скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства скачать рефераты

1. Налог на прибыль предприятий и организаций в 2004 году составлял 19% общих налоговых доходов. Это произошло за счет увеличения норматива отчисления в областной бюджет. В 2003 году, в связи с изменением налогового законодательства ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, была увеличена до 16%.

В 2006 году рост налоговой базы (прибыли прибыльных организаций) составляет 111,3%, вместе с тем при расчете применен пониженный коэффициент к налоговой базе - 96% в связи с изменением федерального налогового законодательства. Вместе с тем, изменение нормативов распределения налога (норматив отчислений в МО г. Калуга на 2005 г. - 7%) увеличивает доходы областного бюджета на 16,2 млн. руб.

2. Налог на доходы физических лиц составил 22,8% в 2004 г. Рост этих связан с увеличением фонда оплаты труда по области, с изменением налогового законодательства, а также увеличением нормативов отчисления в областной бюджет. В 2003 году в бюджет области зачислялось 100%, норматив отчисления в областной бюджет увеличился по всем муниципальным образованиям области с 10% до 58%, по г. Калуга 61%.

Согласно прогнозу в 2006 году произойдет рост фонда оплаты труда по полному кругу предприятий на 121,0%, что приведет к дальнейшему увеличению доходов областного бюджета.

3. В 2003 году удельный вес акцизов возрос до 10,69% - это связано с увеличением налоговых ставок: по водке и ликероводочной продукции - на 15%, по пиву - на 25%. В 2004 году удельный вес акцизов составил 13,6%.

Снижение прогноза 2006 г. к оценке 2005 г. по алкогольной продукции объясняется изменением порядка зачисления акцизов в бюджеты субъектов РФ. ФЗ от 21.07.2005 № 107-ФЗ предусмотрен рост ставок по алкогольной продукции на 109%. Прогноз на 2006 г. составляет 99,1% к ожидаемой оценке 2005 г.

В целом же поступления по данному виду налогу в основном стабильны и предсказуемы.

4. Налог на имущество организаций.

По прогнозу в 2006 году будет обеспечен прирост доходов по данному виду налога на 19% по сравнению с 2005 годом. Это объясняется ростом налоговой базы и изменением федерального налогового законодательства. С 01.01.2006 утрачивают право на льготу по налогу на имущество ряд организаций, в том числе организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счет средств бюджета, в отношении объектов социально-культурной сферы, научные организации российских академий в отношении имущества, используемого ими в целях научной деятельности.

5. Налог на игорный бизнес: в 2004 году его доля составила 0,7% от общей суммы поступивших доходов. Это связано, прежде всего, с развитием на территории области сети игорных заведений в 2 раза, а также с тем, что с 1 ноября 2003 года налог на игорный бизнес относится к категории региональных налогов. В связи с этим сумма налога на игорный бизнес полностью зачисляется в бюджет субъекта.

По прогнозу в 2006 году поступления этого налога значительно увеличатся, это связано с дальнейшим ростом количества игорных заведений.

6. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами.

По прогнозу в 2006 году ожидается рост поступлений по данному налогу на 2,8% по сравнению с 2005 годом за счет увеличения добычи полезных ископаемых и за счет изменений в структуре объектов животного мира между взрослым животным и молодняком (снижена добыча молодняка по ставке в 2 раза меньшей ставки взрослого животного), увеличения количества отстрела взрослых копытных животных на 563 головы и молодняка до года - на 420 голов, снижения количества пернатой дичи на 270 голов.

На рисунке 3.1 представлены темпы роста поступления собственных доходов в областной бюджет в период с 2003 - 2006 г.г.

Рисунок 3.1. Темпы роста поступления налоговых и неналоговых доходов в денежной форме на счет областного бюджета за 2003-2006гг. (тыс.руб.)

