скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налогообложение доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации скачать рефераты

- случаев выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 287 Кодекса налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, за исключением суммы налога с доходов иностранной организации в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный п. 4 ст. 287 Кодекса).

Одновременно п. 1 ст. 310 Кодекса предусмотрено, что сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

В связи с возникшими противоречиями в сроках перечисления налоговым агентом налога, удержанного с доходов иностранных организаций в бюджет, МНС РФ письмом от 26.07.02 N 23-1-13/34-1005-Ю274 разъяснено, что, так как законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит понятия "одновременности", к которому отсылает ст. 310 Кодекса, а трехдневный срок, установленный ст. 287 Кодекса, является вполне определенным, а также в связи с тем, что п. 7 ст. 3 Кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), то при применении ст. 287 и 310 Кодекса необходимо исходить из того, что налоговый агент обязан в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации перечислить в бюджет сумму налога, удержанного с доходов этой иностранной организации (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, для которых установлен иной порядок).

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, в соответствии с п. 4 ст. 287 Кодекса перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату указанных доходов, в течение 10 дней со дня выплаты таких доходов.

Порядок и сроки представления отчетности. Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в порядке и сроки, установленные ст. 289 Кодекса, по форме, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.01.02 N БГ-3-23/31.

В случае, когда выплата доходов иностранной организации, подлежащих налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты, производится российской организацией через ее обособленное подразделение, информация о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов подлежит направлению в налоговый орган по месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации - налогового агента.

Налоговые агенты представляют налоговые расчеты о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налоговые расчеты по итогам налогового периода представляются налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу в соответствии со ст. 285 гл. 25 Кодекса признается календарный год.

Письмом МНС РФ от 01.08.02 N 23-1-14/21-1017-Ю925 сообщено, что налоговые агенты, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в отношении выплат, произведенных в течение месяца, и представляют его в налоговый орган по месту своего нахождения по истечении месяца, двух месяцев, трех месяцев и так далее до окончания соответствующего календарного года.

Остановимся подробнее на некоторых моментах порядка заполнения Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (Приказ МНС РФ от 03.06.02 N БГ-3-23/275). Форма не предназначена для ее заполнения нарастающим итогом с начала года, поэтому нарастающим итогом с начала года указанный расчет не составляется, а составляется отдельно за каждый отчетный период.

Страница 03 указанного расчета заполняется отдельно в отношении выплат в пользу каждой конкретной иностранной организации, не являющейся банком, страница 04 заполняется отдельно в отношении выплат в пользу каждого конкретного иностранного банка. В налоговый расчет включается столько листов по форме страницы 03 и 04, в пользу скольких иностранных организаций и (или) иностранных банков в соответствующем отчетном (налоговом) периоде осуществлялись выплаты.

В случае выплаты доходов от реализации акций или недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если к дате их выплаты в распоряжении налогового агента имеются представленные иностранной организацией документально подтвержденные данные о расходах, связанных с получением таких доходов, в графе 4 страницы 03 Налогового расчета указываются одна под другой две суммы: фактически причитающаяся иностранной организации сумма по договору и сумма дохода за вычетом расходов, с которой производилось удержание налога.

При отсутствии документально подтвержденных данных о расходах иностранной организации в графе 4 страницы 03 Налогового расчета указывается общая сумма причитающегося (перечисленного) дохода.

Необходимо обратить внимание на то, что Налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации, и поэтому в случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

При этом, если международным договором Российской Федерации установлен льготный режим налогообложения или в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения какой-либо вид доходов в целях устранения двойного налогообложения не подлежит налогообложению в Российской Федерации, в графе 8 страницы 03 Налогового расчета (при условии соблюдения иностранной организацией процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в целях применения международных договоров) проставляется соответственно льготная ставка или прочерк.

В графе 9 страницы 03 "Сумма налога, перечисленная в бюджет" отражаются только фактически удержанные из средств, выплачиваемых иностранной организации, и перечисленные в бюджет суммы налогов. В случае если налоговый агент выплачивает доход иностранной организации в полном объеме без удержания налога (контрактную цену), в графе 9 "Сумма налога, перечисленная в бюджет" проставляется прочерк.

Страница 04 Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов заполняется по аналогии с заполнением страницы 03 указанного Налогового расчета.

Исполнение обязанности по уплате налога налоговым агентом. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога налоговым агентом. Налоговые санкции, применяемые к налоговому агенту. П. 5 ст. 24 Кодекса предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки к нему в соответствии со ст. 75 Кодекса применяются пени.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в соответствии со ст. 123 Кодекса влечет взыскание с него штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Ст. 126 Кодекса для налогового агента установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках.

Применение положений международных договоров Российской Федерации. При решении вопроса о порядке налогообложения доходов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации следует руководствоваться правилами и нормами международных договоров Российской Федерации (далее - Договор), регулирующими вопросы налогообложения.

Ст. 7 Кодекса предусмотрено, что, если Договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы Договоров.

