скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговая система РФ и проблемы оптимизации налогового бремени скачать рефераты

- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание-компетенция органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами;

- периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежеквартальные, ежемесячные, полугодовые, годовые.

По способу уплаты налоги делятся на:

- денежный;

- неденежный (соглашение о разделе продукции).

В зависимости от степени эффективности имеются налоги:

- с положительной эффективностью;

- с нейтральной эффективностью;

- с отрицательной эффективностью.

В зависимости от степени участия в формировании расходов налоги делятся на:

- условно-постоянные;

- условно-переменные.

1.4 Структура и элементы налога

Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отраженно в части первой НК РФ. В совокупности все элементы эти элементы образуют определённую структуру налогов. Схематично классификация налогов и сборов приведена в приложении 2.

1. Существенные или обязательные элементы - те элементы, без которых налоговое обязательство и его исполнение не могут считаться определёнными:

- объект (предмет) налогообложения -- это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в со-ответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

- налоговая база -- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

- источник налога -- доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

- налоговая ставка -- размер налога или величина нало-гового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

- налоговый период -- календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

2. Факультативные элементы - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определённости налогового обязательства:

- налоговые льготы - снижение размера налогообложе-ния или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога;

- порядок и сроки уплаты налога и сбора;

- форма отчетности по этим налогам;

3. Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения:

- предмет налогообложения, который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога;

- единица (масштаб) налога -- единица измерения объ-екта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения;

- налоговый оклад -- сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет;

- сумма налога -- сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

- зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;

- влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

- зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

- зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

1.5 Виды и динамика изменения налогов и сборов

Система налогов - это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трёхуровневая система взимания налогов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоги:

1. Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);

2. Акцизы (гл.22 НК РФ);

3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5. Налог на прибыль организаций ( гл.25 НК РФ);

6.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ( гл. 25.1 НК РФ);

7. Водный налог ( гл. 25.2 НК РФ);

8. Государственная пошлина ( гл. 25.3 НК РФ);

9. Налог на добычу полезных ископаемых ( гл. 26 НК РФ);

К региональным налогам относятся:

1. Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3. Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2.Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Налоги и сборы в РФ подвергаются постоянным изменениям, в результате чего нарушается один из принципов построения налоговой системы, а именно принцип стабильности, с принятием огромного количества изменений и дополнений к уже действующему закону или новых налоговых актов.

Наиболее регулярным изменениям подвергаются налоги на добавленную стоимость, на прибыль организаций, на доходы физических лиц.

Налог на добавленную стоимость

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ ( часть вторая, гл. 21).

НДС - косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников федерального бюджета.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

НДС был введён с 1января 1992 г. и уплачивался до 1 января 2001 г. согласно закону РФ от 6.12.1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». За годы действия указанного закона к нему было принято 25 изменений и дополнений.

Ставки налога за время действия закона менялись 4 раза. До 1 января 1993 г.НДС уплачивался по ставке в размере 28%. С 1 января 1993 г.ставки на добавленную стоимость были установлены в следующих размерах: 10%- по продовольственным товарам, 10%- по зерну, сахару, морепродуктам и т.д.

С 1июля 2000 г ставка налога составляет 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента -- до 10%.

С 2005 г. и по сегодняшний день ставка налога по НДС составляет 0% по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых на территорию РФ, 10% при реализации продовольственных товаров, товаров детского ассортимента и 18% при реализации всех товаров работ и услуг.

Федеральным законом от 22.07.2005 №119-ФЗ предусмотрено:

- установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений (с учетом начала строительства объектов с 1 января 2005), вместо действующего порядка - по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства;

- переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, при сохранении действующего порядка налоговых вычетов, т.е. при подтверждении факта уплаты сумм налога по товарам (работам, услугам), принятым на учет до 1 января 2006 года;

- отмена нулевой ставки по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых на территорию РФ.

