скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Методика разработки и выполнения муниципального бюджета скачать рефераты

В соответствии с Федеральным законом “О бюджетной классификации”, подписанным Президентом РФ 15 августа 1996г. (N 115-Ф3), бюджетная классификация включает:

ь классификацию доходов бюджетов РФ;

ь функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

ь экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

ь классификацию источников внутренного финансирования дефицитов бюджетов РФ;

ь классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета;

ь классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

ь классификацию видов государственного внешнего долга РФ и внешних активов РФ;

ь ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов государственного и муниципальных бюджетов по видам и направлениям, чем обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов.

Бюджетная классификация в РА имеет следующую структуру:

ь доходы бюджетов и официальные трансферты;

ь расходы бюджетов и кредитование за вычетом погашения;

ь источники финансирования дефицита государственного бюджета и задолженности бюджетов Закон РА “О бюджетной системе Республики Армения” от 24 июня 1997г..

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

При составлени, утверждении и исполнении только федерального бюджета используются:

ь ведомственная классификация расходов федерального бюджета;

ь классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

ь классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а ведомственная классификация местных бюджетов - решениями соответствующих органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющх источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Главным источником доходов региональных бюджетов являются налоги. Все налоги, поступающие в эти бюджеты, можно разделить на две группы: местные налоги и поступления из вышестоящих бюджетов.

В соответствии с налоговым законодательством каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах региональных бюджетов - от 30 до 70% Финансы. Под ред. Л.А.Дробозиной. С. 270..

Местные налоги бывают прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщика (земельный, промысловый, на профессию, на прибыль, подоходный, на автомобили и др.). Косвенные - это налоги, взимаемые при совершении покупки (продажи) товаров, услуг.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

1.2. Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде) и местные бюджеты.

Как уже отмечалось, в унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Принципы формирования территориальных бюджетов.

В большинстве зарубежных стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов региональных бюджетов детально регламентирован.

В основу расходной части бюджета обычно закладываются сметы муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и т.п.). После обсуждения, организуемого муниципальным советом, проект бюджета вносится на утверждение главы исполнительного аппарата. Одновременно принимаются решения о налоговых ставках и проектируемых займах.

Региональные органы власти обязаны руководствоваться законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них - принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе говоря, в его проекте должны фигурировать все предполагаемые доходы и расходы.

Во многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании центральные власти принимают участие также в корректировке бюджетов региональных властей в части, касающейся бюджетных налоговых поступлений, ориентируясь при этом на уровень среднедушевого дохода в различных административно-территориальных единицах. Из бюджетов региональных органов власти, управляющих территорией, на которой средний доход на душу населения относительно высок, часть налоговых поступлений может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. В Германии, например, выравнивание доходов между бюджетами земель достигает суммы порядка 3 млрд. марок ежегодно.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет 3% ВНП, то в Норвегии - 15%, в Швеции - 31% Там же. С. 270..

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства. Члены федерации прибегают также к выпуску займов, что влечет за собой увеличение их задолженности. Со второй половины 60-х годов наблюдается быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме муниципальных расходов составляет от 40 до 60%. При ограниченности собственных доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит; самые крупные дефициты - у бюджетов городов. В связи с этим от 20 до 50% расходов местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального правительства.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий и из Национального фонда займов - кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того, государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (например, строительство портов, ликвидацию последствий стихийных бедствий, постройку гидроэлектростанций и др.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде субсиций и дотаций. В США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в местные бюджеты в виде целевых субвенций.

Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти в США являются блоки и программы разделения доходов, получившие развитие в первой половине 70-х годов.

Блоки - это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). В отличие от субвенций в пределах одной из указанных сфер получатели блоков имеют право расходовать их самостоятельно.

В Западной Европе в системах местного налогообложения в целом преобладают прямые налоги: на долю налогов с дохода, прибыли и собственности приходится в среднем 70-75% общих налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений от налогообложения на потребление составляет 3-4%, прочих налогов - 20-25%. В Японии на долю прямых налогов приходится 85%, на долю косвенных - 15% Там же. С. 271..

В рамках прямого налогообложения соотношение налогов на прибыль и доходы и различных налогов на собственность отличается большим разнообразием: в скандинавских странах 80-90% всех налоговых поступлений приходится на обложение доходов и прибыли; в Бельгии, Германии, Австрии аналогичный показатель также превышает 50%. В других странах основная часть налоговых поступлений региональных органов власти образуется за счет различных форм налогообложения собственности. Так, в Ирландии это единственный вид местных налогов; в Нидерландах на них приходится 2/3 всех налоговых доходов; в Японии 48% всех налоговых доходов составляет налог на жилые помещения и 21% - налог на недвижимость Там же..

К местным налогам относятся налоги, взимаемые региональными органами власти в виде надбавок к налогам, закрепленных за вышестоящими бюджетами. Размер надбавок устанавливают региональные органы власти. Наиболее часто такие надбавки устанавливаются к подоходному, земельному налогам, НДС.

Наряду с налогами на доходы, прибыль и собственность региональные органы власти устанавливают другие налоги и сборы, позволяющие пополнить бюджет. Хотя ставки этих налогов, как правило, невелики, для муниципалитетов этот источник доходов также имеет немаловажное значение. Часто применяются такие дополнительные налоги, как налоги на оформление сделок с недвижимостью; витрины и уличную рекламу, устанавливаемые в зависимости от размеров и освещенности; на собак; на развлечения (фестивали, спортивные соревнования и т.п.); игральные автоматы.

Во Франции во многих городах установлен налог на общественный транспорт. Обычно он вводится в городах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых наемных рабочих свыше девяти. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги - налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.

В ряде стран устанавливаются дополнительные налоги на вызов мусора, потребление электроэнергии и т.п. Жесткие санкции к нарушителям правил дорожного движения и экологических стандартов в форме штрафов также позволяют пополнить местные бюджеты. Однако общий размер поступлений от дополнительных налогов сравнительно невелик.

Поступления из вышестоящих бюджетов включают: отчисления от суммы отдельных налогов, мобилизуемых на территории, а также дотации и субвенции.

Отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, выделяются региональным бюджетам в случае недостаточного в них объема собственных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования, охраны окружающей среды.

В последние десятилетия подобный способ наделения средствами региональных бюджетов стал все более распространяться, усиливая этим зависимость региональных органов власти от вышестоящих уровней управления. В ряде стран доля таких отчислений в общем объеме доходов региональных бюджетов довольно высока. Например, в Италии она составляет около 60%.

Важный источник доходов региональных бюджетов - дотации из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах региональных бюджетов в разных странах составляет 20-40% Финансы. Под ред. Л.А.Дробозиной. С. 272.. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели.

По экономической сущности дотации и субвенции близки к налоговым источникам, так как в их основе лежат налоги. Дотации и субвенции вызываются постоянной значительной дефицитностью региональных бюджетов. Кроме того, предоставляя в таком виде этим бюджетам средства, вышестоящие органы имеют возможность оказывать влияние на экономическую политику на местах, контролировать использование не только этих средств, но и собственных ресурсов региональных органов власти.

Неналоговые доходы региональных бюджетов включают в основном доходы, получаемые от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендных доходов, денежных сборов, всевозможных штрафов, пошлин, добровольных взносов предприятий и населения. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах региональных бюджетов. Их удельный вес колеблется в разных странах от 10 до 30% общих доходов Там же. С. 273..

Расходы региональных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11