скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налогообложение и месторождения полезных ископаемых скачать рефераты

Налогообложение и месторождения полезных ископаемых

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

2

1. Социально-экономическая сущность налогов, их значение и роль в экономике.

7

1.1. Общие принципы построения налоговых систем.

7

1.2. Роль налогов в рыночной экономике.

13

1.3. Налоговые системы развитых стран (на примере США).

19

2. Налоговая система в Российской Федерации и ее применение в минерально-сырьевой политике.

53

2.1. Общие принципы построения, развития налоговой системы в России.

53

2.2. Налоги и платежи в минерально-сырьевом комплексе России.

70

2.3. Государственная налоговая служба России.

77

3. Геолого-экономическая оценка месторождения.

85

3.1. Факторы оценки месторождений.

85

3.2. Показатели оценки месторождений.

91

3.3. Оценка апатито-нефелинового месторождения по 5 вариантом с учетом налогов и без них (1991, 1994, 1995 гг.).

98

Заключение

132

Список литературы

135

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в России только формируется как стабильный правовой институт. С 1992 года действует система финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц, основанная на законах о налогах. Стержнем этой системы по настоящее время является Закон РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” от 27.12.1991 г. № 2118-1 в который были также внесены изменения 21.04.93 г. Законы о налогах обязательны для всех независимо от отраслевой специфики и организационно-правовой формы предприятий, вводят единые (по замыслу) правила конкуренции в равной финансовой зависимости перед государством. Как указано в законе “система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия Верховным Советом Российской Федерации - Государственной Думы - решения о налоговой реформе соответствия законов РСФСР “Об основах бюджетного устройства бюджетного процесса в Российской Федерации”.

Установление Российской налоговой системы процесс трудный, кропотливый. Между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: ценообразованием, кредитованием, валютным регулированием и другими, существует целый ряд несогласованностей. Кризисное состояние экономики, неопределенность налогового развития страны и форм ее государственного обустройства является главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы.

В настоящее время в налоговой системе присущ включительно фискальный характер. Это затрудняет реализацию стимулирующего начала заложенного в налоги. Так, Президентом России 8 мая 1996 года был подписан Указ № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой платежной дисциплины” и Указ № 1428 от 11 октября 1996 года “О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины”. На первом заседании ВЧК решила использовать “такое сильное средство, как банкротство”. Жесткими мерами ВЧК берется пополнить бюджет, воспитать у крупных налогоплательщиков ответственное отношение к выполнению обязательств перед государством.

Задача построения научно обоснованной концепции налогообложения конкретного налогового механизма представляется трудной, поскольку научной теории не уделяется должного внимания при разработке и принятия налогового законодательства. Содержание всех налоговых законов направлено на решение сиюминутных потребностей, возникающих из кризисных условий общественного развития. Бурное и экономическое преобразование идут в разрез существенному содержанию налога. Налоговые законы бесконечно перерабатываются и дополняются, от чего утрачивают свой первоначальный смысл, а их установки становятся бесполезными. Это дестабилизирует не только налогообложение, но и всю экономику. Следовательно, изучение исходных теоретических основ налогообложения важно для понимания зависимости налоговой практики от условий общественно-экономического развития, состояния производственных сил.

Таким образом, можно выделить два направления реформирования налогового законодательства. Это текущие изменения, которые вносились уже в 1996 году и, видимо, будут предполагаться в 1997 году. Но таким путем можно решать только локальные задачи. Существенное же изменение всего налогового режима будет возможно только после принятия Налогового кодекса.

Налоговый кодекс призван решить целый ряд проблем.

Самая важная проблема состоит в разграничении полномочий властей различного уровня в установлении тех или иных налогов. Сегодня на местном и региональном управлениях в установлении налогов существует беспредел. В проекте Налогового кодекса оговорен специальный перечень, в результате чего общее число налогов должно снизиться более чем с 150 до 30. Кроме того, планируется облегчение налогового бремени. Большие изменения внесены в список налоговых нарушений. С принятием нового Налогового кодекса налоговая система Российской Федерации приобретает свой законодательно завершенный, научно-обосно-ванный правовой вид.

Конституция позволяет ввести в Налоговый кодекс по следующей схеме: одна его часть посвящается целиком федеральным налогам и сборам и вводятся федеральным законом без согласования с субъектами федерации; вторая часть - “Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации” - относится к совместному ведению Федерацией и ее субъектов и вводится федеральным законом после одобрения не менее 1/2 субъектов Федераций.

