скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоги, служащие источником образования дорожных фондов скачать рефераты

Например, плательщик в VI квартале 1995 г. начислил налог от реализации ГСМ в сумме 9600 тыс.руб. В этом случае среднемесячная сумма налога составит 3200 тыс. руб. (9600 тыс.руб./3 месяца), и уплата платежей должна производиться в 1 квартале 1996 г. подекадно с уточнением сумм налога по месячным расчетам.

Плательщики представляют в местные налоговые органы месячные (квартальные) расчеты (по форме, установленной Госналогслужбой России) по налогу на реализацию ГСМ в сроки, установленные для оплаты налога. Например, АО "Рассвет", занимающееся перепродажей ГСМ, получило выручку от их реализации за февраль 1996 г. в сумме 600000 тыс.руб., в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 100020 руб., затраты на их приобретени составили 480066 тыс.руб., в том числе налог на добавлен ную стоимость в сумме 80016 тыс.руб.

Расчет налога на ГСМ (по форме, установленной Госналог службой России) для АО "Рассвет” (пример условный) за март 1996 года будет следующим:

Таблица 5

№ п/п

Показатели

Организация-изготовитель

Перепродавец (тыс.руб.)

1.

Стоимость приобретения ГСМ без НДС и СН

400050

2.

Выручка от реализации ГСМ без НДС и СН:

а) у организаций-изготовителей;

б) у организаций, осуществляющих перепродажу ГСМ

499980

3.

Разница между выручкой от реализации ГСМ и стоимостью их приобретения для организаций, осуществляющих пере-продажу ГСМ

99930

4.

Сумма налога по облагаемому обороту за отчетный период:

а) у организации-изготовителя (стр.2а х 25%):100%

б) у организации, осуществляющей перепродажу ГСМ (стр.3 х 25%):125%

24980

5.

Сумма декадных платежей, внесенных в дорожный фонд в счет причитающихся за отчетный период

24000

6.

Сумма налога, подлежащая:

- взносу в дорожный фонд (стр.4-стр.5)

- возврату из дорожного фонда (стр.5-стр.4)

983

7.

Сальдо расчетов с дорожным фондом по балансу на конец последующего месяца каждого квартала

Недоимка

Переплата

20.04.96 (дата высылки расчета)

4000

--

--

Сумма взноса в дорожный фонд (стр.6 отчета) по данном отчету составляет 983 тыс.руб. Эта сумма должна быть внесена в Федеральный дорожный фонд не позднее 20.04.96. В сальдо расчетов с дорожным фондом по балансу на конец марта в сумме 4000 тыс.руб. представляет собой платеж за III декаду марта по сроку 5 апреля и доплату по расчету за март 1996 г. (3017 тыс.руб. + 983 тыс.руб.).

В связи с тем, что с 01.01.96 (по товарам отпущенным, выполненным работам предоставленным услугам с этого числа отменен специальный налог, применена расчетная ставка НДС в размере 16,67.

1.4. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Расчеты с Федеральным дорожным фондом по налогу на реализацию ГСМ отражаются на счете 67 "Расчеты по внебюджетным фондам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов".

Сумма налога, полученная организацией-изготовителем горюче-смазочных материалов и учтенная на счете реализация в составе выручки, отражается по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам".

Организации, осуществляющие перепродажу горюче-смазочных материалов, отражают по кредиту счета 67 сумму налога, исчисленную от суммы разницы между выручкой от реализации ГСМ (без налога на добавленную стоимость и спецналога) и стоимостью приобретения (без налога на добавленную стоимость и спецналога), в корреспонденции с дебетом счета 46.

Перечисление налога в Федеральный дорожный фонд отражается в учете по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Сумма налога на реализацию ГСМ должна выделяться журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета в отдельную графу на основании расчетных документов.

2. НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

Плательщиками налога на пользование автомобильных дорог являются осуществляющие предпринимательскую деятельность:

-- предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (далее организации); включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

-- филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

-- международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства;

-- иностранные юридические лица;

-- предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Бюджетные и иные некоммерческие организации уплачивают налог только в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности исходя из выручки от реализации (работ, услуг) и товарооборота от этой деятельности. Налог не уплачивается с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также с сумм, перечисленных организациями на эти цели.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается вне зависимости от того, пользуются в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом является выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (п.16 Инструкции ГНС РФ № 30 от 15.05.95 "О порядке исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды").

2.2. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является:

-- выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

-- товарооборот.

При этом из налогооблагаемой базы исключается НДС, а по организациям-изготовителям подакцизных товаров и акцизы. По организациям, уплачивающим налог на реализацию ГСМ, из налогооблагаемой базы исключается этот налог.

В целях расчета сумм налога используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенной в строке 010 формы 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу, и показатель товарооборота, приведенный в списыва1 смой строке 101 этого же отчета.

