скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по финансам скачать рефераты

19. Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (бюджетов районов в городе и бюджетов города > консолидированный бюджет). К.б. используют для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели К.б. являются основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета. К.б. не утверждается каким-либо законодательным органом власти, поэтому не является юридическим документом. Выполняет функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов… Источники доходов на разных уровнях консолидированного бюджета разный, например, в доходах консолидированного бюджета РФ преобладает источник НДС, а в консолидированных бюджетах субъектов - налог на прибыль. Причина структурного расхождения являются: закрепленные за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральными и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень соц.-экономического развития той или иной территории; распределение полномочий между уровнями бюджетной системы, в т.ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.

20. Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/

Резервный фонд заберет себе львиную долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда.

При этом объем Резервного фонда должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП

План правительства состоит в том, что после наполнения Резервного фонда "до краев", то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек будет уходить в Фонд национального благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но президент Владимир Путин распорядился данную структуру переименовать. Что и неудивительно - фонд будет работать скорее не на будущие поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в стране проблема будет лишь усугубляться.

При этом инвестиции Фонда будущих поколений допущены ровно на тех же основаниях, что и у Резервного фонда. Многочисленные предложения вкладываться в акции иностранных компаний были правительством заблокированы.

Стабилизационный фонд РФ был создан ещё в 2004 году по инициативе нынешнего главы Минфина Алексея Кудрина. В течение трёх лет фонд успел накопить около $157 млрд и, как посчитали в правительстве, со своей задачей справился. Теперь настало время выпустить часть накопленных средств на насущные нужды государства.

Для этого Стабфонд поделили на две части: Резервный фонд, размер которого составляет 3, 069 трлн рублей (примерно три четверти средств Стабфонда), и Фонд национального благосостояния в 767,8 млрд. Резервный остается неприкосновенным запасом, каким, фактически, и являлся исчезнувший Стабфонд. Эти средства отложены страной на «крайний случай» - если цены на нефть вдруг обвалятся и федеральный бюджет понесёт серьёзные потери.

А вот Фонд национального состояния пойдёт уже на текущие траты - в основном на софинансирование пенсионных программ и покрытие дефицита пенсионного фонда. Правда, каким образом будут инвестироваться эти средства и кто ими будет управлять, пока не ясно. Этот вопрос Минфин обещает решить только к концу 2008-го. Министерство должно выбрать те финансовые организации, в распоряжение которых передадут «национальное благосостояние» России, только в октябре, а пока роль управляющего органа будет выполнять Центробанк.

Пополнятся фонды будут поочерёдно, причём в этом отношении «национальное благосостояние» оказалось второстепенной величиной по сравнению с Резервным фондом. Дело в том, что последний будет наполняться за счёт «нефтяных» поступлений, и только тогда, когда объём поступивших средств превысит 10% ВВП, разница отправится в Фонд национального благосостояния и далее на выплату пенсий.

21.Государственный долг и причины его возникновения.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.

Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее.

3. Сокращение внешнего долга путём конверсии - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку.

22. Классификация долговых обязательств. Государственный и

муниципальный долг

В БК РФ приводится классификация долговых обязательств, в зависимости от срока их погашения:

- на краткосрочные ( до года)

- среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет)

- долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет)

По форме долговые обязательства делятся на:

-- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с банками, иностранными государствами международными финансовыми организациями;

-- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

-- договора и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов других уровней;

-- договоры о предоставлении РФ гарантий;

-- соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации (прекращение долговых обязательств с заменой этих обязательств другими обязательствами) долговых обязательств прошлых лет.

Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам ( включая начисленные по ним проценты). Государственные займы - основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Госзаймы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности РФ и составляющим государственную казну. В соответствии с БК РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими лицами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Различают внутренний и внешний долг. В состав внутреннего госдолга включаются долговые ценные бумаги. Государственные федеральные ценные бумаги:

-- ГКО ( государственные краткосрочные облигации)

-- ОФЗ (облигации федерального займа)

--ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа)

-- ОВВЗ ( облигации внутреннего государственного валютного займа).

Внешний долг делится на 2 части:

-- перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд. долл.). Это долги по кредитам Парижского клуба, Лондонского клуба, странам СЭВ, по межправительственным соглашениям.

-- задолженность, образовавшаяся после 1991 года. Это долги по кредитам МФВ, по еврооблигациям, по кредитам Всемирного банка, по товарным и целевым кредитам иностранных банков и фирм.

Виды госдолга:

1) капитальный (вся сумма непогашенных долговых обязательств) и

2) текущий (расходы по выплате доходов кредиторам и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил)

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки , которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет. Муниципальный долг складывается из:

-- основной суммы долга по муниципальным ценным бумагам

-- основного долга по кредитам

-- основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам от бюджетов других уровней

-- объема обязательств по гарантиям.

23. Управление государственным долгом.

Управление государственным долгом должно быть системным и требует специальной стратегической программы.

Под управлением государственным долгом понимается деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственным долга ,минимизация в среднесрочной перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственным долга ,исключающих необходимость его реструктуризации.

Основные цели управления государственным долгом являются:

- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;

- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;

- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга РФ.

Мерами регулирования государственного долга является контроль за его размерами, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др.

Методы регулирования государственного долга:

-обеспечение баланса между налоговыми и неналоговыми доходами бюджета, эмиссионной деятельностью и размерами государственного долга, его динамикой ,т.е стабилизации и возможности уменьшения государственного долга, прежде всего внешнего.

- определение и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга.

-возможности рефинансирования задолженности государства.

-меры по реструктуризации государственного долга.

- уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга с учетом инфляционного обесценения основной суммы долга и затрат на его обслуживание.

- сокращение государственных расходов.

- использование источников валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности.

- контроль за заимствованиями на региональном уровне.

- контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.

Реформирование системы управления государственным долгом РФ должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.

Основным результатом реформирования системы управления государственного долга должно явиться улучшение репутации РФ на международных рынках, существенное уменьшения рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, выход России на качественный уровень заимствований и управлением государственным долгом, соответствующим международным критериям.

24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и

субъекты.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).

Важнейшими принципами финансового контроля являются:

- независимость;

- гласность;

- превентивность (предупредительный характер);

- действенность;

- регулярность;

- объективность;

- всеохватывающий характер.

Основные задачи фин.контроля:

1. Обеспечение фин.безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств в том числе и перед органами государственной власти и органами самоуправления.

3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечения их рационального, эффективного, законного использования.

4. Повышение эффективности финансовой политики государства.

Органы контроля (субъекты):

Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,

Органы исполнительной и контрольно - ревизионные, органы Федеральной исполнительной. власти и иные органы осуществляющие контроль за поступлением и расходованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.

25.Классификация финансового контроля.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7