Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).
Таблица4
Объём, структура и динамика государственного долга РФ
|
1993г.
|
1998г.
|
2000г.
|
2004г.
|
|
Государственный долг, млрд. руб.:
|
155,7
|
3991,7
|
4479,7
|
3884,1
|
|
внутренний
|
17,2
|
757,9
|
557,4
|
842,1
|
|
внешний
|
140,5
|
3233,8
|
3922,3
|
3042,0
|
|
% ВВП:
|
71,3
|
148,7
|
61,3
|
29,9
|
|
внутренний
|
10,0
|
28,2
|
7,6
|
6,4
|
|
внешний
|
61,3
|
120,5
|
53,7
|
23,5
|
|
|
В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.
Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в февра-ле 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроце-нтным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заим-ствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета [18;37].
Внешний госдолг России имеет следую-щую структуру (табл.5).
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
( в млрд. долл.)
|
На 1 января
2003г.
|
На 1 января
2004г.
|
|
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий
|
124,4
|
121,0
|
|
%
|
97,9
|
97,8
|
|
По кредиторам правительств иностранных государств
|
52,3
|
54,0
|
|
%
|
41,1
|
43,65
|
|
В том числе задолженность: официальным кредиторам Парижского клуба
|
43,6
|
46,6
|
|
%
|
34,33
|
37,67
|
|
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба
|
4,9
|
4,4
|
|
%
|
3,85
|
3,56
|
|
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм
|
3,0
|
-
|
|
%
|
2,36
|
-
|
|
кредиторам Лондонского клуба
|
-
|
-
|
|
коммерческая
|
3,0
|
-
|
|
%
|
2,36
|
-
|
|
по кредитам международных финансовых организации
|
13,4
|
11,0
|
|
%
|
10,55
|
8,89
|
|
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте
|
49,5
|
49,8
|
|
%
|
38,97
|
40,25
|
|
Из них: еврооблигациионные займы
|
39,9
|
42,5
|
|
%
|
31,4
|
34,35
|
|
ОВГВЗ
|
9,6
|
7.3
|
|
%
|
7,55
|
5,9
|
|
По кредитам ЦБ РФ
|
6,2
|
6,2
|
|
%
|
4,88
|
5,01
|
|
Предельный размер предоставления гарантий
|
2,6
|
2,3
|
|
%
|
2,04
|
1,86
|
|
Государственный внешний долг Российской Федерации с учётом предельного размера гарантий
|
127,0
|
123,4
|
|
%
|
100,0
|
100,0
|
|
|
Сложившаяся структура государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномер-ным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок; изменением соотношения в структуре госдолга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54%); "привязкой" возможностей погашения госдолга в экспорту энергоносителей; относительной благопри-ятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зави-симостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энер-гоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который факти-чески выдается за профицит); крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга. [18;38]. Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.6).
Таблица 6
Показатели исполнения федерального бюджета за 1997-2002гг.*
|
1997г.
|
1998г.
|
1999г.
|
2000г.
|
2001г.
|
2002г.
|
|
Расходы - всего, млрд. руб.
|
500,0
|
468,1
|
676,9
|
1051,4
|
1354,6
|
2062,6
|
|
В том числе процентные, млрд. руб.
|
118,5
|
148,7
|
162,9
|
257,9
|
231,1
|
229,6
|
|
% общей суммы расходов
|
23,7
|
31,76
|
24,06
|
24,54
|
17,06
|
11,13
|
|
|
* По данным отчётов об исполнении федерального бюджета.
Относительно они сокращены более чем в два раза, но абсолютно возросли в 1,93 раза. При формальном профиците федерального бюджета начиная с 2000г. в бюджетах последних лет предусматривалось увеличение внутренних заимствований. На конец 2004г. предельный объем государственного внутрен-него долга утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. - до 1200 млрд. руб. На начало 1998г. аналогичный показатель утверждался в сумме 490,9 млрд. руб. Внутренние заимствования по бюджетному законода-тельству значатся источниками покрытия дефицита. Но если государство прибегает к ним при профиците бюджета, оно фактически превращает их в обычный инструмент фискальной политики для размещения свободных денег на рынке при абсолютной запущенности финансирования социальной сферы. Во всех странах, где темпы роста госдолга, в том числе внутренне-го, существенно превышают темпы прироста ВВП (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада), наблюдаются инфляцион-ные процессы даже при более благополучном положении, чем в России. В России инфляция и индекс потребительских цен остаются высокими и ежегод-но приукрашиваются официальной статистикой на фоне повышения тарифов на коммунальные услуги, цен на важнейшие потребительские товары. [18;39].
Рост внутреннего долга темпами, превышающими темпы роста ВВП, озна-чает ухудшение ситуации в экономике. Непродуманные внутренние и внешние заимствования в 1990-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а стар-шее поколение - в положение повинного в грехах властей. Очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении графиков погашения внешнего долга, где процентные платежи велики (табл. 7).
Таблица 7
Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации (по состоянию на 01.01. 2003г.) (в млрд. долл.)
Категория задолженности
|
2003г.
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
|
|
Од
|
%
|
Од
|
%
|
Од
|
%
|
Од
|
%
|
Од
|
%
|
Од
|
%
|
|
официальные кредиторы
|
4,
48
|
2,33
|
4,07
|
2,74
|
4,
01
|
2,61
|
2,31
|
1,82
|
2,39
|
1,70
|
2,52
|
1,58
|
|
Ценные бумаги
|
3,
65
|
3,27
|
1,12
|
3,05
|
3,
67
|
3,17
|
2,84
|
2,35
|
3,69
|
2,35
|
3,64
|
2,24
|
|
Долг перед международными финансовыми организациями
|
2,
71
|
0,66
|
2,26
|
0,59
|
1,
91
|
0,54
|
1,75
|
0,17
|
1,30
|
0,12
|
0,88
|
0,09
|
|
Кредиты ЦВ РФ Минфину России
|
|
0,22
|
0,70
|
0,31
|
1, 20
|
0,27
|
1,70
|
0,16
|
2.60
|
0,13
|
0,00
|
-
|
|
Всего
|
10,85
|
6,47
|
8,15
|
6,70
|
10,79
|
6,60
|
8,61
|
4,49
|
9,97
|
4,30
|
7,04
|
3,91
|
|
|
17,32
|
14,85
|
17,38
|
13,10
|
14,27
|
10,94
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|