При формировании цен свободные оптовые цены (тарифы) и свободные отпускные цены определяются исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (услуг), и товаров на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприятия поставщика. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки товаров, продукции (услуг). Если цена на отгружаемую продукцию установлена поставщиком в договоре на условиях франко-станция отправления, однако по условиям этого же договора покупатель оплачивает поставщику также и стоимость доставки груза до станции назначения, то это означает, что фрахт и отпускная цена по этому договору сформированы на условиях франко-станция назначения, поэтому всю сумму, перечисленную покупателем в оплату товара, в этом случае следует включать в объем от реализации продукции (работ, Услуг) и учитывать при исчислении налогов, объектом которых является выручка от реализации продукции.

При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог по заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности используется показатель товарооборота, приведенный по вписываемой строке 101 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтер-скому балансу, за вычетом налога на добавленную стоимость и спецналога.

В случаях, когда предприятие занимается производством продукции и последующей ее реализацией, а также оптовой продажей закупаемой на стороне продукции с раздельным ведением учета, при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в соответствии с которой для расчета сумм указанного налога предприятия, организации и учреждения всех отраслей народного хозяйства используют показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) - 0,4%, приведенной по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу и показатель товарооборота - 0,03%, приведенный по вписываемой строке 101 этого же отчета.

Если предприятие общественного питания реализует продукцию собственного производства на сторону (то есть другим предприятиям), то для целей налогообложения оно обязано вести отдельный учет производства и реализации этой продукции и уплачивать налог по ставке 0,4%, при этом исключив из общего товарооборота эту налогооблагаемую базу (Письмо ГНС от 25.03.94 № 15-2-06/128). Объектом налогообложения при оказании предприятиями общественного питания платных услуг является выручка от оказания этих услуг и налог будет исчисляться по ставке 0,4% от выручки от реализации услуг. Оставшаяся часть выручки от реализации продукции при исчислении налога на пользователей автодорог будет облагаться по ставке 0,03%.

При определении налогооблагаемой базы стоимость возвратной стеклянной посуды из-под алкогольных, безалкогольных напитков, молочных товаров и других продуктов в розничном товарообороте не учитывается. В связи с этим выручка от реализации этой посуды не является объектом обложения налога на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии со ст.5 п.2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1 (с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений) объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог являются суммы выручки валового дохода от реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также заготовительный, торговый и снабженческо-сбытовой товарооборот. Доход предприятий от хранения средств на счетах в банках (в том числе депозитных) не является суммой, полученной от реализации, и учитывается при расчете валовой прибыли в составе доходов от внереализационных операций. На основании вышеизложенного налог на пользователей автомобильных дорог с доходов от хранения средств в банках начислять не следует.

Проценты по векселям банков и от погашения ГКО, полученные предприятиями, являются внереализационными доходами, которые отражаются по строке 060 "Результат от прочей реализации" и соответственно в объем реализации продукции (услуг, работ), произведенной юридическим лицом, определяющий налогооблагаемую базу по данному налогу, не включаются.

Данное положение не распространяется на биржи, брокерские фирмы и другие организации, операции с ценными бумагами которых являются их основной деятельностью.

В соответствии с действующими нормативными документами действие налоговых освобождений, обмениваемых на казначейские обязательства, распространяется исключительно на платежи, зачисляемые в федеральный бюджет. Учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог является источником формирования дорожного фонда, налоговый зачет в его отношении не применяется.

2.3. СТАВКИ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлены следующие ставки налога:

-- 0,4 процента от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);

-- 0,3 процента от товарооборота.

При этом следует иметь в виду, что этим Законом Российской Федерации предоставлено право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации увеличивать ставки налога.

Пользуясь предоставленным правом, например, Московской Думой утверждены с 01.04.96 ставки налога соответственно в размерах 2,5% и 0,15%.

В связи с этим плательщикам налога прежде всего следует уточнить решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения об установлении размеров ставок налога на пользователей автомобильных дорог, а затем пользоваться этими ставками налога при исчислении платежей.

В связи с наличием разных размеров ставок налога на пользователей автомобильных дорог многопрофильные организации должны вести раздельный учет объектов обложения.

При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог учитывают следующие особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и применение ставок налога. В данном случае пользуемся ставками налога, установленными федеральным законодательством.

По ставке 0,4% (там, где не установлены региональные) исчисляют налог на пользователей автомобильных дорог:

-- посреднические организации или организации, имеющие доходы от посреднических сделок и операций;

-- биржи от сумм дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг:

-- религиозные организации от выручки от реализации предметов культа и религиозного назначения, а также от выручки (валового дохода) от иных видов деятельности, кроме культовой деятельности. Коммерческие организации и предприятия, учредителями которых являются религиозные организации. Для определения налогооблагаемой базы выручки исключаются отчисления на благотворительные и культурно-просветительные цели;

-- угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия от сумм выручки от реализации, исходя из цен предприятия за вычетом дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой:

-- строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторс-кие организации от сумм выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами;

-- организации трубопроводного транспорта (трансгаз) от сумм валового дохода, определенного как разница между выручкой от реализации газа потребителям и расходами на покупку газа у поставщиков;

-- банки и другие кредитные учреждения от сумм доходов, предусмотренных в разделе 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490, за исключением доходов, предусмотренных пп. 8, 11, 13 (в части государственных ценных бумаг) этого Положения, а также доходов, полученных по целевым централизованным кредитным ресурсам в пределах ставки Центрального банка России.

