скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Леверидж: понятия, виды, сущность скачать рефераты

Расчет рентабельности собственного капитала

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Валюта баланса

1`000`000 руб.

1`000`000 руб.

Структура пассивов:

Собственный капитал

Заемный капитал

1`000`000 руб. - 100%

нет

500`000 руб. - 50%

500`000 руб. - 50%

Чистая прибыль за период

200`000 руб.

200`000 руб.

Плата за заемный капитал (I = 15%)

нет

75`000 руб.

Рентабельность активов

РА = 200/1`000 = 20%

РА = 200/1`000 = 20%

Рентабельность собственного капитала

РСК = 200/1`000 = 20%

РСК = (200 - 75)/500 = 25%

Решение об использовании заемных средств в той или иной пропорции составляет предмет финансового левериджа. Возможность управления источниками финансирования для повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень финансового левериджа».

Уровень финансового левериджа - это соотношение темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность, возможность управления чистой прибылью[8 c.363].

Уровень финансового левериджа возрастает при увеличении доли заемного капитала в структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает высокий риск потери финансовой устойчивости:

С ростом уровня финансового левериджа возрастает леверажный риск.

Леверажный (финансовый риск) - это возможность попасть в зависимость от кредитов и займов в случае не достатка средств для расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости[6 c.127].

1.3. Операционный (производственный) леверидж и его эффект

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости[9 c.135]. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация)[5 c.211].

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами[5 c.212]. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн.руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.

Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб. Постоянные расходы = 1.5 млн.руб. Переменные расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб. Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5. Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки = 110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%

Т.о. силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж[10 c.299]:

,

,

,

где Q - физический объем продаж, р - цена, - выручка от реализации,

- ставка переменных затрат на выпуск продукции, - постоянные затраты

1) ,

2)

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж)[10 c.278]:

,

,

,

,

где ВРФ - выручка от реализации (фактическая), - критический объем в стоимостном выражении, ЗФП - запас финансовой прочности.

Действие оперативного левериджа связано с различной природой и поведением текущих затрат на производство и реализацию продукции. В зависимости от изменения объема производства Х различают переменные затраты и условно-постоянные затраты, исследование которых составляет предмет анализа безубыточности.

Аналитическое представление модели безубыточности - это формула безубыточности:

Выручка = Затраты

Из этой формулы выводятся все базовые параметры[7 c.195]:

критический (безубыточный) объем производства = порог рентабельности;

критическое значение цены реализации;

критическое значение постоянных затрат;

критическое значение переменных затрат.

График безубыточности[2 c.306]

Выручка

Полные затраты

Постоянные затраты

Рис. 1

По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности - это процентное соотношение плановой, или фактической и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запас финансовой прочности предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического.

Важными понятиями в управлении объемом производства являются:

Контрибуционная маржа (маржинальный доход) - это разница между ценой и удельными переменными затратами[2 c.310].

Критический объем производства - это количество продукции суммарный маржинальный доход от реализации, которой покрывает условно-постоянные расходы[6 c.347].

Объем реализации в натуральных единицах (Х1), который обеспечивает заданный валовый доход, рассчитанный по формуле[6 c.354]:

,

где FC - постоянные расходы, - заданный валовый доход, КМ - контрибуционная маржа.

1.4. Особенности оперативно-финансового левериджа

Оперативно-финансовый леверидж - это обобщающая категория, которая описывает взаимосвязь выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли[8 c.478].

Наряду с эффектом роста рентабельности собственного капитала в результате роста объема реализации и привлечения заемных средств, отражает также общий риск снижения рентабельности и получения убытков.

Схема Формирования прибыли под влиянием производственных

и финансовых факторов [8 c.488]

Выручка (стр.010)

Минус

Оперативный Себестоимость реализованной продукции

леверидж Плюс

Сальдо внереал-х и оперативных доходов

и расходов

Равно

Прибыль до выплаты процентов и налогов

Оперативно - финансовый леверидж

Минус

Проценты по долгосрочным кредитам,

ссудам, займам

Финансовый Равно

леверидж Прибыль до налогообложения

Минус

Налог на прибыль

Равно

Чистая прибыль

Рис. 2.

