скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственные социальные внебюджетные фонды скачать рефераты

· индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для занимающихся частной практикой нотариусов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств -- в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

· индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, -- в размере 20,6% доходов, определя-емых исходя из стоимости патента;

· адвокатов -- в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу ад-вокатов коллегиями адвокатов;

· граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, -- в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

· граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен пенсионный взнос в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо ох источников финансирования.

Уплата страховых взносов в размере 1% с заработка работающих граждан возложена на работодателей (как юридических, так и физических лиц), производящих выплаты учитываемых при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм заработка.

Величина страхового взноса определяется путем умножения страхового тарифа на облагаемую доходную базу, в роли которой выступа-ет сумма оплаты труда (в денежном и натуральном выражении, по всем основаниям), из которой в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. исчисля-ется пенсия. Таким образом, состав доходов, учитываемых при назна-чении пенсии и при определении облагаемой страховым тарифом базы, должен быть идентичен.

Пенсионное обеспечение предусматривало исключение некоторых доходов и выплат при расчете облагаемой доходной базы. К ним отно-сились:

· выходное пособие при прекращении трудового договора, де-нежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний зарабо-ток, выплачиваемый в период трудоустройства работникам, уволен-ным по сокращению численности или ликвидации организации;

· льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

· материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;

· стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;

· стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;

· компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

· страховые платежи по договорам обязательного государствен-ного личного страхования и некоторые другие виды доходов.

Основным документом, которым регулируется финансовая дея-тельность Пенсионного фонда Российской Федерации, является его бюджет. Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов по его функци-онированию (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их ис-полнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законода-тельным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов -- по направлениям.

В настоящее время практика формирования доходов ПФРФ нуж-дается в доработке. Ее анализ убеждает в необходимости решения трех наиболее острых проблем, от которых во многом зависит дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения в стране. Во-первых, надлежит уже в самое ближайшее время принять меры, которые будут способствовать повышению уровня собираемости страховых взносов в ПФРФ. Во-вторых, необходимы поиски и включение в практику финансирования пенсионного обеспечения новых дополнительных источников и, в-третьих, следует в перспективе определить границы, условия и механизм контроля за коммерческим использованием временно сво-дных средств ПФРФ.

3. Анализ финансовой системы Пенсионного фонда РФ

Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждается в совершен-ствовании, но принесут ли пользу изменения, которые запланированы к внедрению?

Вектор реформирования государственных финансов в нашей стране в последние годы направлен на сниже-ние налогового бремени на хозяйствующих субъектов. Начиная с 2001 г. налоговый пресс на предприятия был снижен по всем основным видам налогов: по прямым, по косвенным, по налогам на персонал. Действитель-но, система обязательного социального страхования до-статочно сильно обременяет российскую экономику -- бюджет одного только Пенсионного фонда РФ в теку-щем году превысил 1 трлн. руб., составив в ВВП страны около 6,5%. Поэтому 2005 г. вполне логично был объяв-лен очередным годом существенного снижения нало-гового бремени на бизнес за счет единого социального налога, максимальная ставка которого сокращается на 9,6 процентных пунктов. И если вымывание доходной базы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования можно назвать очень серьезным, то положение Пенсионного фонда России вообще выглядит катастрофически - снижение ставки на 8 процентных пункта, или 29% доходов, учи-тывая неэластичность его расходов в отличие от других социальных внебюджетных фондов.

Потери доходной базы Пенсионного фонда РФ бу-дут покрываться из федерального бюджета страны. До конца 2004 г. половину суммы обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ страхователи (т.е. работодате-ли) уплачивали непосредственно в фонд, а половину, предусмотренную на выплату базовой части трудовой пенсии, опосредовано через федеральный бюджет, из которого поступившие суммы полностью перечисля-ются в Пенсионный фонд РФ. С 2005 г. из федерального бюджета будет перечисляться в Пенсионный фонд РФ вся поступившая сумма единого социального налога (ЕСН), но так же и субсидия фонду в связи с выпадаю-щими доходами.

Государство тем самым переходит к новой модели финансирования системы социального страхования населения страны -- субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств. Тем самым в корне меняется финансовая основа системы социального страхования страны, которая должна отличаться финансовой автономностью, утрачиваемой после снижения ставки обязательного платежа с 2005 г. В советский период истории страны Фонд государствен-ного социального страхования из которого финанси-ровалась выплата государственных пенсий был дотаци-онным. Этот фонд был консолидирован в государствен-ном бюджете СССР, при этом его собственные доходы не превышали 40%.