Так, п. 2 ст. 310 Кодекса предусмотрено, что одним из случаев неудержания (удержания по пониженным ставкам) налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, является случай выплаты доходов, которые в соответствии с Договорами (соглашениями) не облагаются налогом (облагаются по пониженным ставкам) в Российской Федерации. Применение указанного положения возможно только при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, вышеуказанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого Договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В связи с тем что Кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, п. 5.3 Приказа МНС РФ от 28.03.03 N БГ-3-23/150 предусмотрено, что в качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: "Подтверждается, что компания (наименование компании) является (являлась) в течение (указать период) лицом с постоянным местопребыванием в (указать государство) в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР/Российской Федерацией и (указать государство)".

Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34. При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.

На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица.

Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

При этом в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется Договор, регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

При применении положений Договоров необходимо также учитывать письмо Госналогслужбы России от 17.06.96 N ВГ-6-06/417 о применении Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также письмо МНС РФ от 10.07.02 N 23-1-13/1-950-Щ012 о распространении действия Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12.10.95 на территорию Республики Черногория, в связи с тем что в настоящее время Республика Черногория не имеет самостоятельного международно-правового статуса и является составной частью Союзной Республики Югославии.

Возврат налога, удержанного у источника выплаты в Российской Федерации. Возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых Договорами, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется в порядке и на условиях, определенных п. 2 ст. 312 Кодекса.

Следует лишь отметить, что формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС РФ от 15.01.02 N БГ-3-23/13.

Инструкции по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС РФ от 20.05.02 N БГ-3-23/259.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от порядка, который был предусмотрен ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", положениями ст. 312 гл. 25 Кодекса предусмотрено, что Заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Указанная норма Кодекса применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 г.

Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в месячный срок со дня подачи заявления в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом. Необходимо отметить, что при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, включая вопросы неудержания налогов у источника выплаты и возврата ранее удержанных у источника выплаты налогов, следует учитывать также следующее.

Лица, к которым применяются положения статей Договоров, регулирующих вопросы налогообложения и устанавливающих порядок налогообложения определенных видов доходов, должны иметь фактическое право на получение соответствующего дохода.

Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, которым является факт заключения ею договора. Поэтому при наличии выплат доходов иностранным организациям, относящимся в соответствии со ст. 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации, в целях установления обязанности налогового агента по удержанию налогов с таких доходов необходимо удостовериться, имеет ли лицо, в пользу которого осуществлена выплата, фактическое право на получение этих доходов.

Освобождение от удержания налогов у источника выплаты в установленных случаях может быть осуществлено только в отношении лица, имеющего фактическое право на получение дохода.

Если фактическое право на получение дохода имеет российское лицо, а платежи производятся иностранной организации (например, в счет взаимозачетов), то положения Договора не применяются.

Если фактическое право на получение доходов имеет иностранная организация, то не имеет значения, на счета каких лиц перечисляются эти доходы.

Фактическое право на проценты по соглашению о займе возникает у иностранной организации-заимодавца с момента передачи заемных денежных средств заемщику. Договор займа является реальным и считается заключенным в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ с момента передачи заимодавцем денег или других вещей заемщику.

В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ кредитный договор, в отличие от договора займа, является договором консенсуальным, т.е. считается заключенным с момента его подписания сторонами. Таким образом, фактическое право у иностранной организации на доход в виде процентов по кредитному договору возникает с момента его подписания сторонами.

Аналогичный подход следует применять при установлении наличия фактического права иностранной организации на получение дохода от источников в Российской Федерации в связи с заключением такой иностранной организацией иных, помимо кредитного договора и договора займа, договоров.

При выплате дивидендов по акциям, владельцем которых является иностранная организация, ее право на дивиденды подтверждается выпиской из реестра акционеров организации-эмитента. Право на дивиденды возникает у акционера вместе с возникновением у него права собственности на ценную бумагу. Факт принятия или непринятия на ежегодном собрании акционеров организации-эмитента решения о выплате дивидендов не создает и не лишает владельцев акций прав на получение дивидендов.

В случае если иностранной организацией - владельцем акций заключен договор на оказание депозитарных услуг и в реестре акционеров организации-эмитента значится депозитарий как номинальный держатель акций, при выплате доходов иностранным организациям их права на получение дивидендов по акциям подтверждаются:

- депозитарным договором между иностранной организацией-депонентом и депозитарием;

- выпиской по счету депо иностранной организации, открытому в депозитарии, подтверждающей, что данная иностранная организация является владельцем акций;

- выпиской из реестра акционеров организации-эмитента, свидетельствующей о том, что данный депозитарий зарегистрирован в реестре акционеров в качестве номинального держателя акций.

Литература

1. Упрощенная система налогообложения в организациях торговли и общественного питания: практическое пособие по применению главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Упрощенная система налогообложения для

2. Упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения. Формы документов / Волков А.С. - М.: издательство РИОР, 2005

3. Дыбов А. И., Елина Л. А., Попов П. А. Считаем единый налог. -Тематические статьи и обзоры ЗАО "Консультант Плюс", www.consultant.ru.

Array

Страницы: 1, 2, 3