скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налог на прибыль предприятия скачать рефераты

Налог на прибыль предприятия

20

Работа на тему:

«Налог на прибыль предприятия»

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Налог на прибыль

2. Анализ действующей налоговой системы

3. Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше-ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово-ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого-вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде-лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо-щи откупщиков. На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стра-не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи-нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли-вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на-конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру-ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на при-быль предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики -- все предприятия и орга-низации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с ино-странными инвестициями, международные объединения и орга-низации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие от-дельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуще-ствляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммер-ческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков".

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О на-логе на прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации про-дукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества пред-приятия и доходов от внереализационных операций, уменьшен-ных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реали-зации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себе-стоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестои-мость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои-мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования фи-нансовых результатов, учитываемых при налогообложении при-были Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 5 августа 1992 г. №552..

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной це-ны над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включа-ются: доходы от долевого участия в деятельности других пред-приятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая фи-нансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к тому, что предприятия часто получают доходы в свободно конвертируемой валюте. В этом случае они подлежат налогооб-ложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в руб-ли по курсу Центробанка РФ, действовавшему на день опреде-ления предприятием выручки от реализации продукции.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федера-ции; доходов казино, видео салонов, от проката видео- и аудиокассет, от игровых автоматов с денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок. Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предприни-мательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей налогообложения наибо-лее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной налоговой инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уй-ти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себе-стоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат мож-но производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включа-ются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвер-жденных нормативов. Примером последних являются командиро-вочные расходы, представительские расходы и т. п. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

* затраты, непосредственно связанные с производством про-дукции (работ, услуг), обусловленные технологией производ-ства;

* затраты, связанные с использованием природного сырья, зе-мель, древесины, воды и т. д.;

* затраты на подготовку и освоение производства;

* затраты некапитального характера, связанные с совершенст-вованием технологии и организации производства, с улуч-шением качества продукции;

* затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и рационализаторскую работу;

* затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянии основных производственных фондов -- технический осмотр, ремонт, по обеспечению выпол-нения санитарно-гигиенических требований, нормальных усло-вий труда и техники безопасности;

* текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов приро-доохранного назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по очистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о пла-тежах за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в при-родную среду. За предельно допустимые выбросы платежи

осуществляются за счет себестоимости продукции, а за их превышение -- за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов;

* затраты, связанные с управлением производством. Сюда от-носится содержание аппарата управления, включая матери-ально-техническое и транспортное обслуживание его дея-тельности, а также содержание и обслуживание технических средств управления; вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оп-лата информационных, консультационных и аудиторских ус-луг, услуг сторонних организаций по управлению производ-ством, если штатным расписанием не предусмотрены какие-либо функциональные службы, представительские расходы. В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников или собст-венников этого предприятия. Не включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управ-ления, это ложится на собственную прибыль;

* затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

* затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

* выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

* отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательного медицинского страхования, в специ-альные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

* платежи по кредитам банков в пределах ставки, установлен-ной законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на финансовые результаты;

* оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций;

* затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хране-ние, погрузка, транспортировка, реклама в пределах установ-ленных норм, участие в выставках, ярмарках и т. д.;

* затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;

* износ по нематериальным активам;

* налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законода-тельством порядком.

Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не под-лежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) рас-ходы, не связанные непосредственно с производством продукции. Это работы по благоустройству территории, оказанию помощи сельскому хозяйству, строительству, оборудованию и содержа-нию культурно-бытовых объектов, оказанию помощи или уча-стию в деятельности других предприятий и организаций.

Современное предприятие может не только получать доходы в иностранной валюте, но и нести расходы в валюте. Они в пре-делах перечисленных выше статей учитываются в составе себе-стоимости продукции. Основной вопрос здесь -- определить точно день расходов, так как они тоже пересчитываются в рубли по курсу Центробанка. При приобретении за иностранную ва-люту материальных ценностей берется курс Центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском учете, а при импортных опе-рациях датой служит день составления грузовой таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной ва-люте, пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия работ (услуг). Если в иностранной валюте вы-плачена заработная плата, берется курс валют на последний ка-лендарный день того периода, за который она начислена. Затра-ты, произведенные за счет средств, выданных под отчет, пере-считываются в рубли по курсу, установленному на день утвер-ждения авансового отчета.

За пять лет ставка налога на прибыль предприятий и органи-заций несколько раз претерпевала изменения. Первоначально при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности -- 45%. Так она функционировала в 1992--1993 гг. Напомним, что кредит-ные учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Налог на доходы банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюд-жет. Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Та-ким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35--38% в 1994 г. В следующем году произошли новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федера-ции могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (13+22). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка --до 43%.

Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лица-ми, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, об-лагаются по ставке 90%, прибыль видео салонов -- 70%.

Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Фе-дерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую на-логообложению. В состав затрат, имевших место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не мо-жет превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.

Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы бы-ли узаконены, региональные власти получили широкие полно-мочия в установлении своей части налога. Эти полномочия ка-саются и налоговых льгот. В настоящее время налог на прибыль стоит на первом месте среди доходных статей регионов.

Для усиления регулирующей роли налога на прибыль с 1995 г. введен и действует новый порядок обложения несамо-стоятельных филиалов и других структурных подразделений предприятий и организаций. Теперь территориально обособлен-ные структурные подразделения, даже не имеющие хозяйствен-ной самостоятельности, платят налог соответствующим территориальным бюджетам исходя из удельного веса среднесписочной численности или фонда оплаты труда. Выбор предоставляется предприятию-налогоплательщику. С помощью этой меры про-исходит "перекачка" финансовых ресурсов из крупных городов, где расположены базовые предприятия, в более мелкие и сель-скую местность, где располагаются филиалы.

Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает большое количество налоговых льгот. Это под-вергается нападкам, частично справедливым, со стороны авторов проекта Налогового Кодекса РФ. Мы рассмотрим здесь только льготы, установленные федеральным законодательством. Но представительные органы субъектов Федерации могут вводить свои налоговые льготы в части, поступающей в их бюджеты. Льготы не могут предоставляться отдельным конкретным нало-гоплательщикам. Их можно применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов экономического и социаль-ного развития регионов. В этом отношении российское законо-дательство переняло, хотя и не сразу, американский опыт.

Страницы: 1, 2