скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налогообложение и месторождения полезных ископаемых скачать рефераты

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны по поводу формирования государственных финансов.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовый внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе. Образованием первичных денежных доходов и ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - форме подоходного налога, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Проблема налогов особенно остра в обществе с рыночной экономикой. В нашей стране, которая еще недавно развивалась по социалистическому пути, роль налогов была совершенно иной. Принципы социалистического хозяйствования формировались в противоположность тем, которые господствовали в странах с рыночной экономикой. Налоговая система как регулятор и стимулятор экономики считалась чуждой социализму. Поэтому в СССР система налога сводилась лишь к “подпитке” некоторых доходных статей бюджета и регулированию прибылей мелких частных хозяйств якобы для пресечения возможных спекулятивных тенденций. В целом удельный вес налогов в бюджете бывших социалистических стран был весьма незначителен. В СССР, например, налоги с населения в 1977 г. составляли всего 7% совокупных доходов бюджета.

Доходы бюджета формировались путем прямых централизованных изъятий. Государство просто забирало у предприятий из прибыли столько, сколько ему было нужно.

Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, налоговая система может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.

1.2. Роль налогов в рыночной экономике.

Проведение рыночных преобразований в экономике немыслима без создания эффективной системы налогообложения. Эта система - основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции во всех странах с социально-рыночной экономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственных процессов налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым и общественный прогресс.

Активность налоговой системы выражается в выполнении ею функций.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Чем совершенней синтез функций, тем более доступна налоговая система для населения.

Налоги реализуют фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную и контрольную функции.

Фискальная функция является исторически первой. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотный, социальных, природоохранных и др.).

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Фискальная функция налогов показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.

Другая важная функция - регулирующая. Она выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного воспроизводства. Необходимость налогового регулирования обусловлена объективными особенностями рыночного механизма, его неспособностью предотвращать негативное воздействие экономики на экологию, эффективно удовлетворять потребность в специфических товарах и услугах. Маневрируя налоговыми ставками и льготами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для развития отстающих отраслей хозяйства.

Государственное регулирование осуществляется в двух направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений;

- регулирование развития народного хозяйства.

При более детальном рассмотрении регулирующих воздействий налогообложения на экономику можно отметить, что это:

1) Средство стабилизации экономики.

Суть стабилизационной политики состоит в том, что государство может использовать различные финансово-бюджетные рычаги в соответствующих фазах экономического цикла. В фазе оживления и подъема - усиливать налогообложение, искусственно сдерживая спрос и уменьшать государственные расходы, создавая резервы, а по мере приближения спада - стимулировать деловую активность путем уменьшения налогового изъятия и увеличения государственных расходов за счет создания резервов.

Для выравнивания циклических колебаний могут использоваться встроенные стабилизаторы: автоматические - прогрессивное подоходное налогообложение (налоговые поступления колеблются автоматически, изменяясь от величины доходов и налоговых ставок), а также некоторые, привязанные к динамике соответствующих макроэкономических показателей, бюджетные расходы; и управляемые - разнообразные налоговые и иные финансовые бюджетные методы.

2) Регулятор накопления.

Использование налоговых скидок на инвестиции (инвестиционный кредит, системы ускоренной амортизации и изменение методов амортизационных списаний стоимости основного капитала компаний, а также другие меры могут создавать благоприятный климат для новых инвестиций.

3) Выравнивание доходов.

Государство, используя прямые налоги (подоходный налог, налог с наследства и дарения, взимаемые по прогрессивным ставкам), с одной стороны и трансфертные платежи - с другой, может сглаживать имущественное неравенство, перераспределять доходы “богатых” к “бедным”. Граждане и частные предприятия, уплачивая налоги, могут получать взамен услуги общественного сектора, а также различные пособия, например, пособия на детей, пенсии, пособия по безработице и др. трансферты.

4) Регулятор производства и потребления.

Так, например, маневрируя ставками налога на прибавочную стоимость и устанавливая индивидуальные акцизы, правительства могут оказывать воздействие на уровень потребления отдельных товаров, а следовательно, и на уровень их производства.

