скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговая политика и пути ее совершенствования скачать рефераты

2.3.3.Налог на добавленную стоимость.

Одним из основных источников поступлений действующей налоговой системы является НДС (1997 год - 25,4%, 1998 год - 22,1%, 1999 год - 25,3%), который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного обложения. Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах- членах ЕС НДС является важным источником доходной базы бюджета ЕЭС. Так, рыночная экономика этих стран всегда сталкивалась с проблемой пе-репроизводства. НДС служил в конечном счете одной цели - тормо-жению. Не насильственному, а щадящему силы и средства, плавно переориентирующему экономику на новые технологии и более высокий уровень потребления. Органично вписываясь в модели западных экономических систем и выполняя важную роль в регулировании товарного спроса, НДС является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира.

Оценка места и роли НДС в нашей налоговой системе неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС.

Действительно, являясь, с одной стороны, наиболее собираемым, с другой стороны, НДС отличается массой недостатков. Так, cтавки НДС в нашей республике заметно превышают ставки НДС и ставки сходных налогов многих западных стран. Кроме того, фис-кальные соображения распространили НДС в ПМР не только на все стадии производства и обращения, но и на операции, которые за рубежом не считаются объектом обложения (денежные сделки и т.п.). Многие предприятия столкнулись с такой ситуацией, что этот налог «вымывает» у них все оборотные средства. Они оказались не в состоянии финансировать свое произ-водство. Они оказались не в состоянии финансировать свое производство.

На данном этапе полагается, что нужно отработать его механизм, имея в виду прежде всего установление оптимального процента налоговых изъятий, в пределах 12-15%. При этом компенсировать недополученные доходы по НДС предполагается следующим образом:

-ввести налог с продаж на розничный товарооборот с предельной ставкой 3% при реализации товаров и услуг и 5 % при реализации алкоголя, с последующим направлением сумм платежей по данному налогу на социальные нужды малообеспеченных групп населения;

-ввести налог на вмененный доход, который явится большим подспорьем для бюджета, так как берется авансом еще до начала какой-либо финансовой деятельности.

Кроме того, предлагается:

-в целях уменьшения доли импорта во внешнеторговом обороте, увеличения конкурентоспособности товаров, производимых в ПМР, освободить местных производителей товаров народного потребления от налога на добавленную стоимость при реализации продукции в ПМР;

-снизить ставку НДС при экспорте готовой продукции в Российскую Федерацию с целью освоения потерянных в результате финансового кризиса в этой стране рынков сбыта;

-не взимать с организаций-экспортеров налог на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев;

-относить на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, при освобожденном экспорте продукции[№8,с.74].

2.3.4.Акцизы.

Акцизы выступают в качестве одного из основных источников налоговых поступ-лений в бюджет (1997г.- 6,6%,1998г.- 7,3%, 1999г. - 5,1%). И хотя их величина уменьшилась за счет падения производства подакцизной продукции и роста задолженности, введение ввозного акциза привело к существенному увеличению удельного веса акцизов в общем сборе налогов. Так, в 1997г. их совокупная доля составила 12,6% государственного бюд-жета, в1998 г - 33,7 %, 1999г. - 26,8%(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Акцизы представляют собой одноступенчатый налог на опреде-ленный круг товаров, устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции. Порядок взимания акцизов, унифицированный по товарам отече-ственного и импортного производства, и суммы акцизов устанавли-ваются Правительством, что мотивируется необходимостью оператив-ного реагирования на ситуацию.

Полагается, что акцизы должны нести существенную часть налогового бремени, пока растущее благосостояние не позволит переложить большую часть налогового бремени на подоходный налог. Считается, что в этот период предпочтительней, чтобы относительно небольшое число налогов собиралось с относительно небольшого числа плательщиков; акцизы на импортные товары должны быть равны акцизам на аналогичную отечественную продукцию, с тем, чтобы не поощрять неэффективное внутреннее производство (защищать отечественную промышленность целесообразней с помощью таможенных пошлин). Предлагаемые акцизы помогут стране проводить меры в области охраны здоровья и окружающей среды путем обложения алкогольных напитков и табачных изделий, транспортных средств и моторного топлива. Помимо этого предполагается, что акцизами должны облагаться товары и услуги, используемые главным образом состоятельными слоями населения, что обеспечит справедливость налоговой системы[№18,с.74].

