скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Методика разработки и выполнения муниципального бюджета скачать рефераты

ь контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет-ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно-моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

ь регулярное представление Совету Федерации и Государст-венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже-та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала-ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос-сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив-ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государствен-ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа-циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде-рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль-ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи-ванию государственного долга РФ (статьи 16, 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу-ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде-ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют-ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

ь все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч-реждения, федеральные внебюджетные фонды;

ь органы местного самоуправления, предприятия, организа-ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи-мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля-ют, используют средства из федерального бюджета или использу-ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль-ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

ь общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея-тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас-пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь-зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе-деральными органами государственной власти налоговых, тамо-женных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде-ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собствен-ности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра-ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко-торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго-ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе-ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда-вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз-мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от-ветственности должностных лиц, виновных в бесхозяйственности и нарушении законодательства РФ, Счетная палата направляет представление органам государственной влас-ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука-занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо-зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на-носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую-щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш-ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст-вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол-нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова-нию с Государственной Думой принять решение о приостановле-нии всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви-зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе-щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи-зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще-ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хи-щений, злоупотреблений -- изымать необходимые документы, ос-тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей-ствует с другими контрольными органами РФ (статья 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель-ные органы. Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па-латы. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ-ектов РФ, что закреплено в их законодатель-стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления - уставы муниципальных образований, положе-ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен-ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава-емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об-разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган - Глав-ное контрольное управление Президента РФ (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии - Контрольно-го управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо-действует с другими структурными подразделениями Админи-страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис-сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально-го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ-ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от-несены Финансовое право. Учебник. Отв. Ред. Н.И.Химичева. 2-е изд. М.: Юристъ. 2000г.:

ь контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука-зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

ь контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

ь подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст-вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас-ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель-ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон-трольное управление наделено правами: требовать от руководите-лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга-низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст-вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите-лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ-алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан-кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис-полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла-гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую-щих должностных лиц до принятия решения по результатам про-верки; ставить перед руководителями соответствующих государ-ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска-ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои-ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд-жета в соответствующем регионе.

При необходимости усиления определенных направлений фи-нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли-ны, к основным задачам которой отнесены контроль за своевре-менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использовани-ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет-ных фондов.

Правительство РФ, правительст-ва администрации субъектов Федерации направляют контроль-ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа-нии Конституции РФ (статья 114) и Федерального конституцион-ного закона “О Правительстве Российской Федерации” контроли-рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест-вляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко-водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль-ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот-четны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако-нодательству и международным обязательствам РФ Правительст-во РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга-нам государственного управления, так и действующим в сфере фи-нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми-нистерстве финансов РФ (постановление от б марта 1998 г.), Поло-жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 авгус-та 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан-совому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор-ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению фор-мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при-ватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом “О федераль-ном бюджете на 1999 год” (статья 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави-тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли-ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин-вестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде-лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо-рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст-ва финансов или финансовые управления администраций, в муни-ципальных образованиях -- финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам-ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу-дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени-ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон-троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон-троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе-ния лотерей, зарегистрированных в РФ.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про-верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право-охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую-щих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре-зультатам контроля -- при установлении фактов нецелевого ис-пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин-фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11