Данная работа посвящена рассмотрению налоговых отношений, возникающих при перераспределении финансовых ресурсов юридических лиц, доходов граждан в пользу государства для удовлетворения общественных потребностей. Основной задачей работы указать объективный характер налоговых отношений и субъективной формы их воплощения на практике, обосновать необходимость таких форм и подчеркнуть их отличие от субъективистских подходов к распределению финансовых ресурсов. Так же рассмотрены социально-экономическая сущность налогов, их значение и роль в экономике; были даны общие принципы построения налоговых систем России и США (как одной из стран с развитой налоговой системой), исторические аспекты их развития, рассмотрены виды налогов, взимаемых на территории этих государств и оценено влияние налогов, сборов и отчислений на геолого-экономическую оценку месторождения полезных ископаемых (на примере апатито-нефелинового месторождения). Особо важен анализ функций налогов и их роли как в формировании доходов бюджета, так и воздействие на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и отдельных налоговых групп на производство, товарообмен и личное потребление.

Также уделено внимание факторам и показателям оценки месторождения, влияющее в конечном итоге на оценку рассматриваемого месторождения, которая была проведена в ценах 1991, 1994, 1995 гг. с учетом налогообложения и без налогов.

Потребность народного хозяйства в компонентах, содержащихся в апатито-нефелиновых рудах, удовлетворяется в настоящее время далеко не полностью, по ряду продуктов имеет место острый дефицит, в связи с чем промышленное освоение и эксплуатация оцениваемого месторождения целесообразны.

При этом основной акцент был сделан на рассмотрение налоговых вопросов налоговой политики государства.

Интерес к данной теме был вызван тем, что, обладая знаниями налоговых ставок, льгот по ним и правильно определяя прибыль можно оптимизировать налоги, а, следовательно, более эффективно распоряжаться средствами предприятия, что должно привести к тенденции установления стабильности объемов выпуска реализации продукции (работ, услуг).

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ,

ИХ ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ.

1.1. Общие принципы построения налоговой системы.

Налоговая система - это совокупность видов налогов и способов управления ими; это классификационные характеристики налогов и других форм, отнесенных к налоговым группам; так же это совокупность принципов построения налогообложения и система методов управления налогообложением.

Налоговые системы развитых стан складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям разных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам, налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

При тщательном исследовании можно выявить общие черты, свойственные налоговым системам:

- поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

- построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории.

Принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Можно заметить, что развитые страны придерживаются общих принципов при формировании налоговой системы.

Это:

а) принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

б) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

в) принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

г) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Налоги представляют собой обязательные сборы, пошлины и другие платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги, являющиеся необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов товаров или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника дохода или со статьи расходов.

Налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные же налоги подвергают обложению деятельность или товары (поп вещи), т. е. продажу, покупку или владением имуществом (собственностью), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица. Личными налогами облагаются только доходы населения.

На практике существует различие между прямыми и косвенными налогами (или налогами на потребление).Такое подразделение во многом носит приблизительный характер, предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц или домашних хозяйств, косвенные - в других звеньях налоговой системы и предназначены для переложения на конечных носителей налогового бремени. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов - косвенными.

Провести четкую грань между прямыми и косвенными налогами не всегда возможно, например, на лог на прибыль корпораций формально прямой, т.к. вносится собственником государству, однако определенная его часть может включаться в цену товара или услуг, т.е. перекладываться на потребителя.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъекты налога выступают в виде налогоплательщика (физи-ческие и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного плательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопленного богатства или имущества. Предмет обложение неразрывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент ренты) имеют самостоятельное значение и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.

Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и натуральной форме.

Плательщик - лицо или производство, выполняющее возложенные на них обязанности по уплате налога в бюджет.

В основе построения налоговых ставок или величины налога на единицу обложения лежит принцип равенства и справедливости, составляющий основу теории конкретного построения налогов. Ставки могут быть твердыми или процентными. Процентные ставки могут быть пропорциональными или прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные построены по роста процента по мере роста объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по всему объему обложения, а сложная - деление объекта на части, каждая последующая из которых отличается повышенной ставкой.

Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строения отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

Налоговый оклад, или сумма налога взимается в трех формах:

1) у источника (взимание налога до получения дохода);

2) по декларации (взимание налога после получения дохода);

3) по падастру (перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта).

Взимание у источника характерно для обложения доходов лиц наемного труда и других более или менее фиксированных доходов. Взимание налога по декларации (официальному заявлению о полученных доходах за определенный период) практикуется, как правило, для обложение нефиксированных доходов или при множестве их источников. Кадастровый способ взимания применяется при поземельном, подомовом и промысловом налоге.

Система построения отдельных видов налогов формируется с учетом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14