скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственный финансовый контроль скачать рефераты

Государственный финансовый контроль

2

Содержание:

Введение

3 стр.

1.

Содержание финансового контроля, его значение и задачи

в условиях рыночной экономики

6 стр.

2.

Формы, виды и методы финансового контроля

8 стр.

3.

Основные задачи и функции органов государственного финансового контроля

13 стр.

4.

Счетная палата Российской Федерации как высший орган

государственного финансового контроля

19 стр.

5.

Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля

26 стр.

6.

Усиление роли органов государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации

33 стр.

7.

Предложения по укреплению последующего государственного финансового контроля

36 стр.

8.

Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение

38 стр.

9.

Различия между аудитом и ревизией

41 стр.

Заключение

42 стр.

Список использованной литературы

44 стр.

Введение

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

Государственный финансовый контроль -- контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Повышение профессионального уровня депутатов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации приводит к более углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Система финансового контроля в развитых странах включает, как правило, следующие элементы:

o ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства -- общий контроль за расходованием государственных средств;

o налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

o контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных организаций и учреждений;

o негосударственные контролирующие (аудиторские) службы, осуществляющие на коммерческой (платной) основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:

- Счетная палата Российской Федерации;

- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;

- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которая в данное время как таковая не существует);

- Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и др.

Новая система политической власти во главе с Президентом Российской Федерации вызвала к жизни президентский контроль.

Во многих субъектах Российской Федерации созданы и действуют специальные контролирующие органы представительной власти (контрольно-счетные палаты, счетно-контрольные комиссии областных законодательных собраний и т.д.). А в Республике Татарстан успешно действует мощный комитет государственного контроля.

Возник аудиторский контроль, т.е. появились и начали действовать негосударственные контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе (за определенную плату) по заказу самих предприятий или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

Рассматривая современное состояние дел в сфере государственного финансового контроля, приходится с сожалением констатировать, что на начальном этапе рыночных преобразований многие связанные с ним вопросы не получили необходимой политической поддержки, требуемого законодательного обеспечения и должного научного и методического обоснования, а сам он в угоду частных коммерческих структур был значительно ослаблен.

В результате реформ была полностью ликвидирована такая эффективная форма всеобъемлющего общественного государственного контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств, финансовых и материальных ресурсов, каковыми являлись органы народного контроля.

Кроме того, был значительно ослаблен ведомственный контроль и перестало уделяться необходимое внимание организации внутреннего контроля в госбюджетных учреждениях.

Государственный финансовый контроль используется всеми странами (даже с самой развитой рыночной экономикой) в той мере, какой у них диктуется политическими и экономическими задачами. Мало того, в условиях рыночной экономики финансовые аспекты деятельности государства не только не упрощаются, а наоборот - усложняются. В том числе и в связи с активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием так называемых уполномоченных коммерческих банков и инфраструктуры других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Только вот у нас почему-то решили было, что рынок все отрегулирует и не надо им «мешать» работать. К чему привел этот демагогический призыв - уже видно не вооруженным глазом.

Вследствие этих "реформ" в России воровство и коррупция достигли огромных неконтролируемых масштабов, государство не получает необходимых налоговых доходов и прочно засело в долговую «яму», в бюджете образовалась огромная "дыра", в связи с чем большинство бюджетных организаций финансируются ниже минимальных потребностей, а рабочие и служащие годами не получают заслуженную зарплату. И под давлением этих очевидно бесспорных фактов уже на самом высшем уровне достигнуто понимание необходимости усиления государственного финансового контроля.

Несмотря на это, сегодня все еще приходится доказывать, что государственный финансовый контроль должен являться важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования всей финансово-кредитной системы.

Ведь рыночные отношения не отменяют необходимости принятия мер по устранению недостатков и предупреждению финансовых нарушений. Для чего необходимо систематически проводить ревизии или проверки финансовой деятельности органов государственной власти, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые используют государственную собственность, расходуют бюджетные средства, пользуются налоговыми льготами или уплачивают налоги в государственный бюджет.

Финансовый контроль государства обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере.

Кроме того, хорошо поставленная система государственного финансового контроля способствует и достижению принципов социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей к центральным и региональным властям.

Однако деятельность существующих сегодня в Российской Федерации органов государственного финансового контроля нельзя признать наиболее эффективной и полностью совершенной, и потому имеется настоятельная необходимость в их улучшении.

1. Содержание финансового контроля,

его значение и задачи в условиях рыночной экономики

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств, а также за финансовой деятельностью государственных предприятий, внебюджетных фондов, банков и финансовых корпораций.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных средств и фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений, в связи с чем финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль -- это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов государственного контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и потребления, потому сопровождает весь процесс движения денежных средств и фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Следовательно, государственный финансовый контроль -- важный элемент системы управления финансами.

Поэтому важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играет уровень организации учета и отчетности в стране -- бухгалтерского, бюджетного, налогового. Ведь бухгалтерская и отчетная документация -- главный объект финансового контроля.

Наблюдаются и новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

Сужается сфера действий государственного финансового контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства.

Одновременно расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских фирм, кредитных организаций и т.д.

Субъектами оперативного управления финансами в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации и другие финансовые контролирующие органы. Важным звеном государственных финансов является государственный кредит. В зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний долг государства.

Верхние пределы государственного внутреннего долга и государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также объем расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга держатся под контролем:

- Правительства Российской Федерации, при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при одобрении (утверждении) федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Президента Российской Федерации, при подписании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Счетной палаты Российской Федерации и других органов государственного финансового контроля, при осуществлении контроля за исполнением федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

В связи с этим следует выделить задачи финансового контроля:

1. предупреждение, выявление финансовых нарушений и преступлений;

2. способствовать укреплению доходной базы бюджетов и выявление резервов роста доходов бюджетов;

3. обеспечивать целенаправленное, эффективное и экономное расходование бюджетных средств;

4. обеспечивать сохранность государственной собственности и государственного имущества;

5. обеспечение своевременных платежей и расчетов;

6. выявление резервов увеличения всех финансовых ресурсов;

7. другие задачи.

2. Формы, виды и методы финансового контроля

Существует две формы контроля - это государственный и негосударственный (аудиторский).

Финансовый контроль классифицируется по разным критериям:

- по времени проведения:

o предварительный;

o текущий (оперативный);

o последующий.

- по субъектам контроля:

o президентский;

o контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

o контроль исполнительных органов власти;

o контроль кредитно-финансовых органов;

o внутрихозяйственный;

o ведомственный;

- по сфере финансовой деятельности:

o бюджетный;

o налоговый;

o валютный;

o кредитный;

o страховой;

o инвестиционный;

o контроль за денежной массой.

- по форме проведения:

o обязательный (внешний);

o инициативный.

- по методам проведения:

o проверки;

o обследования;

o надзор;

o анализ финансовой деятельности;

o наблюдение (мониторинг);

o ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых бухгалтерских операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макро уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. А на микро уровне -- это процесс разработки и утверждения финансовых планов, смет и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6