В частности:

-- суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком, включая доходы, полученные банком от увеличения на три пункта процентов (маржи) по централизованным кредитам, предоставляемым через банк предприятиям и организациям Центральным банком России;

-- комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции, включая услуги по осуществлению корреспондентских отношений:

-- плата за услуги, оказываемые банком клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу (получение) наличных денег, а также за оказание информационных, консультационных, экспортных и других услуг;

-- доходы, полученные банком по гарантийным и акцептным операциям;

-- плата за услуги, оказываемые банком населению;

-- плата за инкассацию, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов;

-- доходы от приобретения или арендуемых банком брокерских мест на биржах:

-- доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, доверительных (трастовых) операций;

-- разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком, за исключением продажи акций при формировании уставного капитала банка, когда сумма такой разницы рассматривается в качестве прибавочного капитала банка;

-- другие и прочие доходы.

Не являются банки плательщиками налога на пользователей дорог в части доходов от государственных ценных бумаг (пп. 8,11,13), которые представляют собой:

-- доходы, полученные банком за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органов;

-- разница между ценой реализации и приобретения ценных бумаг, принадлежащих банку, включая государственные ценные бумаги;

-- страховщики от сумм выручки, полученной от реализации страховых услуг, определяемой в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 491. Например, выручка страховщика за счет:

-- поступления страховых взносов по договорам страхования, соцстрахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование;

-- суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие годы;

-- комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейсера и аварийного комиссара;

-- комиссионных вознаграждений и татвем по договорам, переданным в перестрахование;

-- возмещение перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование;

-- экономии средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.

Организации по эксплуатации и содержанию газового хозяйства, электросети и теплосети, осуществляющие функции перепродавца, исчисляют налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,03 процента.

Для энергетических организаций с учетом их деятельности объектом обложения налогом являются: по энергии (электро и теплоэнергии) собственной выработки - выручка от ее реализации без налога на добавленную стоимость и спецналога, по покупной энергии - валовой доход, определяемый как разница между выручкой от реализации этой энергии и расходами на ее покупку, без налога на добавленную стоимость и спецналога. Для целей налогообложения эти организации должны ввести раздельный учет по энергии собственной выработки и по покупной энергии. При этом по покупной энергии в строке 010 ф.2 должен отражаться только валовой доход.

Для инвестиционных институтов при исчислении налога используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.

Для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг по туризму (проживание, питание, транспортное обслуживание и пр.), объектом обложения налогом по ставке 0,4% является выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг), отраженная по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.

Если же организация занимается только продажей путевок, увеличивая их стоимость на какую-то величину и при этом не связывая эту наценку с предоставлением дополнительных туристско-экскурсионных услуг, оказываемых своими силами или приобретаемых организацией на стороне, то в этом случае объектом налогообложения по налогу на пользователей автодорог является торговый оборот (товаро-оборот), поскольку туристско-экскурсионное предприятие осуществляет свою деятельность не в сфере услуг, а в сфере торговли, поэтому в отчете о финансовых результатах и их использовании кроме отражения по строке 010 валового дохода от реализации путевок (разница между покупкой и продажной стоимостью) оно по вписываемой строке 101 должно указать данные о фактическом объеме реализованных товаров (путевой) в продажных ценах. Этот показатель и будет использоваться для расчета сумм налога на пользователей автодорог по ставке 0,03% от товарооборота.

Курсовая разница по валютному счету (положительная) не является объектом обложения в связи с тем, что это доход предприятия, не связанный с реализацией продукции (работ, услуг) и товарооборотом, и относится к внереализационным доходам, которые в форме № 2 показываются отдельно от выручки (товарооборота).

При осуществлении предприятиями совместной деятельности без образования юридического лица необходимо исходить из следующего. В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 "О дорожных фондах в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) плательщиками налога на пользователей автодорог являются только юридические лица и граждане. Следовательно, при ведении совместной деятельности без образования юридического лица, объектом обложения данными налогами является выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная каждым юридическим лицом от результатов основной деятельности в отдельности.

Кроме того, пунктом 1 письма Минфина России от 24.01.94 № 7 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности" установлено, что каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализованных доходов при формировании финансовых результатов, т.е. не являются объектом налогообложения на пользователей автомобильных дорог.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу организации.

Объект обложения, ставки и порядок исчисления, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" Статьей 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" в целях реализации президентской программы "Дороги России" установлено, что в 1997 году впредь до внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

-- 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

-- 2,5 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Средства указанного налога зачисляются:

-- в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 1,25 процента;

-- в территориальные дорожные фонды по ставке 1,25 процента.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

Средства налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемые в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, направляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций и дотаций, установленных Федеральным законом, пропорционально размеру их поступления по следующим нормативам:

Таблица 6.

субъекты Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга)

100 процентов

город Санкт-Петербург

40 процентов

город Москва

не выделяются

Страницы: 1, 2, 3, 4