скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налогообложение ВЭД скачать рефераты

Конкретным шагом в направлении к реализации данного положения стало Соглашение между Правительством Республики Белоруссия и Правительством РФ "О создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики", заключенное 30 августа 2000 г. в Москве.

В Соглашении определены основополагающие элементы унифицированного налогового законодательства, как-то:

единые принципы и правила налогообложения;

единый перечень основных налогов;

единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;

единые термины и понятия.

На подакцизные товары, вывозимые из РФ на территорию Республики Белоруссия и ввозимые на территорию РФ из Республики Белоруссия, учитывая положения ст.27 договора "О создании Союзного государства", а также положения Федерального закона от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", принцип взимания акцизов по стране назначения не распространяется, если иное не будет предусмотрено отдельным соглашением "О взимании косвенных налогов во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь".

Статьей 13 Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 118-ФЗ установлено, что до 1 июля реализация товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории РФ. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.

Проблема унификации налогового законодательства государств обусловлена тем, что на сегодняшний день существует множество расхождений в налоговом законодательстве Республики Белоруссия и РФ, в том числе по налогообложению акцизами подакцизных товаров.

Так, ставки акцизов на подакцизные товары белорусским законодательством установлены в евро на единицу измерения, в то время как в российском законодательстве специфические ставки акцизов установлены в рублях.

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа по унификации налогового законодательства РФ и Республики Белоруссия идет в соответствии с Планом мероприятий по переходу к единой системе налогообложения, а также с Планом мероприятий по подготовке проекта НК Союзного государства.

Развитие налогового законодательства в отношении внешне - экономической деятельности невозможно рассмотреть без вопроса о Налоговом Кодексе РФ, который является сложным, многоплановым и многофункциональным документом, затрагивающим практически все стороны экономической деятельности людей, предприятий и регионов, отраслей производства.

В Налоговом Кодексе предусмотрено усиление косвенного налогообложения. Усиление косвенного налогообложения, предусмотренное в кодексе связано с созданием условий для роста цен на товары и продовольствие (порядка 7-15%). В конечном счете эта мера оказывает влияние на сокращение платежеспособного спроса и создание льготных условий для зарубежных экспортеров Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 17 (62).

Отдельно следует рассмотреть влияние НДС, акцизов на внешне - экономическую деятельность. Механизм возмещения уплаченного налога, применяющийся при взимании НДС, заключается в его прозрачности и способности в большей степени освободить экспортируемые товары и услуги от уплаченных ранее налогов, а также недостатки, выраженные в высоких административных издержках как налоговых органов, так и налогоплательщиков.

Существенным недостатком налога на добавленную стоимость по отношению к импорту (с точки зрения налогоплательщиков) является необходимость его уплаты непосредственно при таможенном оформлении. Многие страны ввели дополнительную категорию отдельно регистрируемых плательщиков НДС при импорте, налоговое обязательство которых возникает после первой коммерческой операции с ввезенным товаром, а для остальных импортеров сохраняется обычный порядок уплаты НДС.

Преимуществом НДС является уже рассмотренная выше особенность: при высокой степени обложения налогом с продаж сырья и материалов, используемых при производстве продукции и услуг внутри страны, продукция, произведенная в государствах, взимающих НДС, может получить ценовое преимущество на мировых рынках вследствие невозможности установления дифференцированных ставок возмещения налога при экспорте, эквивалентным эффективным ставкам обложения сырья, материалов и комплектующих. Несмотря на более высокие издержки администрирования, НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем другие налоги: он обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, нейтрален к международной торговле, а также позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг. В силу этих, а также некоторых иных причин большинство стран ОЭСР и Европейского Союза отказались от взимания некоторых налогов пользу НДС.

Обычно налог на добавленную стоимость начисляется на цену товара с учетом импортных пошлин и акцизов. В принципе, возможно начисление НДС на цену без учета пошлин и акцизов, но принимая во внимание, что последние начисляются на более ранней стадии производственно-коммерческого цикла, расчет налогов с цены, включающей НДС, является более сложным с административной точки зрения. По этой причине, гораздо легче начислять НДС на цену с учетом акцизов и таможенных пошлин, а их ставки устанавливать с учетом НДС -- обычно при введении НДС ставки акцизов меняют таким образом, чтобы розничная цена подакцизных товаров с учетом акцизов и НДС не изменилась. Можно, конечно, более подробно рассмотреть тему НДС и акцизов при экспортно - импортных операциях, но это тема для отдельных работ.

При рассмотрении принципов налогообложения во внешнеэкономической деятельности невозможно обойти стороной тему двойного налогообложения.

Международное двойное налогообложение может быть определено как взимание сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, что негативно влияет на развитие экономических отношений между государствами.

Устранение влияния таких негативных последствий на обмен товаров (услуг) и движения капитала возможно путем заключения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения (далее - соглашения). Значение этой категории международных договоров в налаживании нормальных взаимовыгодных экономических отношений между государствами неоспоримо высоко.

Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между государствами и имеют целью урегулировать налоговые взаимоотношения между странами-партнерами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов и имущества. Положения соглашений имеют приоритет над национальным законодательством государства и применяются к резидентам Договаривающихся Государств и в отношении доходов, возникающих в этих государствах.

Если налогоплательщик, являющийся резидентом одного государства, получает доход из источника в другом государстве или владеет находящимся в нем имуществом, которые в соответствии с соглашением облагаются налогом только в государстве резиденции, то проблемы двойного налогообложения не возникает, так как государство источника не должно облагать такой доход или имущество, даже если государство резиденции фактически не взимает налоги в связи с отсутствием во внутреннем законодательстве соответствующих положений.