Глава 2. Оценка совокупного риска, связанного с особенностями предприятий.

Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования[3 c.167].

Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия, гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.

Финансовый риск опирается на структуру капитала и связан с неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия.

Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.

Совокупный риск - риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования[9 c.220].

Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.

То есть уровень совокупного риска может быть определен как произведение эффекта финансового левериджа, рассчитанного по второй концепции, и эффекта операционного левериджа[10 c.310]:

,

,

Уровень совокупного риска отражает одновременное влияние делового и финансового риска, и поэтому при разработке финансовой стратегии необходимо учитывать следующие исходные моменты[6 c.401]:

¦ сочетание высокого производственного риска с мощным финансовым левериджем будет губительно для предприятия, так как мультиплицируются одновременно неблагоприятные эффекты;

¦ задача снижения суммарного воздействия этих двух левериджей или снижение совокупного риска сводится к выбору одного из трех вариантов поведения;

¦ высокий уровень эффекта производственного левериджа может сочетаться со средним и слабым уровнем ЭФЛ;

¦ низкий уровень ЭПЛ позволяет проводить агрессивную политику заимствований и генерировать высокий уровень ЭФЛ;

¦ умеренный ЭОЛ и умеренный ЭФЛ.

Оптимизация рисков может быть достигнута с помощью увеличения деловой активности предприятия, то есть увеличения скорости оборота всех активов предприятия[10 c.331]:

,

Заключение

При написании данной курсовой работы были описаны основные понятия левериджа, его задачи, функции, а так же обосновано его применение на предприятиях в рыночной экономике. Кратко опишем главное:

Леверидж - это сложная система управления активами и пассивами предприятия. Любое предприятия стремятся к достижению двух основных целей своей деятельности, т.е.:

¦ увеличению прибыли;

¦ увеличению стоимости самого предприятия.

В этих условиях леверидж становиться тем самым инструментом, который позволяет достичь данные цели, посредством влияний на изменения соотношений и рентабельности собственного и заемного капитала.

Леверидж делиться на три основных вида:

¦ финансовый;

¦ оперативный;

¦ финансово-оперативный.

В зависимости от поставленных на предприятии задач, направленных на улучшение финансового положения предприятии, используется тот или иной вид рычага.

При выполнении данной курсовой работы были сделаны следующие выводы, выявлены определенные недостатки и предложены следующие рекомендации.

Предприятие может частично привлечь заемный капитал при фиксированной рентабельности активов и тем самым повысить рентабельность собственного капитала, путем наибольшей рациональности использования собственных средств (капитала). Но у финансового левериджа есть и существенные недостатки, так как существуют финансовые (левериджные) риски, которые могут поставить предприятие в зависимость от заемных средств (кредитов, ссуд, займов) в случае недостатка средств для расчетов по кредитам.

В таком случае у предприятия происходит потеря ликвидности или финансовой устойчивости, что постепенно может привести к банкротству предприятия, но это бывает достаточно редко, и чаще всего из-за не правильной структуры управления предприятием и финансами в целом.

Список используемой литературы

Александер Г.Д., Бейли Д.В., Шарп У.Ф. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 1028;

Аркина Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник издание 2, М.: Юнити-Дана, 2004, с. 416;

Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: ИНФРА-М., 2005, с.240;

Бизнес-словарь: www.businessvoc.ru;

Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. // Под ред. Пенькова Б.Е. М.: РАГС, 2000, с.341;

Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2005, с.768;

Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ФИС». 1997. - с. 224;

Семенов Н.К. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Учебник издание 5, М.: Перспектива, 2002, с.656;

Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. Перевод с английского. Под редакцией Микрюкова В.А., М.: Аудит, 1995 (не переиздавалось);

Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. Спб.: Питер, 2004, с. 464.

Страницы: 1, 2