Таким образом, акцизы играют двоякую роль: во-первых, это средство ограничения подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров[№54,с.74].

Сегодня планируется привести в соответствие ставки акцизного сбора на производимую и импортируемую в ПМР продукцию с целью защиты отечественного производителя. Помимо этого, в рамках 2000 года предлагается установить порядок взимания акцизов по алкогольной продукции равными долями между организациями-производителями или импортерами и организациями оптовой торговли;

Акцизный налог обладает большими потенциальными возможно-стями. Проблема в том, что существует практика уклонения налого-плательщиков от уплаты акциза. Так, большие суммы налога республика теряет в случае использования подакцизной продукции для производства товаров, не облагаемых акцизами. Основные уклонения от уплаты налога происходят при контрабандном ввозе табака и алкоголя на территорию ПМР, при нелегальном производстве алко-голя в республике. Принятие жестких мер по пресечению подобной практики приведет к значительному увеличению поступлений в бюд-жет[№8,с.74].

Необходимо приближение к европейским меркам количества подакцизных товаров и механизма взимания акцизов.

§2.3.5.Земельный налог. Налог на имущество юридических лиц.

Налог на имущество физических лиц.

Цены введения платы за землю является стимулирование рационального природопользования и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и так далее.

Сегодня поступления в бюджет, обеспеченные земельным налогом, относительно невелики в в сравнении с его реальной значимостью. Однако, земельный налог может занять подобающее ему место только после принятия Земельного Кодекса и упорядочения всего блока отношений, связанных с приобретением в собственность, передачей в аренду и долгосрочным использованием земли. Необходима разработка Земельного Кадастра, который позволит определить доходность земли, без которой невозможно установить налоги, позволяющие и бюджет обеспечить постоянными поступлениями, и создать нормальные условия хозяйствования.

В рамках 2000 года предполагается:

-повысить ставки земельного налога и ввести повышенную плату за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку для добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей;

-предоставить право органам местного самоуправления повышать ставки земельного налога, но не более чем в10 раз, в отношении земельных участков городской, поселковой застройки, предоставленных для индивидуального, жилищного (дачного) строительства, на которых в течении более чем двух лет с момента выделения этого участка не были возведены объекта недвижимости (здания и сооружения) и (или) права на возведенные объекты недвижимости не были зарегистрированы в установленном порядке.

. Данные меры будут способствовать рациональному использованию земли, что в будущем скажется на увеличении доходной части местных бюджетов в виде возросших поступления от налога на имущество физических лиц.

В отношении налога на имущество юридических лиц сужена база налогообложения. Из объекта налога исключены запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Кроме того, снижен предельный размер возможной корректировки ставки налога на коэффициент использования производственных мощностей до 30%.

Было бы целесообразно предусмотреть прогрессивное налогооб-ложение находящихся в личном пользовании особо престижной недви-жимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физи-ческого или юридического лица. Вместо неэффективного контроля над доходами государства должно переходить к обложению налогами отдельных видов расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Теневая экономика должна облагаться подобными налогами автоматически, т.е. по наличию определенных объектов налогообложения[№8,с.74].

Видится целесообразным вместо целого комплекса имущественных налогов: налога на землю, налога на имущество юридических лиц и налога на имущество физических лиц - введение единого налога на недвижимость для юридических и физических лиц. Подробнее на нем я остановлюсь позднее.

2.3.6.Налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Таможенные пошлины.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, НДС, акцизы и прочие налоги и сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы и количество поступающего товара ( количественные ограничения, лицензии и т.д.).

Налоговая политика государства в области налогов, cборов и пошлин, связанных с внешнеэкономической деятельностью, должна быть четко увязана с поставленными перед последней целями. Поэтому, в области налогов, связанных с внешнеэкономической деятель-ностью (доля которых в бюджете 1997г. составила 15.0%, в 1998 г. - 7,5%, в 1999г. - 3.0%)(ПРИЛОЖЕНИЕ №1), необходимо будет и в дальнейшем проводить политику, направленную на упрощение процедуры регистрации договоров и контрактов, ужесточенный контроль экспорта и импорта социально-значимых для республики товаров, создание благоприятных условий для стимулирования экспорта и частичной компенсации потери конкурентоспособности товаров, производимых в ПМР.