Если же в соответствии с соглашением доход или имущество облагаются налогом в стране источника или местонахождения (имущества), государство резиденции обязано устранить двойное налогообложение, применив установленный метод (освобождение и/или зачет).

Неизменным остается принцип приоритета норм международного права над нормами российского законодательства. Согласно ст.7 НК РФ если между Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания иностранной организации заключен договор об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов такой иностранной организации применяются правила международного договора.

Применение порядка налогообложения доходов иностранных организаций в соответствии с правилами международных соглашений возможно двумя способами: путем предварительного освобождения от налогообложения или путем возврата налога, удержанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

В настоящее время ст.312 НК РФ не предусматривает представления заявления на предварительное освобождение в налоговый орган. С 1 января 2002 года для освобождения от налогообложения дохода иностранной организации в соответствии с международным договором достаточно представить подтверждение постоянного местопребывания в стране, с которой Российская Федерация имеет такой договор, налоговому агенту.

В основу избежания двойного обложения НДС или ухода от налогообложения положены три принципа: принцип территориальности, принцип назначения и принцип равенства.

Принцип территориальности, на котором основывается Шестая Директива ЕЭС, означает, что НДС облагаются операции, совершаемые на территории данной страны. Операции, совершаемые на территории данной страны, облагаются НДС независимо от того, осуществляются они организациями данного или иностранного государства.

Согласно принципу назначения товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается. И наоборот, согласно принципу происхождения товары облагаются налогом в той стране, где они производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден от налогообложения.

Принцип равенства означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) впервые сформулировано понятие "место реализации товаров". Ранее в Законе РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" было определено место реализации работ (услуг). В ст.147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы привести в соответствие определение понятия места реализации товаров с основными принципами избежания двойного налогообложения (ухода от налогообложения), необходимо в ст.146 НК РФ передачу товара комитентом (доверителем, принципалом) комиссионеру (поверенному, агенту) приравнять к реализации.

Несомненно, при рассмотрении негативных тенденций в налогообложении внешнеэкономической деятельности, нельзя обойти стороной «бегство капиталов» из России.

В 1997-2000 годах страну ежегодно покидало 23-28 млрд. долл. Нехитрый подсчет свидетельствует - тогда ежеквартально убегало максимум 7 млрд. долл. В начале 2003 года масштабы оттока капитала начали постепенно сокращаться, и тенденция даже сменилась на противоположную. В первом квартале компании, банки и население вывезли из страны на 100 млн. долларов больше, чем ввезли. А во втором квартале - впервые с 1994 года - в Россию больше ввезли, чем вывезли, и приток капитала, по итогам первого полугодия, составил 4,6 млрд. долларов.

Ожидается, что за первое полугодие этого года чистый отток капитала из России может составить 13 млрд. долларов. «Независимая газета» от 10.02.2004г.

Для определения масштабов  бегства   капитала   из   России  могут использоваться различные подходы. Например, оценить масштабы легального вывоза капитала из России в соответствии с данными платежного баланса. Данные за 1995-1999 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Легальный вывоз капитала из России

1995

1996

1997

1998

1999
(I-II)

Итого

Капитальные трансферты выплаченные

3,5

3,5

2,9

2,1

0,5

12,6

Прямые инвестиции за границу

0,4

0,8

2,6

1,0

0,9

5,6

Портфельные инвестиции (активы)

1,7

0,2

0,2

0,3

0,2

2,5

Текущие счета и депозиты

-4,3

1,0

-1,0

-1,0

2,5

-2,8

Наличная иностранная валюта ("внутренний вывоз")

-0,0

8,7

13,4

-0,9

-1,8

19,3

Всего

1.3

14,2

17,7

1.5

2,3

37,2

Всего без покупки валюты

1,3

5.5

4.3

2.4

4.1

17,9

Или оценить размер «Бегства капитала» в сравнении с сальдо текущего баланса и притоком частных иностранных инвестиций (прямых и портфельных). (График 1, таблица 5).

График 1.

Размер «бегства капитала» в сравнении с сальдо текущего баланса и притоком частных иностранных инвестиций (прямых и портфельных). (График 1).

Таблица 5.

Динамика притока иностранного капитала (млрд.долл.)

1996

1997

1998

I полугодие 1999

1996 -

I полугодие 1999

Кредиты государственному сектору*

1,3

0,3

3,1

-3,2

1,5

Приток

9,1

7,4

10,7

0,7

27,9

Федеральные органы власти**

9,1

7,2

6,0

0,7

23

Местные органы власти

0

0,2

0,9

0

1,1

ЦБ

0

0

3,9

0

3,9

Погашение

-7,8

-7,1

-7,6

-3,9

-26,4

Основной долг

-3,6

-2,8

-4,6

-2,8

-13,8

Проценты

-4,1

-4,3

-3,0

-1,1

-12,5

Кредиты банковскому сектору*

1,7

3,8

-2,7

-0,4

2,4

Кредиты сектору нефинансовых предприятий*

1,0

7,7

5,1

-0,1

13,7

Прямые инвестиции*

2,3

5,7

1,8

1,0

10,8

Приток

2,5

6,6

2,8

1,4

13,3

Выплата доходов от прямых

Инвестиций

-0,2

-0,9

-0,9

-0,4

-2,4

Портфельные инвестиции*

8,6

13,1

2,7

-1,7

22,7

Приток**

9,9

17,6

10,1

-0,1

37,5

Выплата доходов от портфельных инвестиций

-1,3

-4,5

-7,4

-1,6

-14,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13