Объемы поступления доходов в областной бюджет напрямую связаны со сроками уплаты основных налогов, а также с периодичностью (год, квартал, месяц) бухгалтерской отчетности предприятий. Так в период с января по март поступление налоговых платежей в областной бюджет минимально, в апреле - мае наступает срок уплаты налога прибыль по годовым расчетам предприятий, налога на имущество. В июле поступление налогов увеличивается, т.к. рассчитываются налоги за I полугодие и т.д. К концу года поступления вновь увеличиваются, так как, как правило, предприятия стараются рассчитаться с накопившимися долгами по налогам.

Рассмотрим динамику поступлений налоговых доходов в бюджет области за первое полугодие 2005 года.

По итогам первого полугодия 2005 г. в бюджет Калужской области поступило доходов в сумме около 5 миллиардов рублей, из них более 2 миллиардов рублей составила доля собственных доходов.

По большинству налоговых источников план выполняется, хотя и не 100 процентов. Так, наиболее высокий процент исполнения сложился по налогу на игорный бизнес - на 104 % к годовому плану. Причина - увеличение объектов игорного бизнеса по сравнению с прогнозом почти в 3 раза.

Самое низкое поступление налогов у транспортной сферы. В этой связи вице-губернатор Валерий Логинов высказал опасение, что тем самым, целевые областные программы могут оказаться под угрозой срыва. Он заявил, что неправильно "выстраивать" областные доходы лишь за счет игорного бизнеса. Между тем, один из солидных областных налогоплательщиков калужский завод "Кристалл", выпускающий водочные изделия под одноименным брендом, за 6 месяцев 2005 года, заплатил в казну налогов всего лишь на 74 процента от плановых поступлений, недодав 26 процентов, за счет снижения объемов производства.

С 1 января 2006 года в налоговом законодательстве РФ произойдут следующие изменения:

1. По налогу на прибыль - будет введена «амортизационная премия» - включение в состав расходов расходы на капитальные вложения в размере 10 % первоначальной стоимости основных средств, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения; увеличение совокупной суммы переносимого убытка в отчетном (налоговом) периоде с 30 до 50 % налоговой базы, а также и другие изменения, оказывающие влияние на снижение налоговой базы.

В результате этого, по прогнозу, доходы консолидированного бюджета области снизятся на -57017 тыс. руб.

2. Произойдет увеличение ставок акцизов, будет отменен режим налогового склада, будет осуществляться поступление доходов от акцизов на алкогольную продукцию в бюджет Калужской области через специальный регулирующий счет, по нормативу 0,8575; распределение между бюджетами Российской Федерации 60 % поступлений от уплаты акцизов на прямогонный бензин, зачисляемых в федеральный бюджет, по соответствующим нормативам (Калужская область - 0,4932).

Данные меры приведут к росту доходов консолидированного бюджета области на 244583 тыс. руб.

3. Отмена налога на имущество, переходящего в порядке наследование, снизит доходы консолидированного бюджета области на 6467 тыс. руб.

4. За счет изменения в законодательстве, регулирующем платежи за негативное воздействие на окружающую среду, доходы бюджета сократятся на 4756 тыс. руб.

В Приложении 5 приведен прогноз сводного финансового баланса Калужской области на 2006 год.

Прогноз сводного финансового баланса составлен исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года и Калужской области на 2006 год, с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, а также в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», а также осуществляемых Правительством Калужской области мероприятий по наполнению доходной части бюджета области и привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

По уточненной оценке доходы и расходы области в 2005 году составят 39,1 млрд. рублей, в том числе объем собственных финансовых средств составит 35,1 млрд. рублей или 90% общего объема. Основными финансовыми источниками области являются: налоговые и неналоговые доходы, мобилизуемые в бюджеты всех уровней, прибыль предприятий и организаций всех форм собственности, амортизационные отчисления. Налоговые доходы (без налога на прибыль) составят 34 % от объема собственных финансовых средств (2004год - 35%).

Средства, передаваемые областью на федеральный уровень власти в части сумм, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством, составят в текущем году 9,9 млрд. рублей.

Поступления из федерального бюджета по оценке 2005 года составят 11,8 млрд. рублей (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субвенции на реализацию ряда федеральных законов, субсидии и субвенции на возмещение льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварий на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, учтено поступление субвенций АПК.