Текущие изменения налога на добавленную стоимость осуществляются с 1 января 2006 г. :

- устанавливается единый метод уплаты НДС - «по отгрузке»

- отменяется НДС с авансовых платежей

- вводится ускоренный порядок возмещения при капитальном строительстве

- при бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами.

Налог на доходы физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 23).

По законодательству объектом обложения является совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер.

Налог на доходы физических лиц, является основным налогом, который уплачивают физические лица. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

Ставки подоходного налога периодически подвергаются корректировке. Для исчисления сумм налога, необходимых к уплате в 1998 году, применялась следующая шкала: при размере облагаемого совокупного годового дохода до 20 тыс. руб. ставка налога 12%. Далее наступает следующая прогрессия: до 40 тыс. руб. -- 15%, до 60 тыс. руб. -- 20%, до 80 тыс. руб. -- 25%, до 100 тыс. руб. -- 30%, свыше 100 тыс. руб. действует максимальная ставка --35%.

С 1992 г. по 2001 г., изменения в данный налог вносились 24 раза.

С 2001 г. по 2005 г., ставка налога пересматривалась 4 раза, порядок и сроки уплаты пересматривались 1 раз.

На 2006 г. ставки налога на доходы физических лиц составляют 35% в отношении следующих доходов: выигрыши и призы, страховые выплаты, доходы полученные в виде материальной выгоды, 30% - в отношении физических лиц не являющихся резидентами РФ, 9% - в отношении дивидендов, полученных физическими лицами как резидентами РФ, так и не резидентами, 13% - в отношении остальных видов доходов.

Налог на прибыль организаций

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций» ).

Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики -- все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. Объектом обложения является валовая прибыль.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций несколько раз претерпевала изменения.

Первоначально она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности -- 45%. Так она функционировала в 1992--1993 гг.

В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляет в настоящее время 35% . Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка -- до 43%.

С 1 января 2002 г. до 2005 г.в порядок налогообложения прибыли неоднократно вносились изменения. На данный момент ставка налога 24%. При этом в 2005 г. сумма, зачисляемая в федеральный бюджет - 6,5%, в региональные и местные бюджеты - 17,5%. Ставки налогов на доходы иностранных организаций, установлены в размерах: 10% - от использования транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок, 20% - по остальным доходам этих организаций.

Федеральным законом от 06.06.2005 №58-ФЗ предусмотрено:

- введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы, 10 процентов стоимости введенных в действие основных средств;

- увеличение с 30% до 50% предела уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;

- отнесение в полной сумме затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР.

Акцизы

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ ( часть вторая, гл. 22)

Акцизы - вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления: алкогольная продукция, табак, бензин, ювелирные изделия и т. д. Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия, организации и физические лица. Акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров.

Ставки налога едины на всей территории России и разделяются на два вида: твёрдые, устанавливаемые в абсолютной сумме за еденицу обложения и адвалорные, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизных товаров.

С 1992 г. по 2000 г.акцизы уплачивались согласно положениям Закона РФ от 6.12.1991 г. «Об акцизах» .

Согласно положениям НК РФ, в период 2001 г. до 2005 г., состав налогоплательщиков не менялся. Перечень подакцизных товаров и минерального сырья в 2001-2005 гг. постоянно уменьшался путём внесения 4 изменений в соответствующую статью. В объект налогообложения акцизами вносились изменения 3 раза. Налоговая база по акцизам менялась 2 раза. Налоговый период не менялся. Ставки акцизов 4 раза пересматривались в сторону увеличения.

Следует учитывать, что перечень облагаемых акцизами товаров часто меняется. Подлежат пересмотру и ставки акцизов, поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения.

Федеральным законом от 21.07.2005 №107-ФЗ предусмотрена индексация специфических ставок акцизов на 9% по всем облагаемым товарам, кроме акцизов на сигареты, по которым ставки проиндексированы на 15%.

Ставки акцизов на 2006 г. в приложении 1.

2 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В РОССИИ

2.1 Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

Страницы: 1, 2, 3