скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Исчисление и уплата единого социального налога на предприятии скачать рефераты

Подлежит налогообложению и, следовательно, должна включаться в налоговую базу материальная выгода, получае-мая работником в виде суммы страховых взносов по догово-рам добровольного страхования за исключением тех случаев, когда эти взносы осуществляются за счет средств, остающих-ся в распоряжении организации после уплаты налога на дохо-ды организаций в случаях, когда страховые взносы полнос-тью или частично вносились за него работодателем.

Не должны включаться в облагаемый доход перечислен-ные виды материальной выгоды лишь в том случае, если она образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг на основании законодательства Российской Феде-рации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления.

Налоговые базы налогоплательщиков - работодателей и налогоплательщиков -- предпринимателей в соответствии с налоговым Кодексом определяются независимо друг от друга.

В настоящее время при определении налоговой базы учитываются выплаты и вознаграждения как в пользу физических лиц - работников организации, так и членов их семей. С 1 января 2005 года полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для членов семьи работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, не будет облагаться единым социальным налогом.

В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года единым социальным налогом будут облагаться:

· суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

· выплаты членам профсоюзов, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов;

· выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц;

· суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

· суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту, инвалидам), а также членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Налоговый кодекс РФ: часть 2 // Рос. Газ., 31.12.2002, № 24 стр. 3

Вместе с тем, для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, необлагаемая единым социальным налогом совокупная сумма материальной помощи, выплачиваемая физическому лицу за счет бюджетных источников, повышена с 2000 руб. до 3000 руб.

В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам. Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ установлено, что льготы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений льготным категориям граждан, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года), с 1 января 2005 года распространяются на всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, независимо от того, работают они в организации по трудовому договору или состоят с организацией в гражданско-правовых отношениях.

Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налоговых льгот для организаций, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, с 1 января 2005 года российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.

Теперь суммы выплат гражданам России в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений, подлежат налогообложению единым социальным налогом.

1.3 Суммы, не подлежащие налогообложению и налоговые льготы

Одновременно с этим. Налоговый кодекс России опреде-лил широкий перечень доходов, которые не являются объек-том обложения единым социальным налогом и соответствен-но не подлежат налогообложению.

В частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе по-собия по временной нетрудоспособности, по уходу за боль-ным ребенком, по безработице, беременности и родам.

Не включаются в налоговую базу большинство установ-ленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.

В первую очередь это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоро-вья, бесплатным предоставлением жилых помещений и ком-мунальных услуг, оплатой стоимости или выдачей полагаю-щегося натурального довольствия, а также выплатой денеж-ных средств взамен этого довольствия. К указанным компен-сационным выплатам относятся также оплата стоимости пи-тания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-трениро-вочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

Не являются объектом обложения и компенсационные вып-латы, связанные с увольнением работников, включая компен-сации за неиспользованный отпуск, их трудоустройством в свя-зи с осуществлением мероприятий суточные в пределах норм, установленных федеральным законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, на-значения или пересадок, на провоз багажа, расходы по най-му жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сбо-ры за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностран-ную валюту. При непредставлении документов, подтвержда-ющих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в преде-лах норм, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Налоговый кодекс РФ: часть 2 // Рос. Газ., 31.12.2002, № 24 стр. 3

Все эти выплаты не включаются в налоговую базу в пре-делах норм, установленных в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации.

Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями в следу-ющих случаях. Материальная помощь работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в це-лях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью не подпадает под обложение только в том случае, если она оказана на основании решений органов зако-нодательной или исполнительной власти, решений предста-вительных органов местного самоуправления.

Не подлежит обложению единовременная материальная помощь, оказанная работодателем

(за исключением ту-ристических) в расположенные на российской территории санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выпла-чиваемые работодателями своим работникам или членам их семей, за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций.

Суммы, уплаченные работодателями из средств, оставших-ся в их распоряжении после уплаты налога на доходы органи-заций, за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинс-ких учреждений соответствующих лицензий, а также при на-личии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание также не подпадают под налогообложение.

При этом следует иметь в виду, что указанные средства освобождаются от налогообложения не только в случае без-наличной оплаты работодателями медицинским учреждени-ям этих расходов, но и при выдаче денежных средств на эти цели непосредственно работнику или членам его семьи, а также при зачислении предназначенных на указанные цели средств на счета работников или членов их семей в учрежде-ниях банков.

Не являются объектом обложения и не включаются в свя-зи с этим в налоговую базу доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от про-изводства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации.

