скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства скачать рефераты

Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства.

Законодательно межбюджетные отношения в части распределения налогов определяются Бюджетным Кодексом РФ и региональными законами. Под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.

Проведем сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ. (Таблица 3.1).

Из таблицы видно, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.

Изменилось распределение акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия: в Программе было предусмотрено равное распределение между федеральным и региональными бюджетами - по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.

Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты.

Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах.

Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно - на 2%.

Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов.

Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен.

Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.

Таблица 3.1

Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году

Налог

Статус

Распределение, предусмотренное Программой

Распределение, установленное БК РФ

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Таможенные пошлины

Ф

100

-

-

100

-

-

НДС

Ф

100

-

-

100

-

-

Налог на добычу полезных ископаемых:

Ф

углеводородного сырья

80

20*

-

80

20*

-

общераспространенных полезных ископаемых

-

100*

-

-

100*

-

прочих полезных ископаемых

40

60*

-

40

60*

-

добываемых на континентальном шельфе

100

-

-

100

-

-

Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию)

Ф

100

-

-

100

-

-

Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия

Ф

50

50

-

-

100

-

Прочие акцизы (по нефтепродуктам)

Ф

-

100

-

40

60

-

Налог на доходы физических лиц

Ф

-

50

50**

-

70*

30

Налог на наследование

Ф

-

100

-

-

100

-

Налог на прибыль предприятий

Ф

31

61*

8

27

63

-

Транспортный налог

Р

-

100

-

-

100

-

Налог с продаж

Р

-

40

60**

Отменен

Экологические платежи ( налоги )

Р

-

50

50

Переведены в неналоговые

Налог на игорный бизнес

Р

-

80

20

-

100

-

Налог на недвижимость (имущество, землю)

М

-

-

100

Не введен

Единый налог на вмененный доход

М

-

-

100

-

-

100

Единый сельскохозяй-ственный налог

Не был введен

40

30

30

Обозначения:

Ф - федеральный бюджет;

Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);

М - местный бюджет (муниципальных образований);

* - с возможным выделением части отчислений для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

** - с возможным выделением в составе данной доли минимально гарантированной и выравнивающей частей.

Таким образом, распределение налогов в целом в региональные бюджеты увеличилось.

При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориальных бюджетов была не высокой. Что же касается территориальных налогов, с одной стороны, и долевых отчислений от федеральных налогов (или иных доходов верхнего уровня бюджетной системы), с другой, то и те и другие имеют свои преимущества. Преобладание собственных, устанавливаемых в регионе, налогов в доходной базе территориального бюджета (так называемая американская модель бюджетного федерализма) обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность бюджетной политики регионов Бабич А.М.; Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 80.. Высокой доле отчислений от федеральных налогов в нижестоящих бюджетах (так называемой германской модели) соответствуют относительно большее единство бюджетной политики в масштабе всей страны и заинтересованность региональных властей в полном сборе этих налогов Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы, 2003, № 12. С. 11.. Для России в настоящее время характерна скорее германская модель.

Опыт развития межбюджетных отношений в России показывает, что статус налогов (федеральный, региональный или местный) не является условием его жесткой увязки с порядком направления платежей в бюджеты соответствующего уровня. В связи с этим имеется возможность по истечении очередного финансового года сохранять либо изменять направления налоговых поступлений, что придает бюджетной системе определенную гибкость. Отмеченная особенность, свойственная налогам в целом, характерна и для платежей за пользование природными ресурсами. Рассмотрение поступления этих платежей в комплексе и в рамках общих направлений бюджетной и налоговой политики представляет интерес с точки зрения выявления их роли в формировании доходов государственного бюджета от природопользования.

Одним из определяющих условий при распределении платежей за пользование природными ресурсами между уровнями бюджетной системы является достижение баланса интересов центра и регионов.

Критерии такого баланса содержатся в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584.

При распределении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней в Программе, в частности, предлагается учитывать критерий равномерности размещения налоговой базы. Иными словами, чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов).

Применительно к платежам за пользование природными ресурсами этот критерий определяет на период реализации Программы следующие наиболее существенные условия разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы Платежи за пользование природными ресурсами: этапы политики межбюджетного распределения. // Налоговое планирование, 2004, № 4.:

· зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации 100% платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами с возможным последующим их преобразованием в региональные налоги (с разделением поступлений между региональными и местными бюджетами);

· повышение централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными ресурсами (прежде всего по углеводородному сырью).

Вместе с тем направление ресурсных платежей в бюджеты соответствующего уровня, по нашему мнению, должно зависеть и от того, насколько приоритетным и масштабным является пользование конкретными природными ресурсами. Следовательно, межбюджетное распределение этих платежей должно определяться величиной налогового потенциала того или иного вида природопользования. Отсюда, чем выше доходность конкретной добывающей отрасли, тем больше оснований для централизации ее налоговых доходов от природопользования. С другой стороны, при распределении ресурсных платежей между уровнями бюджетной системы важное значение имеет и объем финансовой нагрузки по воспроизводству, охране и защите природного потенциала, приходящейся на федеральный и территориальные бюджеты.

Таким образом, решение вопроса о распределении указанных платежей между бюджетами центра и регионов должно учитывать принципы формирования как доходной, так и расходной частей государственного бюджета.

Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 2005. С. 97..

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и другие положения, установленные Бюджетным Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.

3.2. Укрепление налогового потенциала региона как источника формирования налоговых доходов федерального бюджета

Налоговый потенциал - существенная часть финансового потенциала региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9