Кроме того, предлагается:

-пересмотреть сроки репатриации валютной выручки с дифференциацией по группам товаров;

-предоставить право при реализации товара на постоянной основе в другие страны пополнять обороты товара на сумму частичной репатриации.

Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на экспортируемый, импортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно экспортными, импортными или транзитными.

Импортные пошлины являются, как правило, главным средством национального протекционизма. В начале своего существования они обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, сегодня же их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Так, если в США еще в конце 19 столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Что касается ПМР, то роль импортных таможенных пошлин как фискального средства усиливается.

Реже используются экспортные пошлины. Их цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке. В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование[№15,с.74].

Таким образом, в отношении ПМР на период 2000 года можно отметить следующее:

Использо-вание импортных тарифов следует рассматривать не столько в каче-стве источника пополнения доходов бюджета, сколько в качестве механизма стимулирования внутреннего производства и защиты оте-чественного производителя аналогичной продукции.

На рассматриваемый период, в области таможенной деятельности, осуществлено распространение таможенного тарифа на товары, производимые в странах СНГ и импортируемые на территорию ПМР. С одной стороны это было предпринято для защиты местного рынка и, следовательно, косвенного поддержания отечественных товаропроизводителей, с другой стороны не было учтено, что ПМР имеет чрезвычайно ограниченный потребительский рынок и в результате дополнительного налогообложения при импорте были утеряны определенные льготные условия для привлечения предпринимателей по оптовой торговле и привлекательность реэкспорта, результатом которого было привлечение в ПМР дополнительных валютных средств.

Наиболее льготный режим должен устанавливаться применительно к ввозу технико-экономических изделий, принципиально важных для развития отечественного производства, но в ПМР не выпускаемых (или выпускаемых в недостаточном количестве). Максимально же жесткий, с исключительно высокими таможенными пошлинами, режим - по отношению к импорту предметов роскоши и повышенного комфорта. Нельзя допускать таможенной уравниловки и по отношению к ввозимым предметам массового потребления: послабления возможны лишь по тем их категориям, потребление которых трудно сжимается ввиду их особой необходимости для населения и отсутствия или дефицитности их производства в республике.

Полагается, что таможенный режим в значительной мере поможет обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике. Позволит решить в этом направлении ряд задач:

-рационализацию товарной структуры экспорта и импорта това-ров;

-поддержание оптимального соотношения между экспортом и им-портом товаров, валютных доходов и расходов на территории ПМР;

-защиту экономики от неблагоприятного воздействия внешней конкуренции;

-создание условий для привлечения иностранных инвестиций[№8,с.74].

2.3.7.Перспективные налоги.

Действующая в настоящее время налоговая система ПМР полностью не реализована. Поэтому, если говорить о ее перспективных направлениях развития, то в первую очередь необходимо отметить предусмотренные действующим Законом “Об основах налоговой системы ПМР”, но фактически не имеющих законодательного подкрепления и не действующие, гербовый сбор и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Полагаю, что разработка и принятие на основе российского опыта (с учетом специфики Приднестровья) соответствующих законов, и тем самым введение в действие данных налогов послужит дополнительным источником поступлений в бюджет.

Целесообразно вместо трех налогов: налога на землю, налога на имущество юридических лиц и налога на имущество физических лиц - введение единого налога на недвижимость для юридических и физических лиц.

Целью введения налога на недвижимость является увеличение доходов местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения земельной составляющей. При новом налоге на недвижимость собственнику будет выгодно либо самому эффективно использовать свою недвижимость, либо ее продать или сдать в аренду. Тот, кто приобретает недвижимость, начнет хозяйственную деятельность, получит прибыль, часть которой в виде налога поступит в бюджет. Кроме того, земля также будет облагаться с учетом ее эффективного использования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8