускной цены продукции (суммы зачета), а из балансовой стоимости переданной продукции. Такой подход не совсем верен. Пункт 2 статьи 172 НК РФ предусматривает передачу собственного имущества налогоплательщика в оплату приобретенного товара. А под оплатой для целей исчисления НДС понимается прекращение встречного обязательства.

Для договора поставки встречными являются именно денежные расчеты (ст. 454 ГК РФ), а не передача собственного имущества в обмен на товар. Точно такая же ситуация складывается и когда стороны заключают другой договор, где поставщиком является получатель по первому договору, то есть встречная поставка - это самостоятельная сделка. И она никоим образом не является оплатой по первоначальному договору.

Прекращение встречного обязательства появится лишь в момент зачета однородных (денежных) требований за товары, поставленные по этим двум договорам. Следовательно, непосредственно в расчетах имущество не участвует. Имущественные требования в данном случае "перекрываются". А они не подпадают под имущество для целей исчисления налогов (ст. 38 НК РФ).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 февраля 2001 г. N 3-П отметил, что вопрос о том, каким образом исполняется денежное обязательство (перечислением денег или зачетом взаимного требования), для целей НДС не имеет значения. Уплата определенных сумм налога в бюджет и предъявление их покупателю должны происходить одновременно.

Таким образом, специальные правила, предусмотренные в статье 172 НК РФ, нельзя применять при зачете взаимных требований. Эти правила действуют только для договоров мены. Статья 568 ГК РФ устанавливает равноценность товаров, подлежащих обмену (если стороны не предусмотрят иное). Денежное обязательство (стоимость, равная отпускным ценам в рублях) в этом случае отсутствует, что позволяет менять товары, которые на самом деле неравноценны. А значит, и сумма НДС по ним будет разная*(2).

Еще одна проблема связана с вычетами НДС при возврате товара. В НК РФ вычеты по НДС разделены на две группы:

- вычет при возврате товара;

- вычеты за полученное сырье.

У этих групп разная экономическая сущность. Так, "возвратный" вычет восстанавливает экономическую справедливость - позволяет вернуть НДС, который не надо было платить (так как не стало самой облагаемой операции). Поэтому процедура для его получения предусмотрена в отдельной норме - пункте 4 статьи 172 НК РФ. Особенность этой процедуры в том, что вычет производится без счета-фактуры.

Однако налоговые органы считают, что если товар уже учтен, то правила, приведенные в пункте 4 статьи 172 НК РФ, применить нельзя. Ведь в этом случае нет возврата, а есть так называемся обратная реализация. Следовательно, надо оформить счет-фактуру. Но если покупатель работает на спецрежиме, счет-фактуру он выставить не может. Значит, и возместить НДС он не может.

Получить вычет на основе корректировки учета можно лишь когда покупатель еще не принял на учет возвращаемые товары. Ведь после принятия на учет товаров у покупателя возникает право собственности на них. А значит, с точки зрения налогового права возврат будет реализацией и должен облагаться НДС. Однако, если покупатель бракованного товара - не плательщик НДС, он не может выставить счет-фактуру. Значит, и у первоначального продавца нет права на вычет.

Если следовать данной позиции, то брак, выявленный уже после приемки товара, нельзя просто возвратить продавцу. Это в любом случае будет обратная реализация. В учете ее отражают так:

У первоначального продавца:

Дебет 41

Кредит 60

- оприходован возвращенный товар;

Дебет 60

Кредит 51

- возвращены полученные за товар денежные средства.

У первоначального покупателя:

Дебет 62

Кредит 90-1

- отражена реализация бракованного товара;

Дебет 90-2

Кредит 41

- списана себестоимость возвращенного товара;

Дебет 90-3

Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС с реализации;

Дебет 51

Кредит 62

- получена оплата за товар.

Вместе с тем, по нашему мнению, применение "возвратных" вычетов не зависит от того, является ли покупатель товаров плательщиком НДС. Значение имеет лишь один факт - при реализации возвращенных впоследствии товаров налогоплательщик перечислил в бюджет НДС. Теперь он имеет право вернуть эту сумму. И никакого счета-фактуры не требуется. Ведь он нужен для вычета того налога, который продавец заплатил своим поставщикам (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). Под реализацией законодатель в главе 21 НК РФ имеет в виду продажу товаров, а не любую передачу права собственности на них. В данном случае возврат будет оформлен уже по-другому.

У первоначального продавца:

Дебет 62 Кредит 90-1

- сторнирована выручка от реализации возвращенного товара;

Дебет 90-2

Кредит 41

- сторнирована себестоимость возвращенного товара;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- сторнирован ранее начисленный НДС;

Дебет 62 Кредит 51

- возвращены денежные средства за товар.

У первоначального покупателя:

Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 41

- списана стоимость возвращенного товара;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"

Литература

1. Рюмин С.М. Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги? М., СтатусКво 97, 2004.

2. Учет, налоги, право. 2005. N 21. С. 13.

3. Рюмин С.М. Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги?

4. Практическая налоговая энциклопедия. Под ред. А.В. Брызгалина.

Array

Страницы: 1, 2, 3