скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговое планирование на предприятии скачать рефераты

Налоговое планирование на предприятии

4

Содержание:

Введение…………………….………………………………………………….3

1. Методы внутрифирменного планирования…………….………………7

2. Учетная политика предприятия и налоговое планирование…………14

3. Налоговое планирование: отечественный и зарубежный опыт……...18

Заключение………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………....24

Введение

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые за-конами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно опре-делить как организацию деятельности хозяйственных объектов с це-лью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максималь-но полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных на-правлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы ми-нимальными. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Вместе с тем начисление и уплата налогов функционально не связаны с производством, налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он, естественно, желает избежать.

Этого можно добиться двумя путями:

1) используя все легальные возможности снижения своих налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными;

2) пытаясь скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не ос-танавливаясь перед искажением налоговой отчетности и пред-ставлением ложных данных о своих действиях и доходах.

Первый, легальный путь называется избежанием налогов. Он может вызывать недовольство властей, но он находится под защитой закона, хотя в некоторых "пограничных" случаях ис-ход конфликта с налоговыми органами не может быть спрогнозирован с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отноше-ние только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность.

Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и на-логовые, предусматривают, что они могут нарушаться пред-принимателями и что последние должны нести за это ответ-ственность.

Важно и абсолютно необходимо для нормального коммер-ческого оборота, чтобы потери всех лиц, пострадавших от та-кого нарушения, были полностью и в адекватной форме ком-пенсированы за счет средств нарушителя. Таким образом, если какого-то нарушения нельзя избежать, надо заранее преду-смотреть все возможные последствия и быть готовым нести со-ответствующие расходы.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусмат-ривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допус-кает различные методы для исчисления налоговой базы и пред-лагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. В прошлом, когда были распро-странены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляе-мые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кну-та, но и пряника (нередки даже случаи возврата ранее уплачен-ных налогов), которым государство стремится привлечь нало-гоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных властям формах. Изучая и используя появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.

Вместе с тем не следует забывать, что планирование нало-гов связано с определенными затратами, иногда значительны-ми: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового плани-рования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налого-вого планирования могут вступать в противоречие с общеком-мерческими приоритетами предприятия. Например, предпри-ятию в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки (но тогда с высокой прибыли придется платить и по-вышенный налог).

Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают раз-ными возможностями для налогового планирования. Многона-циональные корпорации и концерны обычно содержат специ-альные службы налогового планирования, которые подчи-няются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации.

Наконец, необходимость налогового планирования в ре-шающей степени зависит от тяжести налогового бремени в той или иной стране. Если налоговое бремя в стране не пре-вывшает 10 -- 15% ВНП (или общего чистого дохо-да, если применить этот критерий к отдельному предприятию или предпринимателю), то потребность в налоговом планирова-нии минимальна, а мелким предпринимателям лучше вообще не забивать себе голову этими вопросами.

1. Методы внутрифирменного планирования.

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую со-ставную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица -- одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способству-ет повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его мож-но отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы
близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки произ-водителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование) и на налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства);

текущее налоговое планирование и текущий контроль за вы-полнением налоговых обязательств;

экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

* разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Эффективная система налогового планирования для предприятия не может ограничиваться только кругом налоговых обязательств это-го конкретного предприятия. Любой экономический агент в современных условиях представляет собой отдельное звено в длинной цепи экономических отношений. У каждого предприятия всегда есть как продавцы, поставщики, подрядчики, так и покупатели, заказчики, клиенты. Учет налоговых обязательств и проблем контрагентов явля-ется обязательным условием выработки конкурентоспособных пред-ложений. Налоговое планирование любого лица должно осуществ-ляться с учетом предоставления максимально благоприятных усло-вий для деловых партнеров.

Для проработки отдельных вопросов последующего и текущего финансового контроля за налоговыми обязательствами, планирова-ния и налоговой экспертизы новых коммерческих и инвестиционных проектов могут привлекаться внешние специалисты. Такая практика получила широкое распространение во всех странах с развитой ры-ночной экономикой. Эти услуги предоставляют частные налоговые эксперты, налоговые адвокаты, специализированные налоговые и юридические фирмы, отделы по налоговому планированию и налого-вому консультированию аудиторских фирм, ассоциации и объедине-ния налогоплательщиков, налоговых консультантов, аудиторов.

