Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты выполненного диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 51-й юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука - региону», посвященной 75-летнему юбилею Ставропольского государственного университета «Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство», региональной научно - практической конференции «Проблемы глобализации и регионализации современной экономики: опыт и перспективы» проводимых Ставропольским государственным университетом в 2005, 2006 гг., научно-методических семинарах экономического факультета Ставропольского государственного университета, в журнале «Предпринимательство», рекомендуемом для публикации результатов научных исследований перечнем ВАК.
Методические разработки по совершенствованию формирования инвестиционного потенциала и социальной сферы экономики рассмотрены и одобрены к внедрению Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края, Министерством финансов и Управлением Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 6,4 п.л.
Структура и объем работы. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертационная работа изложена на 159 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (151 наименование) и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 17 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, изложены научная новизна работы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики» изложены теоретические аспекты налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики, рассмотрена сущность налоговой политики в формировании и распределении налогового потенциала, дана оценка налоговому потенциалу как экономической категории, определены налоговые компоненты, влияющие на формирование инвестиционного потенциала и рост экономики региона.
Во второй главе «Оценка эффективности отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения в формировании налогового потенциала для инвестиций в социальную сферу экономики региона» рассмотрены методические подходы к оценке налогового потенциала и налогам, как инструментам для формирования инвестиций в социальную сферу экономики, с учетом имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, дана оценка налогу на указанное имущество, при формировании налогового потенциала региона.
В третьей главе «Формирование эффективной модели инвестиционного потенциала в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования» обоснованы дополнения групп Налогового паспорта, с учетом специфики региона и экономических показателей: бюджетно-налогового планирования, бюджетного выравнивания, налогового пространства и его мониторинга; предложены рекомендации по совершенствованию Концепции информатизации региона, позволяющие войти в единое информационное пространство по управлению бюджетно-налоговой сферой России, рассчитаны прогрессивные ставки налога на имущество, переходящего в порядке дарения, для построения модели прогнозирования потребности инвестиций в социальную сферу экономики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Инвестиционный спад в России за период экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на инвестирование социальной сферы экономики.
Будущие стабильность и рост российской экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики (рис.1).
Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.
В процессе формирования и реализации налоговой политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и налоговое бремя.
Исходя из качественного анализа, предлагается под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в правовом поле, через реализацию налоговой политики.
Рисунок 1 - Структура влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование инвестиций
Исследование показало, что в процессе формирования и реализации налоговой политики, налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2).
Налог на наследование и дарение имущества
|
|
Налог на имущество физических лиц
|
|
Налог на прибыль
|
|
Земельный налог
|
|
|
|
Налог на игорный бизнес
|
|
|
|
Транспортный налог
|
|
|
Рисунок 2 - Структура налогового инвестирования региона
Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой - уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки (табл.1).
Таблица 1 - Структура налогового потенциала региона за 2001 - 2005 гг.
Поступления налогов
|
Доля налогов в общем объеме поступлений
|
|
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
|
В консолидированный бюджет
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
Налог на прибыль
|
21,6
|
31,9
|
25,1
|
23,7
|
24,9
|
|
НДФЛ
|
19,4
|
27,4
|
31,2
|
33,6
|
37,8
|
|
Налог на игорный бизнес
|
0,05
|
0,09
|
0,1
|
0,1
|
0,7
|
|
НДС
|
|
|
|
|
|
|
Акцизы
|
3,2
|
3,1
|
3,1
|
6,3
|
6,4
|
|
Налог с продаж
|
|
|
|
5,4
|
|
|
Налог на имущество физ. лиц
|
0,4
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
|
Налог на имущество юр. лиц
|
8,9
|
8,2
|
9,8
|
10,5
|
7,9
|
|
Налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения
|
0.03
|
0,04
|
0,04
|
0,05
|
0,06
|
|
Платежи за пользование природными ресурсами
|
3,0
|
2,9
|
4,5
|
7,1
|
5,7
|
|
Другие налоги и сборы
|
43,45
|
25,87
|
25,76
|
12,85
|
16,14
|
|
в том числе по основным отраслям:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
промышленность
|
38,3
|
36,1
|
27,1
|
33,2
|
30,8
|
|
сельское хозяйство
|
4,9
|
9,5
|
11,9
|
2,3
|
2,8
|
|
транспорт
|
14,1
|
18,2
|
14,2
|
10,6
|
11,7
|
|
связь
|
3,6
|
5,2
|
3,1
|
8,8
|
7,7
|
|
строительство
|
7,9
|
4,2
|
4,7
|
3,2
|
3,1
|
|
торговля
|
14,0
|
15,2
|
8,0
|
10,2
|
7,3
|
|
материально-техническое снабжение
|
1,9
|
1,6
|
2,9
|
2,2
|
1,8
|
|
ЖКХ
|
3,4
|
2,0
|
3,6
|
1,5
|
1,9
|
|
финансы
|
1,4
|
3,4
|
4,0
|
1,5
|
2,4
|
|
другие отрасли экономики
|
10,5
|
4,6
|
20,5
|
26,5
|
30,5
|
|
|
По нашему мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике региона.
Наиболее приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в порядке наследования: Y = I+C+S,
Y=CI=(L+S)I => I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,
где, Y - жизненный уровень населения;
С - льготы, полученные от налога на наследование;
I - инвестиции;
S - сбережения;
F- размер исчисленного налога на имущество, переходящего в порядке наследования до 01.01.2006 года;
K - выбытие населения (в связи со смертью);
L - полученный доход физическим лицом;
L/S - налоговое бремя,
то есть, в условиях равновесия, инвестиции равны сбережениям физических лиц в пределах этих сумм. В данном уравнении социальная функция определяется показателем улучшения жизненного уровня населения и накоплением капитала, полученного физическим лицом в результате отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования (рис.3 ).
3
Рисунок 3 - Эмпирическая кривая смещения инвестиций при выбытии части населения и росте сбережений у наследников
где, Iw = dk - промежуточное состояние (равновесия нет);
k1, k2 - выбытие населения (в связи со смертью);
k1 = S1: f(k1) - промежуточное состояние (равновесия нет);
к2=S2: f(k2) - новое состояние - состояние равновесия.
Запас сбережений населения будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет уровня, при котором инвестиции равны выбытию и носят название равновесный уровень, позволяющий формировать инвестиционный потенциал. При отмене налога на имущество, переходящего в порядке наследования, изменяется в сторону увеличения объем инвестиций физических лиц, увеличивающий запас сбережений: чем больше сбережения, тем выше социальный уровень жизни населения, а значит, они могут быть направлены в виде инвестиций в развитие экономики региона, что позволит увеличить дальнейшее развитие форм малого бизнеса и предпринимательской деятельности, снизить безработицу на 4%, повысить покупательскую способность населения, то есть улучшается уровень благосостояния региона.
Страницы: 1, 2, 3
|
|