5) Стимулирование экспорта.

Применение системы таможенных пошлин, льготного налогообложения экспортного производства позволяют создавать благоприятные условия для производства и экспорта соответствующих товаров.

6) Регулирование природоохранной деятельности.

Так, например, сокращению загрязнения окружающей среды способствует применение систем ускоренной амортизации очистного или экологического оборудования, предоставление налоговых льгот предприятиям, проводящим природоохранные мероприятия.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народохозяйственных программ. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками. Следовательно, выражает разные стороны налоговых отношений, обе функции - фискальная и регулирующая - выступают в единстве: обязанности налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками.

Стимулирующая функция. В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании - около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научнотехническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), в также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).

Льгот по налогам в законодательства РФ о налогах занимают значительный удельный вес. Разделы о льготах по налогам содержит любой соответствующий закон: о налоге на прибыль, о налоге на добавленную стоимость, о налоге на имущество, о других видах налогов. Цели предоставления налоговых льгот заложены в каждом законе, ими являются стимулирование развития производства в целом, отдельных отраслей народного хозяйства, защита социально незащищенных групп населения РФ, привлечение иностранного капитала, расширение инвестиций в производственную сферу.

Больше всего возникает проблем при применении льгот по налогу на прибыль. Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

- занятости инвалидов;

- благотворительной деятельности в социально культурной и природоохранной сферах.

Среди плательщиков полностью освобожденными от налога на прибыль являются сельскохозяйственные предприятия по прибыли, которую они получат от производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Доля всех остальных в составе налогооблагаемой прибыли не учитывается та доля прибыли, по которой предоставляется льгота.

Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных программ - как производственных так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экологических и других.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. В современных условиях значительные средства должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Распределительная функция налоговой системы носит также ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Контрольная функция.

Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения не вносятся; состав налоговой системы должен быть стабилен в течение нескольких лет. Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения в виду его незаконности, преследуется государством.

Известно, что эффективно функционирующая рыночная экономика невозможна без развития малого бизнеса так как крупные предприятия плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью. Поэтому государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его, используя налоговую систему, как стимулятор.

1.3. Налоговая система развитых стран (на примере США).

Главный смысл налоговой политики промышленно развитых стран мира состоит в том, чтобы налоговые сборы не просто пополняли казну, а служили бы эффективной формой регулирования экономических процессов в обществе.

Сбор и последующее перераспределение налогов рассматривается западными правительствами как средство роста объема накоплений, которые облегчают частным корпорациям обновление основного капитала и поддержание высокой эффективности производства. Следует отметить, что такая направленность налоговой системы сформулировалась в результате эволюционного развития рыночного хозяйства этих стран при непосредственном вмешательстве государства в экономические процессы.

Налоги в развитых странах имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление, налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследство и дарения).

Общая картина структуры налогов в развитых странах характеризуется следующими чертами.

Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на разные виды доходов весьма неодинакова и подвержена колебаниям.

До 1975 г. в большинстве стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) наблюдался рост подоходного налога и взносов в фонды социального страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление.

Доля налогов на потребление и доля * во многих странах почти одинаковы. Роль первых постоянно увеличивалась, а последних - снижалась в 80-е гг.

По всем развитым странам произошел сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов и взносов в фонды социального страхования.

Общая картина прямого (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы рабочих в фонды социального страхования) и косвенного налогов (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования) выглядела следующим образом:

- прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные во Франции и Италии;

- уравновешенную структуру имеют Италия, ФРГ;

- произошло повышение роли прямых налогов в ФРГ, Канаде, Японии и США, а косвенных в Италии.

Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не от косвенных налогов.

Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода (про-цесс изъятия). Основные направления этого процесса сгруппированы следующим образом: корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний; взносы предпринимателей в фонды социального страхования, косвенные налоги, которые уплачиваются за счет прибавочной стоимости; подоходный налог по декларации; подоходный налог и взносы в фонды социального страхования, уплачиваемые государственными служащими, налоги, опережающие национальные особенности налоговых систем и превышение номинальной заработной платы над денежным выражением стоимости необходимого продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14