Кроме того, из централизованных государственных внебюджетных фондов поступит 3,6 млрд. рублей.

Таким образом, область по оценке в 2005 году получит 15,4 млрд.рублей, перечислив при этом на федеральный уровень 11,3 млрд.рублей.

Основной расходной статьей финансового баланса области в 2005 году (53% всех расходов области) являются расходы на социально-культурные мероприятия (включающие затраты на текущее содержание учреждений, пособия и компенсационные выплаты населению, затраты на пенсионное, социальное и медицинское страхование за счет средств бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов).

Средства, остающиеся в распоряжении предприятий, составят 6,2 млрд. рублей, или 16 % всех финансовых ресурсов области (на уровне 2004 года).

Все финансовые ресурсы области в 2006 году прогнозируются в сумме 43,3 млрд. рублей, в том числе собственные ресурсы области возрастут в 1,1 раза и составят 39,6 млрд. рублей. В Приложении 6 приведен прогноз доходов бюджета области на 2006 год (согласно закону Калужской области "Об областном бюджете на 2006 год»).

Налоговые доходы области (без налога на прибыль) предположительно возрастут на 1,4 млрд. рублей и в 2006 году и составят 13,2 млрд.рублей. Балансовая прибыль предприятий и организаций по всем видам деятельности прогнозируется в объеме 6,2 млрд.рублей или 117% к уровню 2005 года.

Из федерального бюджета и централизованных государственных внебюджетных фондов предполагается поступление средств в сумме 15,8 млрд.рублей. Средства, передаваемые на федеральный уровень власти, составят 12,1 млрд. рублей.

Сохранится ориентация бюджета на приоритетность финансирования отраслей социального блока. Наибольший удельный вес в расходной части составят расходы на социальную сферу, производимые за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств социальных фондов (ФОМС, ПФ, фонда социального страхования). Расходы на эти цели в 2006 году составят 23,1 млрд. рублей или 53 % всех расходов ( на уровне 2005 года).

Исходя из прогнозируемых объемов финансовых ресурсов предприятий и системы налогообложения, в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты налога на прибыль, а также с учетом амортизационных отчислений останется ресурсов 7,5 млрд.рублей (17 % всех ресурсов финансового баланса области).

Основным приоритетом расходов в кратко- и долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу систему социальной защиты и инвестиции в человеческий капитал.

В таблице 3.4. приведен перспективный финансовый план бюджета Калужской области на 2006-2008 гг.

Таблица 3.4

Перспективный финансовый план на 2006-2008 годы, тыс. руб.

Показатели

2005 год-

Плановый период

уточненный план

2006 год

2007 год

2008 год

Областной бюджет

Доходы - всего

9951319

10 846 746

11796728

12 603 930

в том числе:

Налоговые доходы

6 590 000

7 454 863

8983 110

10114982

Неналоговые доходы

140 432

154205

155747

158550

Безвозмездные и безвозвратные перечисления

2 733 498

2 693 862

2097741

1 736 100

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

487 389

543 816

560 130

594 298

Расходы - всего

11 127 523

12110550

12 837 183

13 350 670

в том числе:

межбюджетные трансферты бюджетам других уровней

3 801 673

4 194 803

4446491

4624351

Профицит (+), дефицит (-)

-1 176 204

-1 263 804

-1 040 455

-746 740

Источники финансирования дефицита

1 176204

1 263 804

1 040 455

746 740

Как видно из приведенных данных, планируется последовательное увеличение доходной части бюджета с 10 846746 тыс. руб. в 2006 г. до 12 603930 тыс. руб. в 2008 г. Перспективный финансовый план предусматривает увеличение налоговых доходов области на фоне сокращения дотаций федерального бюджета. Если в 2006 году доля налоговых доходов в совокупных доходах бюджета составит 69 %, то к 2008 году планируется увеличить этот показатель до 80%. Соответственно доля безвозмездных и безвозвратных перечислений должна быть сокращена с 25% в 2006 году до 14% в 2008.

3.4. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы. // Финансы, 2005, № 5. С. 33.:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9