скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Льготы по налогу на доходы физических лиц скачать рефераты

Льготы по налогу на доходы физических лиц

2

Контрольная по Налоговому планированию

«Льготы по налогу на доходы физических лиц»

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Доходы, не подлежащие налогообложению 3

Глава 2. Налоговые вычеты 15

Глава 3. Социальные налоговые вычеты 26

Глава 4.Профессиональные налоговые вычеты 37

Список использованной литературы 38

Глава 1. Доходы, не подлежащие налогообложению

Статья 217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Указанные в данной статье доходы рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает.

Полностью освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Рассматривая такой вид налоговых освобождений, как пособие по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком, необходимо отметить, что существует проблема налогообложения процентов, выплачиваемых работникам в связи с задержкой выплаты заработной платы на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ. По мнению Минфина РФ, такие проценты не облагаются налогом на доходы физлиц наряду с другими государственными пособиями.

Однако с данной позицией трудно согласиться. Дело в том, что статья 236 Трудового кодекса устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, а не обязанность по осуществлению каких-либо выплат или компенсаций*(5).

Вместе с тем, отдельные налоговые инспекции придерживаются позиции Минфина РФ. Однако при этом они считают, что проценты, выплачиваемые за задержку выдачи заработной платы, не облагаются налогом по другому основанию - пункту 3 статьи 217 НК РФ.

Например, в письме УМНС РФ по г. Москве от 13 января 2003 г. N 27-08а/02460 "О налогообложении доходов физических лиц" разъяснено следующее. Статья 236 Трудового кодекса РФ устанавливает выплату процентов за нарушение срока оплаты труда. Конкретный размер такой компенсации определяется коллективным или трудовым договором.

Следовательно, на подобную выплату пункт 3 статьи 217 НК РФ распространяется только в том случае, если ее размер указан в коллективном договоре;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные законы предусматривают следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; по случаю потери кормильца;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. В статье 1084 ГК РФ установлено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, подлежит возмещению. Статья 220 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья. При этом необходимо отметить, что возмещаться может не только утраченный по терпевшим заработок, затраты на лечение, но и моральный вред;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Основания для бесплатного предоставления жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены как законодательством РФ, так и законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;

- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. Выдача натурального довольствия в основном предусматривается для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, а также для работников, занятых на сложных видах работ.

В отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц необходимо точно определить, для каких именно лиц предусмотрена выдача натурального довольствия.

Данные компенсационные выплаты, в частности, установлены:

1) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах";

2) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

3) Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

4) Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. N 55-ФЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции";

5) Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

6) Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ст. 151 Трудового кодекса РФ).

Так как право на специальное питание и спецодежду установлено трудовым законодательством, то их стоимость не подлежит обложению налогом на доходы физлиц. В случае, когда на предприятии в соответствии с законодательством лицам, работающим на предприятиях с вредными условиями, вместо положенного молока или иного довольствия выплачивается компенсация, то стоимость его также не подлежит обложению налогом;

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. От налогообложения освобождаются все компенсационные выплаты, связанные с увольнением, предусмотренные трудовым законодательством, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Данные выплаты предусмотрены следующими нормативными актами:

1) Трудовым кодексом РФ (ст. 178, 181);

2) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

3) Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

4) Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

- гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей. Выплата пособий в связи с гибелью лиц, состоящих на государственной службе (в том числе военнослужащих), предусмотрена, в частности, статьей 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N "О статусе военнослужащих", статьей 29 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N "О милиции", статьей 17 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N "О налоговых органах РФ" и др.;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников. Данное положение применяется в случае, если обучение, во-первых, касается подготовки кадров организации. Во-вторых, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, направляющей работников для повышения квалификации, обучению смежным и вторым профессиям в связи с производственной необходимостью (письмо Минфина РФ от 13 марта 2000 г. N 04-04-06).

В письме МНС РФ от 28 мая 2002 г. N 04-1-06/561У-452 по данному вопросу разъяснено следующее. Согласно статье 21 Закона РФ от 10 июля 2002 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащегося. Она имеет целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Следовательно, повышение профессионального уровня работников не должно быть связано с получением нового высшего или среднего образования.

Это значит, что направление предприятием работника в учебное заведение для получения новой специальности в связи с производственной необходимостью на условиях и в порядке, который определяется коллективным договором (ст. 196 Трудового кодекса РФ), можно отнести к компенсационным расходам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 НК РФ, если такое обучение не связано с повышением образовательного уровня.

Особым случаем возмещения таких расходов являются выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Подобные выплаты предусмотрены Законом об образовании;

- исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются:

- суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством;

- фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а так же расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие оплату расходов по найму жилого помещения, то суммы такой оплаты не облагаются НДФЛ в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

В решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. N 16141/04 отмечается, что согласно статье 217 НК РФ для всех налогоплательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению.

В соответствии с данным порядком не облагаются НДФЛ выплаты, которые по своему характеру являются компенсационными, то есть направленными на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. При этом компенсация должна быть выплачена в пределах размеров, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, размер суточных для работников всех организаций определяется положениями, не носящими индивидуальный характер и направленными на неоднократное применение.

В то же время, поскольку организации могут иметь различный источник финансирования, порядок установления размера любых расходов за счет такого источника должен определяться с учетом положений специального законодательства. Особенности установления расходов, осуществляемых из бюджетов всех уровней, предусмотрены действующим бюджетным законодательством. Именно наличием различных источников финансирования и специальных норм, регламентирующих порядок расходов средств за счет соответствующих бюджетов, обусловлены особенности формы и субъекта, утверждающего объем таких расходов.

При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.

Тем не менее, чтобы квалифицировать такие выплаты в качестве суточных, они должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. При установлении норм суточных из этого обязаны исходить все организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Правительство РФ закрепило в постановлении от 13 мая 2005 г. N 299 новые нормы суточных при загранкомандировках. Они начнут действовать с 1 января 2006 г.

Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность предусмотрено статьей 169 Трудового кодекса РФ. Под другой местностью понимают место за пределами административно-территориальных границ того населенного пункта, где сотрудник работал раньше (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Если по предварительной договоренности с работодателем сотрудник переезжает на работу в другую местность, работодатель обязан возместить ему:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства.

Чтобы не было сомнений в том, что подъемные являются компенсационными выплатами, следует обратиться к статьям 164 и 165 Трудового кодекса РФ. Под компенсацией эти статьи подразумевают денежные выплаты, установленные для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Случаи компенсаций предусмотрены в статье 165 ТК РФ. Среди прочего там назван и переезд на работу в другую местность.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора. До 1 января 2005 года нормы, в пределах которых выплачиваются подъемные, существовали только для работников бюджетной сферы и были установлены Правительством РФ в постановлении от 2 апреля 2003 г. N 187. Для остальных организаций утвержденные Правительством РФ нормы были низшим пределом, то есть внебюджетные организации были обязаны выплачивать переехавшим сотрудникам не меньше, чем бюджетные. Но при этом никто не запрещал частным организациям установить и более высокую компенсацию. С это го же года официально нормы перестали существовать для всех. Это про изошло благодаря изменениям, внесенным в статью 169 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Теперь то, в каком размере работник получит компенсацию, зависит только от условий его трудового договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8