скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов скачать рефераты

В России на сегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные риски в России тоже имеют свои особенности. В первую очередь, это проблема неплатежей. Исследователи признают, что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникают управленческие риски. По криминальным рискам Россия тоже держит одно из первых мест в мире.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию сегодня является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название «синдром IBM». Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждым месяцем число таких примеров увеличивается [13].

Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда - очень низко.

По моему мнению, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.

Существуют определенные причины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровень неформальных барьеров для инвестиций. Устранение этих причин для иностранных инвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке.

Во-вторых, как отмечают ведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капитала важно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но и выбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализировать отраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке, можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так как полностью отсутствовал контроль над направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторы выбирали сами. Я думаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день очень важно.

Я согласна с кандидатом экономических наук Л.Г. Паштовой, которая выделяет в отраслевой структуре три уровня с точки зрения целесообразности привлечения иностранных ресурсов:

отрасли, приток иностранного капитала в которые приветствуется и поощряется. Сюда относятся отрасли, которые способны заменить на внутреннем рынке импортную продукцию, а именно, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных и декоративных работ и другие;

отрасли, где иностранный капитал подвергается ограничениям, например, его доля не должна быть более 49% акционерного или уставного капитала. Сюда Л.Г. Паштова относит автомобилестроение, здравоохранение, социальное обеспечение, железнодорожный транспорт, кинопромышленность, издательскую деятельность, металлургию;

отрасли, куда иностранный частный капитал не следует допускать. Сюда относятся отрасли, находящиеся исключительно в государственном секторе, функционирование которых напрямую связано с безопасностью государства. Примером могут служить оборонная промышленность, производство наркотических и ядовитых веществ, средства массовой информации и телекоммуникаций и другие [17, c.22].

Подведем некоторые итоги. Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций в России сегодня остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.

Важной проблемой является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа. Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательства снизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновь введенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности и работоспособности.

Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этих тенденций и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов.

В целом, если говорить об основных тенденциях развития международного фондового рынка, очевидно прослеживается снижение доходности государственных ценных бумаг и значительное увеличение объемов инвестиций в корпоративные ценные бумаги, особенно со стороны частных инвесторов. Таким образом, в развитых странах все большее влияние на состояние государственных финансов оказывают иностранные инвестиции в реальный сектор экономики. Параллельно с этим явлением сокращаются непосредственные внешние заимствования. Очевидно, что подобные изменения в ближайшем будущем ожидают и Россию. То есть, формирование благоприятного инвестиционного климата в стране путем совершенствования законодательной базы, достижения экономической стабильности и других мероприятий будет способствовать росту государственных финансов, а значит и повышению общего уровня жизни в стране.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования автор пришел к следующим выводам. Иностранные инвестиции оказывают значительное воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. На основе анализа тенденций развития международных экономических процессов можно сказать, что непосредственное воздействие иностранных инвестиций на государственные финансы путем внешних заимствований постепенно снижается. В то же время, особое значение приобретает механизм косвенного воздействия, который осуществляется путем инвестирования реального сектора экономики и последующего перелива капитала.

Приток иностранного капитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом 1998 г. На сегодняшний день иностранные инвестиции в России являются одним из главных источником финансирования бюджетного дефицита (кредиты иностранных государств и международных организаций, облигационные займы). С другой стороны, иностранный капитал пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, наличием большого количества инвестиционных рисков (правовых, инфляционных, криминальных и др.). То есть, чтобы способствовать увеличению государственных доходов за счет перелива капитала, Правительству необходимо выработать четкий механизм инвестиционной политики, а также предпринять определенные шаги для улучшения инвестиционного климата. Анализируя возможные варианты инвестиционной политики, можно выделить первостепенные мероприятия, которые должны быть осуществлены. Это систематизация законодательной базы, касающейся иностранных инвестиций, определенные меры по борьбе с коррупцией, предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 166 с. - (Российское федеральное законодательство)

2. Налоговый кодекс Российского Федерации (части I и II) - Официальный текст. - М.: «ТД ЭЛИТ-2000», 2003. - 368 с.

3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ РФ от 9 июля 1999 года. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999.

4. О федеральном бюджете на 2002 год: ФЗ РФ от 30 декабря 2001 года. №194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001.

5. О федеральном бюджете на 2003 год: ФЗ РФ от 24 декабря 2002 года. №176-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002.

6. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.

7. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Инвестиции в Россию. - 2001. - № 7. - С. 104-110.