В рыночных условиях пенсионный механизм пред-ставляет собой механизм компенсации работнику ут-раченного заработка при наступлении пенсионных со-бытий за счет недоплаченной ему работодателем платы за труд. Безразлично, каким способом происходит ре-зервирование части дохода наемного работника -- пу-тем прямых вычетов из его заработной платы (когда пенсионные взносы уплачивает сам работник из своего заработка), либо косвенных удержаний (когда взносы уплачивает работодатель и на данную сумму сокращает оплату труда). В любом случае наемный работник дол-жен получать от своего работодателя двойную матери-альную выгоду, сформированную на основе двух фи-нансовых источников:

денежное вознаграждение - на обеспечение теку-щего потребления;

пенсионную страховку - на покрытие перспек-тивных потребностей.

Пенсионная страховка трудящегося человека в ры-ночной экономике входит в сферу ответственности биз-неса: для предпринимателя трудовые ресурсы - это основной фактор производства, использование данного ресурса налагает на бизнес обязанность обеспечить существование людей, чьим трудом создается прибыль предприятия. Причем эта ответственность носит персо-нальный характер - уровень эффективности бизнеса, со-здаваемый наемными работниками, требует от работо-дателя адекватности не только в оплате труда, но и в объе-ме пенсионной защиты. Вполне закономерна привязка размера пенсионных выплат к уровню квалификации, ин-тенсивности и продолжительности прошлой трудовой де-ятельности пенсионера, которые, в свою очередь, опре-деляют так же размер заработка. Государственное регу-лирование пенсионного механизма, преследующее уравнительные цели, искажает основную функцию пенси-онного страхования - функцию компенсации утрачен-ного трудового дохода: человек сокращает свое текущее потребление с тем, чтобы сохранить его уровень в тот период, когда он уже не будет работать. Поэтому логич-ным видится привязка размера пенсии к заработку, так как тот уровень жизни, к которому трудящегося при-учил работодатель, должен этим работодателем обеспе-чиваться и при выходе на пенсию через пенсионный ме-ханизм. В то же время, несомненно, что в разумных пре-делах государственное вмешательство необходимо для обеспечения сбалансированности процесса пенсионно-го страхования в общенациональных масштабах.

Однако планы перестройки с 2005 г. отечественного пенсионного механизма коренным образом меняют принципы пенсионных отношений в государстве. Теперь уже снимается единоличная финансовая ответ-ственность с предприятий за пенсионное обеспечение граждан, она субсидиарно разделяется с органами государственной власти. По сути, государство берет на себя не свойственные ему в рыночных условиях функции субсидирования обязанностей частного бизнеса. Пре-дусмотренная на 2005 г. доплата Пенсионному фонду РФ в объеме 75 млрд. руб. представляет собой целевую субсидию каждому хозяйствующему субъекту в среднем превышающую 90 тыс.руб.11 В настоящее время финансовую отчетность в ФНС представляют около 800 тыс. хозяйствующих субъектов, соответственно, 75 млрд.руб./800 тыс. предприятий = 90 тыс.руб., или дополнительную пен-сионную страховку каждому наемному работнику в раз-мере 1,1 тыс.руб.11 Сейчас в России около 66 млн. трудящихся, соответствен-но 75 млрд.руб./60 тыс. чел. = 1,1 тыс.руб.. Если же рассматривать последствия пенсионной реформы в отношении крупных предпри-ятий, на которых численность персонала составляет тысячи человек, то в отношении данных страхователей размер государственной субсидии на пенсионные цели уже будет измеряться миллионами рублей.

Трудно ожидать, что сокращение доходной базы госу-дарственной пенсионной системы удастся покрыть еже-годными субсидиями из федерального бюджета. Запланированные на 2006г. поступления в федеральный бюджет единого социального налога 266,5 млрд. руб. при ставке 6% свидетельствуют о том, что снижение ставки обязательных платежей на пенсионное страхование на 8 процентных пун-ктов означает уменьшение данного доходного источника на сумму, не менее 350 млрд. руб. Эти потери не покрыва-ются запланированной бюджетной дотацией в 75 млрд. руб. Накопленных в Пенсионном фонде РФ резервов явно не-достаточно для покрытия возникающего дефицита. К тому же, сформированный в 2000-2001 гг. пенсионный резерв из года в год имеет тенденцию к исчерпанию.