К наиболее эффективным формам организации деятельности в сфере налогового планирования относится создание собственных высококвалифицированных и хорошо оснащенных специализиро-ванных налоговых подразделений. Такими подразделениями распо-лагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страхо-вые, инвестиционные предприятия в развитых странах.

Как правило, собственное подразделение по налоговому планиро-ванию создают средние и даже небольшие предприятия, деятельность которых осуществляется в международном масштабе. Специализиро-ванные налоговые отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать десятки, и даже сотни человек. Коли-чество специалистов часто определяется не столько объемами прово-димых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом раз-личных сфер экономической деятельности.

Создание собственных налоговых подразделений обычно не ис-ключает привлечение независимых специалистов и обращение в кон-сультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания норм налогового законодательства и нало-говой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и возрастает необходимость привлечения высококлассных специали-стов в отдельных узких областях.

Для успешного налогового планирования важнейшее значе-ние имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно, в этих условиях строить какие-либо "долгоиграющие" схемы довольно рискованно. Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и модели, позволяющие правильно строить взаимоотно-шения с налоговым ведомством, а для предприятий, уже вы-ведших на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах, могут разрабатываться уже нормальные программы международного налогового планирования.

Налоговое планирование в своих активных формах предпо-лагает "подстраивание" налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его дея-тельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законода-тельство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий.

Во-первых, это -- объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.

Во-вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т.е. самого на-логоплательщика.

В-третьих, можно заменить и саму на-логовую власть, т.е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую.

В-четвертых, в достаточно широких пределах можно менять сами обстоятельства (по крайней мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной об-лагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.

Способы оптимизации налоговых платежей:

- Замена объекта налога. Целью такой замены обычно являет-ся переход из-под режима обложения одним налогом в режим обложений другим, более низким налогом.

- Смена объекта налога часто применяется в целях избежания высоких налогов на отдельные виды сделок. Например, вместо продажи земли часто продают компанию, владеющую землей, то же самое проделывают с судами, самолетами, автомобилями, производственными активами и т. д. В банковском деле вместо кредита могут выдавать гарантии и поручительства,, в инвести-ционной сфере продажа оборудования часто заменяется пере-дачей его в лизинг и т. д.

- Замена субъекта налога (налогоплательщика). Переход на более выгодный режим налогообложения может быть осуществ-лен и путем замены налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою юридическую форму: из товарищества с неограниченной ответственностью превратиться в общество с ограниченной ответственностью, из ЗАО -- в АО и т. д. Осуществляя какую-то коммерческую деятельность, можно вести ее в режиме индивидуального частного предпринимательства (ИЧП) и платить только подоходный налог или перевести эту деятель-ность на ТОО и платить налог на прибыль.

Смена налогоплательщика может быть обеспечена также в результате слияния или разделения фирм, что может иметь как негативные, так и позитивные налоговые последствия.

- Замена налоговой юрисдикции. Наиболее ответственным ре-шением в налоговом планировании является замена налоговой юрисдикции одной страны на другую. Для физического лица это связано с переездом в другую страну на постоянное жительство, для предприятия это чаще всего означает закрытие фирмы в одной стране и открытие новой фирмы в другой стране (только немногие страны разрешают перевод фирмы к другую страну с сохранением ее прежней правоспособности).

Выход в другую налоговую юрисдикцию может быть также осуществлен в порядке слияния с фирмой или поглощения фирмой другой страны. Сама процедура таких слияний и по-глощений -- дело очень непростое, требующее высококвалифи-цированной проработки многих юридических и финансовых вопросов и иногда специального разрешения властей. Вместе с тем при правильном ее проведении результатом может быть не только перевод бизнеса в более благоприятный налоговый ре-жим, но и одномоментное снижение налоговых обязательств вследствие консолидации балансов сливающихся фирм.

Страницы: 1, 2