8. Блинов А. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Финансы. - 2002. - № 10. - С. 30-33.

9. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. - СПб: Питер, 2000. - 160 с.

10. Брайчева Т.В. Государственные финансы России. - СПб: Питер, 2002. - 224 с.

11. Игонина Л.Л. Международный рынок инвестиций: современные тенденции развития // Финансы. - 2002. - № 9. - С. 56-63.

12. Ковалев В.В. Финансы. Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ПЮОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 640 с.

13. Нижегородцев Р.М. Иностранные инвестиции в экономике России // Вестник МГУ. - 1998. - № 4.

14. Овсепян М.Г. Процесс глобализации и основные тенденции развития финансового рынка // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 14-17.

15. Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. - 2002. - № 9. - С. 12-19; - № 10. - С. 11-15.

16. Паранич А.В., Богословский Д.В. Рынок облигаций Санкт-Петербурга: текущее состояние и перспективы // Финансы. - 2002. - № 7. - С. 25-26.

17. Паштова Л.Г. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Финансы. - 2002. - № 6. - С. 20-23.

18. Пискулов М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересы России // Инвестиции в России. - 2002. - № 10. - С. 16-20.

19. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 18-21.

20. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики. - 2002. - № 2. - С. 83-86.

21. Хмыз О.В. Выпуск еврооблигаций российскими компаниями и государством // Финансы. - 2002. - № 10. - С. 30-32.

22. Цыгичко А.Н. Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист. - 2002. - №11. - С. 49-58.

23. Цыгичко А.Н. Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций // Финансы. - 2002. - № 7. - С. 21-24.

24. http://www.ivr.ru

25. http://www.budgetrf.ru

Приложения

Таблица №1

Государственные внешние заимствования Российской Федерации на 2002 год

Категории кредитов (займов)

Сумма заимствования в млн. долл. США

Срок (лет)

Несвязанные (финансовые) заимствования

в том числе:

Международные рынки капитала: внешний облигационный заем

Международный банк реконструкции и развития: заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов

Кредитные агентства, банки и фирмы иностранных государств: заем на поддержку структурных преобразований

2 190

до 2000

до 40

до 150

5-17

5

17

17

Целевые иностранные заимствования

в том числе:

Кредиты (займы) международных финансовых организаций (МФО)

Кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм

653,3

Таблица №2

Государственные внешние заимствования Российской Федерации на 2003 год

Категории кредитов (займов)

Сумма заимствования в млн. долл. США

Срок (лет)

Несвязанные (финансовые) заимствования

в том числе:

Международные рынки капитала: внешний облигационный заем

Международный банк реконструкции и развития: заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов

1290

до 1250

до 40

5-17

7-10

17

Целевые иностранные заимствования

в том числе:

Кредиты (займы) международных финансовых организаций (МФО)

Кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм

640

Таблица № 3

Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации, млрд. руб.

1999

2000

2001

Общее финансирование

в том числе:

51,4

-102,9

-272,1

Внутреннее

16,9

-2,9

-11,9

Внешнее

из него:

изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте

кредиты международных финансовых организаций

кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, предоставляемые РФ

34,5

-17,4

-54,8

106,7

-100,0

-51,5

-74,3

33,7

-260,2

-35,9

-29,5

-170,9

* Профицит и дефицит бюджета покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Таблица № 4

Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициями в экономике России

Удельный вес предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе предприятий и организаций, %

Удельный вес инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

Удельный вес занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в общем числе занятых, %

Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием иностранного капитала в общем объеме производства

1998

0,3 (0,1)

10,3 (5,8)

1,5 (1,1)

7,9 (4,4)

1999

0,3 (0,1)

9,9 (5,1)

1,6 (1,1)

10,6 (6,2)

2000

0,3 (0,1)

11,3 (5,5)

2,1 (1,5)

12,6 (8,5)

* Первая цифра - по экономике в целом, в скобках - по промышленности в целом.

Таблица № 5

Ввоз иностранного капитала в Российскую Федерацию

1997

1998

1999

2000

2001

Млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

Инвестиции всего

12295

100

11773

100

9560

100

10958

100

14258

100

Прямые

5333

43,4

3361

28,6

4260

44,6

4429

40,4

3980

27,9

Портфельные

681

5,5

191

1,6

31

0,3

145

1,3

451

3,2

Прочие

6281

51,1

8221

69,8

5269

55,1

6384

58,3

9827

68,9

Страницы: 1, 2, 3