скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики скачать рефераты

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты выполненного диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 51-й юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука - региону», посвященной 75-летнему юбилею Ставропольского государственного университета «Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство», региональной научно - практической конференции «Проблемы глобализации и регионализации современной экономики: опыт и перспективы» проводимых Ставропольским государственным университетом в 2005, 2006 гг., научно-методических семинарах экономического факультета Ставропольского государственного университета, в журнале «Предпринимательство», рекомендуемом для публикации результатов научных исследований перечнем ВАК.

Методические разработки по совершенствованию формирования инвестиционного потенциала и социальной сферы экономики рассмотрены и одобрены к внедрению Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края, Министерством финансов и Управлением Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 6,4 п.л.

Структура и объем работы. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертационная работа изложена на 159 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (151 наименование) и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 17 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, изложены научная новизна работы и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики» изложены теоретические аспекты налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики, рассмотрена сущность налоговой политики в формировании и распределении налогового потенциала, дана оценка налоговому потенциалу как экономической категории, определены налоговые компоненты, влияющие на формирование инвестиционного потенциала и рост экономики региона.

Во второй главе «Оценка эффективности отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения в формировании налогового потенциала для инвестиций в социальную сферу экономики региона» рассмотрены методические подходы к оценке налогового потенциала и налогам, как инструментам для формирования инвестиций в социальную сферу экономики, с учетом имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, дана оценка налогу на указанное имущество, при формировании налогового потенциала региона.

В третьей главе «Формирование эффективной модели инвестиционного потенциала в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования» обоснованы дополнения групп Налогового паспорта, с учетом специфики региона и экономических показателей: бюджетно-налогового планирования, бюджетного выравнивания, налогового пространства и его мониторинга; предложены рекомендации по совершенствованию Концепции информатизации региона, позволяющие войти в единое информационное пространство по управлению бюджетно-налоговой сферой России, рассчитаны прогрессивные ставки налога на имущество, переходящего в порядке дарения, для построения модели прогнозирования потребности инвестиций в социальную сферу экономики.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Инвестиционный спад в России за период экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на инвестирование социальной сферы экономики.

Будущие стабильность и рост российской экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики (рис.1).

Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.

В процессе формирования и реализации налоговой политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и налоговое бремя.

Исходя из качественного анализа, предлагается под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в правовом поле, через реализацию налоговой политики.

Рисунок 1 - Структура влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование инвестиций

Исследование показало, что в процессе формирования и реализации налоговой политики, налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2).

Налог на наследование и дарение имущества

Налог на имущество физических лиц

Налог на прибыль

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Рисунок 2 - Структура налогового инвестирования региона

Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой - уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.

Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки (табл.1).

Таблица 1 - Структура налогового потенциала региона за 2001 - 2005 гг.

Поступления налогов

Доля налогов в общем объеме поступлений

2001

2002

2003

2004

2005

%

%

%

%

%

В консолидированный бюджет

100

100

100

100

100

Налог на прибыль

21,6

31,9

25,1

23,7

24,9

НДФЛ

19,4

27,4

31,2

33,6

37,8

Налог на игорный бизнес

0,05

0,09

0,1

0,1

0,7

НДС

Акцизы

3,2

3,1

3,1

6,3

6,4

Налог с продаж

5,4

Налог на имущество физ. лиц

0,4

0,5

0,4

0,4

0,4

Налог на имущество юр. лиц

8,9

8,2

9,8

10,5

7,9

Налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения

0.03

0,04

0,04

0,05

0,06

Платежи за пользование природными ресурсами

3,0

2,9

4,5

7,1

5,7

Другие налоги и сборы

43,45

25,87

25,76

12,85

16,14

в том числе по основным отраслям:

100

100

100

100

100

промышленность

38,3

36,1

27,1

33,2

30,8

сельское хозяйство

4,9

9,5

11,9

2,3

2,8

транспорт

14,1

18,2

14,2

10,6

11,7

связь

3,6

5,2

3,1

8,8

7,7

строительство

7,9

4,2

4,7

3,2

3,1

торговля

14,0

15,2

8,0

10,2

7,3

материально-техническое снабжение

1,9

1,6

2,9

2,2

1,8

ЖКХ

3,4

2,0

3,6

1,5

1,9

финансы

1,4

3,4

4,0

1,5

2,4

другие отрасли экономики

10,5

4,6

20,5

26,5

30,5

По нашему мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике региона.

Наиболее приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в порядке наследования: Y = I+C+S,

Y=CI=(L+S)I => I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,

где, Y - жизненный уровень населения;

С - льготы, полученные от налога на наследование;

I - инвестиции;

S - сбережения;

F- размер исчисленного налога на имущество, переходящего в порядке наследования до 01.01.2006 года;

K - выбытие населения (в связи со смертью);

L - полученный доход физическим лицом;

L/S - налоговое бремя,

то есть, в условиях равновесия, инвестиции равны сбережениям физических лиц в пределах этих сумм. В данном уравнении социальная функция определяется показателем улучшения жизненного уровня населения и накоплением капитала, полученного физическим лицом в результате отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования (рис.3 ).

3

Рисунок 3 - Эмпирическая кривая смещения инвестиций при выбытии части населения и росте сбережений у наследников

где, Iw = dk - промежуточное состояние (равновесия нет);

k1, k2 - выбытие населения (в связи со смертью);

k1 = S1: f(k1) - промежуточное состояние (равновесия нет);

к2=S2: f(k2) - новое состояние - состояние равновесия.

Запас сбережений населения будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет уровня, при котором инвестиции равны выбытию и носят название равновесный уровень, позволяющий формировать инвестиционный потенциал. При отмене налога на имущество, переходящего в порядке наследования, изменяется в сторону увеличения объем инвестиций физических лиц, увеличивающий запас сбережений: чем больше сбережения, тем выше социальный уровень жизни населения, а значит, они могут быть направлены в виде инвестиций в развитие экономики региона, что позволит увеличить дальнейшее развитие форм малого бизнеса и предпринимательской деятельности, снизить безработицу на 4%, повысить покупательскую способность населения, то есть улучшается уровень благосостояния региона.

Страницы: 1, 2, 3