Освобождение применяется в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства, и только в отношении доходов тех членов этого хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства.

Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей

или взносов по обязательному страхованию, осуществляемому в установленном федеральным законодательством порядке.

Оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лаге-рях, являющихся российскими юридическими лицами, и ла-герях, находящихся на балансе работодателей, также не вклю-чается в налоговую базу, но только при условии, что указан-ные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в рас-поряжении работодателя после уплаты налога на доходы орга-низаций.

Выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год, не являются объектом обложения.

Не включаются в состав облагаемых доходов не превышаю-щие 2000 руб. суммы возмещения в течении налогового пери-ода работодателями своим бывшим работникам- пенсионерам или инвалидам, а также членам их семей стоимости приобре-тенных ими медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей за-числению в Фонд социального страхования) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и ли-цензионным договорам.

Одновременно с тем, что значительные суммы, выплачи-ваемые работодателями своим работникам, не включаются в налоговую базу, российское налоговое законодательство уста-новило также отдельные налоговые льготы по единому соци-альному налогу.

Одной из важнейших льгот является стимулирование ис-пользования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты на-лога освобождаются организации любых организационно-пра-вовых форм -- с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных работникам, явля-ющимся инвалидами I, II и III групп.

В этих же целях освобождаются от налогообложения сум-мы доходов, не превышающие 100 000 руб. в течение налого-вого периода на каждого отдельного работника, у следующих категорий работодателей.

Во-первых, у общественных организаций инвалидов, сре-ди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений.

Во-вторых, у организаций, уставный капитал которых пол-ностью состоит из вкладов общественных организаций инва-лидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

И в-третьих, учреждения, созданные для достижения об-разовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, един-ственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.

Вместе с тем указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Российским Правительством по представлению общероссийских общественных организа-ций инвалидов.

Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-- предпринимателей, являю-щихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и дру-гой профессиональной деятельности в размере, не превыша-ющем 100 000 руб. в течение налогового периода. Одновременно с этим, налогоплательщики -- предприни-матели -- инвалиды освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования.

В случаях, если в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на российской территории деятель-ность в качестве индивидуальных предпринимателей, не об-ладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств российс-кого Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования, то они ос-вобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соот-ветствующие фонды.

1.4 Ставки единого социального налога

Ставки единого социального налога, учитывая целевой ха-рактер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам.

Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК, за исключени-ем выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севе-ра, занимающихся традиционными отраслями хозяйство-вания, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки (см. Таблицу 1.1):

Таблица 1.1

Налоговые ставки для работодателей организаций

Данные ставки применяются налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превыша-ла 50 000 рублей. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не ме-нее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за пос-ледний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре.

При расчете ве-личины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работни-ков, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у нало-гоплательщиков с численностью работников до 30 чело-век (включительно) -- выплаты 30 процентам работников имеющих наибольшие по размеру доходы. Налогоплатель-щики, не соответствующие критерию, установленному ча-стью первой настоящего пункта, уплачивают налог по став-кам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работни-ка до 100 000 рублей, независимо от фактической величи-ны налоговой базы на каждого отдельного работника. Налоговый кодекс РФ: часть 2 // Рос. Газ., 31.12.2002, № 24 стр. 4

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в по-рядке, предусмотренном абзацем первым п. 2 ст. 241 НК РФ, становится менее суммы, равной 4 200 рублям, умно-женным на количество месяцев, истекших в текущем на-логовом периоде, то такие налогоплательщики уплачива-ют налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 ст. 241 НК РФ, при величине налоговой базы на каждого от-дельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдель-ного работника.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работ-ника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работни-ков, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Фе-дерации.

Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ (кроме адвокатов) Налоговый кодекс РФ: часть 2 // Рос. Газ., 31.12.2002, № 24 стр. 4 - 5

, применяются следующие ставки (см. таблицу 1.2.):

Таблица 1.2

Налоговые ставки для работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств

Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам (см. таблицу 1.3):

Таблица 1.3

Налоговые ставки для адвокатов

После вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов при оказании ими бесплатной юридической помощи физическим лицам, адвокаты уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 3 ст. 241 НК РФ.

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Изменения, внесенные в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ в 2005 году, направлены главным образом на снижение налоговой нагрузки на плательщиков единого социального налога.

Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:

* для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;

* для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1 % до 20 %;

* для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 % до 10 %;

* для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.

Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:

* при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26 %;

* при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;

* при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников Матвеев С.Ю.ЕСН в 2005 году - М.: 2005, стр. 84 - 86

..

Страницы: 1, 2