скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговая система Республики Казахстан скачать рефераты

Для экономики развивающихся стран при проведении в них налоговых реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь как раз в разрезе рассматриваемой нами темы и возникает больше всего сложных проблем.

Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.

Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный товарооборот несколько снизился. Его динамика определяется уменьшением платежеспособного спроса населения. Вследствие финансового кризиса снизились реальные располагаемые доходы граждан. Начала улучшаться и его структура, что выразилось в уменьшении удельного веса продовольственных товаров. Позитивно сказываются и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной продукции.

Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах наблюдается на рынке услуг. Снижение платежеспособного спроса сразу после кризиса и постепенное оживление, которому в этой сфере весьма способствует наличие реальной конкуренции. Более трети услуг в настоящее время оказывается населению предприятиями различных негосударственных форм собственности и более четверти услуг оказывается частными индивидуальными предпринимателями.

Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса. По этим же причинам остается чрезвычайно низкой инвестиционная активность. Отсутствие финансовых ресурсов предприятий приводит к увеличению доли бартерных операции, к выплате заработной платы работникам не деньгами, а продукцией предприятий. В итоге снижается прибыль, недопоступают в бюджет налоги на прибыль предприятий и организации и подоходный с физических лиц. Все это приводит к нарушению ритмичного производственного процесса.

Одним из основных критериев состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

В настоящее время перед страной стоит задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

В посткризисный период проведены и проводятся серьезные реформы в области налогообложения.

Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

С помощью налоговой системы можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают основную часть государственных доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную часть бюджета.

Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость порой возникает для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго - и вообще ресурсообеспечения и т.д.

В основе ограничивающих мер лежит дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта во всех странах решаются обычно через налоги.

Роль налоговой системы в реформе экономики возрастает с введением в действие части первой Налогового Кодекса.

Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

Одним из наиболее важных вопросов в теории налогообложения является соотношение прямых и косвенных налогов.

При проведении любой реформы возникает вопрос о гармоничном соотношении прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов на прямые и косвенные известна с глубокой древности. И тогда же возникла дискуссия о целесообразности увеличения (или снижения) тех и других налогов.

Что прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д.

Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

В конце прошлого века, пока не получил особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

Говоря о позитивных и отрицательных сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов местных предпринимателей.

Подводя итог можно сказать, что мы ни в коем случае не должны отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но обращаться с ними следует очень аккуратно, как с мощным орудием воздействия на экономические процессы. Соотношение же их на разных этапах развития должно меняться.

В ходе налоговой реформы были приняты прямо противоположные меры.

Противоречивость налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью задач, которые приходилось решать.

2.2. Действующая налоговая система

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление - как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов.

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них - больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие - налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;

тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;

утечке капиталов за рубеж;

криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

Целью экономических реформ должно стать не разрушение экономики, а процесс созидания, наращивание национального богатства Казахстана, повышение благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач

Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику

Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы

Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно

Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания

Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса

Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.

Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов

Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

В статье рассмотрена лишь часть проблем реформирования налоговой системы Казахстана с точки зрения повышения эффективности казахстанской экономики и учета мировых экономических процессов. Но это, на мой взгляд, именно те основополагающие предложения, без реализации которых невозможно вывести страну из того тупика, в который ее завели нынешние неореформаторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведен очередной крупный этап налоговой реформы несмотря на его некоторую противоречивость, общее направление реформирования налогов судя по всему выбрано правильно. Но реформа будет продолжаться.

А в экономической науке, как и повсеместно, нужна здоровая свободная конкуренция, необходима широкая дискуссия, обмен мнения и накопленным опытом. Только так должен появляться на свет столь важный для всей страны документ как Налоговый Кодекс. В ходе данного процесса предстоит и дальше совершенствовать механизм исчисления и сбора отдельных основных налогов.

Одновременно с либерализации налоговой системы предстоит провести в жизнь меры по ужесточению налогового администрирования и усилению борьбы с теми, кто указывает доходы от налогообложения.

В общем, следует придать обратный смысл известному изречению, что жестокость законов смягчается необязательностью их исполнения. Налоговые законы нужно смягчить, но при условии обязательности их исполнения.

Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ - сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов - этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.

Экономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами им управлять.

ЛИТЕРАТУРА

Закон Республики Казахстан от 24.04.1998г. « О налогах и других обязательных платежах в бюджет »

Сборник инструктивных и нормативных актов по налогам (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1996г) Алматы, Каржы-Каражат, 1997г.-278с.

Истукция №33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходногог налога с юридических лиц (с изменениями и дополненеиями) по состоянию на 5 марта 2000г. Вестник по налогам и инвестициям Алматы , 2000г.

О порядке исчисленения и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (с изменениями и дополнениями) Бюллетень бухгалтера Алматы-2001.

5. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других

обязательных платежах в бюджет»

Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог./Финансы Казахстан Каржы-Каражат Алматы, 2001.

Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2000.

Амрекулов Н. Концепция единого обложения // Транзитная экономика Алматы, 2000.

Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2000.

Аскарова Э.Р. Расчет подоходного налога по доходам облогаемым по разным ставкам и (или) освобожденным от налогообложения (Приложение 14,14-1) Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001.

Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.

Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.

Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003.

Мельников В.Д., Ильсов К.К. «Финансы» Алматы-1997г.

Мунатаев М.М. Оснвные направления реформирования агропромышленнного производства Казахстана Алматы, 2000г.

Маметова Р.А. Соотношение закона Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет и правил, разработанных для реализации положений этого закона / Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001г.

Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения Алматы, 1998г.

Нурсеитов Э. Комментарии к изменениям в закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет » от 3 мая 2001года, №183-11 // Алматы, 2001.

Наумова Н.н. Реформа налоговой системы // Алматы, 1999г.

Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений - СПб.: Издателство С-Петербург. гос.университета экономики и финансов, 1997

Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.

Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Алматы, Баспа. 1997г.

Черник Д.Г. «Налоги». М., «Финансы и статистика», 1994.

Юткина Т.Ф.Налоговедение : от реформы к реформе. -М.: ИНФРА-М,1999г.

Страницы: 1, 2, 3