скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственный долг Российской Федерации скачать рефераты

Основываясь только на данных о циклическом дефиците государственного бюджета, невозможно оценить эффективность бюджетно-налоговой политики. Это связано с тем, что наличие циклически не сбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов. Поэтому возникает необходимость использовать встроенные стабилизаторы экономики в совокупности с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики.

В результате совместного использования мер недискреционной и дискреционной бюджетно-налоговой политики возникает структурный дефицит, представляющий собой разность между расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующем уровне налогообложения. Там же. - С.277 Только с помощью структурного дефицита возможно рассматривать эффект воздействия на государственный бюджет изменений собственно бюджетно-налоговой политики и отделить его от всех прочих воздействий, например, со стороны изменения доходов.

Однако бюджетно-налоговая политика не всегда бывает эффективной в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что действия, предпринимаемые Правительством, воздействуют на экономику не сразу, а через определенный промежуток времени. Поэтому в краткосрочном периоде необходимо наличие встроенных стабилизаторов в экономике, которые ?включаются? без непосредственного вмешательства парламента. В качестве таких стабилизаторов в экономике, как правило, выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Там же. - С.275.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что через государственный бюджет осуществляется мобилизация денежных средств и их распределение в соответствии с нуждами государства.

Государственный бюджет является одним из инструментов бюджетно-налоговой политики, проводимой Правительством для воздействия на экономику страны. Государство может сознательно манипулировать государственными расходами, а также величиной налогов и трансфертов. Однако необходимо помнить о неэффективности сознательных изменений госрасходов и налогов в краткосрочном периоде. Поэтому возникает необходимость в наличии встроенных стабилизаторов, которые оказывают влияние на экономику автоматически, без вмешательства Правительства. В результате манипулирования государственными расходами и величиной налогообложения возникает дефицит государственного бюджета, наличие которого приводит к увеличению совокупного спроса. А увеличение совокупного спроса позволяет ограничить глубину экономического спада.

1.2. Государственный долг РФ и его последствия

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему---. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

· В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

· объем основного долга по кредитам;

· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

· государственный долг Российской Федерации;

· государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

· муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

· Рассмотри подробнее категорию внутреннего долга.

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:

· ревизия бюджета субъекта Федерации;

· передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;

· иные меры.

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

· рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);

· нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

Далее рассмотрим подробнее государственный внешний долг.

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:

· долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;

· кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

· задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;

· долги международным валютным финансовым организациям.

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом- это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом:

· конверсия-изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;

· консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

· унификация-объединение нескольких займов в один;

· аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

· реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Более подробно формы управления государственным долгом будут рассмотрены в третьей главе.

Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

· финансовое размещение- финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;

· бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;

· смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции предприятий.

Проблема управления государственным долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний и внутренний долг.

1.3. Воздействие дефицита на экономическое развитие РФ

Для России проблема экономического развития имеет чрезвычайно большое значение. Достижение устойчивых темпов развития откроет возможности для решения тяжелых социальных проблем, а также сделает возможным дальнейшее научно-техническое развитие и повышение уровня конкурентоспособности отечественных производителей.

На протяжении всей истории государственного долга и бюджетного дефицита в России происходили коренные изменения в статьях использования ресурсов государственного бюджета и размерах государственного долга. В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы экономического развития обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического развития во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений (создание ядерного оружия нового поколения и т.д.). с начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы.

Однако наиболее показательными годами в истории России при рассмотрении воздействия дефицита государственного бюджета на экономическое развитие несомненно являются 90-е гг. Это связано с переходом от командно-административной системы хозяйствования к рыночной.

Проведенные в России реформы привели к нарастанию инфляционных процессов и снижению ряда макроэкономических показателей, таких как объем промышленного производства, национального продукта и инвестиций в основной капитал. Поэтому перед Правительством стояла задача, заключающаяся в снижении темпов инфляции и достижения роста данных показателей. Для решения данных задач необходимо было использовать инструменты бюджетно-налоговой политики, в том числе государственный бюджет.

В 1991 году накануне экономических реформ размер дефицита бюджета превышал 20%. Поэтому для проведения соответствующей бюджетно-налоговой политики необходимо было навести порядок в бюджетной сфере, а также разработать механизм управления дефицитом государственного бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7