Рассмотрен и принят в первом чтении бюджет ПФР, по словам Батанова, все запланированные повышения и индексации пенсий в 2007 году будут сделаны, а дефицит бюджета будет покрыт из средств федерального бюджета. «По опыту работы этого года с дефицитом, Министерство финансов РФ выполняет обязательства точно в срок, и мы выплачиваем пенсии в полном объеме и в установленные сроки. Так же будет и в 2007 году»- заявил Геннадий Батанов22 Пенсионный Фонд РФ - http://www.pfrf.ru/

.

Правильность произведенных расчетов финансовых показателей Пенсионного фонда России на обязатель-ное пенсионное страхование удастся проверить только тогда, когда будет принят бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007г. Но в любом варианте органам исполни-тельной власти придется приложить немалые усилия для покрытия дефицита фонда, который может появиться впервые за многие годы. При этом становится непонят-на государственная политика по проведению пенсион-ной реформы в ситуации, когда меняются цели исполь-зования накопленного в 2000-2001 гг. значительного пенсионного резерва.

Ранее его задачей объявлялось покрытие ежегодно сужающейся доходной базы Пенсионного фонда Рос-сии в связи с привнесением в государственную пенси-онную систему начиная с 2002 года накопительных принципов, которые влекут за собой ежегодное выпаде-ние из текущих страховых взносов от 2 до 6 процентных пунктов в совокупном страховом тарифе (составляю-щем 28%) средней и молодежной группы страховате-лей, а так же неуклонным сокращением старшей груп-пы страхователей, чьи страховые взносы не изымаются в накопительную пенсионную систему из общих дохо-дов фонда. Первые годы внедрения накопительных эле-ментов подтвердили необходимость такого подстрахо-вочного инструмента как резервный фонд -- изъятия из текущих поступлений в фонд на накопительные счета граждан в 2002 г. составили 37,5 млрд. руб., на 2003 и 2004 гг. были определены в объеме 49,5 и 76,9 млрд. руб. соответственно. По сути, был запланирован и осуществ-лялся постепенный переток средств пенсионного ре-зерва на индивидуальные лицевые счета застрахован-ных лиц, тем самым решалась стабилизирующая задача устойчивого вхождения в новый виток пенсионной ре-формы. Оценка ресурсной базы Пенсионного фонда России 2005 г. совершенно не дает ответа на вопрос: каким образом будет решена дилемма внедрения нако-пительных принципов -- в ущерб текущим пенсионе-рам, когда рост размера пенсий будет заморожен, но при этом будет продолжено устойчивое наращивание пенсионных накоплений за счет текущих доходов фон-да, либо несмотря на и так незначительную накопи-тельную составляющую в ресурсах Пенсионного фон-да РФ (около 5-6% в бюджете фонда) часть средств пен-сионных накоплений будущих пенсионеров будет на-правлена на покрытие текущих расходов фонда?

Хотелось бы соразмерить предстоящие финансовые проблемы государственной пенсионной системы с ожидаемыми выгодами от новой модели пенсионного ме-ханизма. Авторы нововведений обычно ссылаются на настойчивые требования бизнеса по снижению избы-точного налогового бремени именного за счет единого социального налога, обещая при этом существенно по-высить эффективность своей работы и направить сэко-номленные ресурсы на повышение оплаты труда граж-дан страны. Можно ли ожидать, что не взысканные в будущем году с владельцев предприятий 350 млрд. руб. будут ими полностью распределены между двумя на-правлениями: повышение уровня жизни своего персо-нала и модернизацию своей производственной деятель-ности? Практика налоговых уступок государства биз-несу чаще всего дает отрицательный ответ.

По нашему мнению, в условиях когда подобным образом развиваются налоговые отношения между го-сударством и бизнесом совершенно не стоило ради ма-ловероятных положительных результатов ставить под угрозу финансовую устойчивость государственной пен-сионной системы. Причиной по которой Правитель-ство страны пошло на данный шаг является тупиковая ситуация, сложившаяся в связи с коренным изменени-ем финансового механизма системы социального стра-хования на протяжении 5 последних лет, в рамках про-ведения налоговой реформы. Органы власти объявляя курс на избавление бизнеса от избыточного налогового бремени получают в ответ настойчивые требования от предпринимателей на снижение самого отягощающего налога -- единого социального. Действительно, сово-купные платежи в государственные социальные внебюд-жетные фонды составляют порядка 7,5% ВВП страны (в 2004г. около 1,2 трлн.руб.), что значительно выше таких крупнейших налогов, как налог на прибыль орга низаций - 5,2% ВВП (в 2004г. около 0,8 трлн.руб.) и НДС - 4,6% ВВП (в 2004г. около 0,7 трлн.руб.).

Устоять против критики самого обременительного налога достаточно сложно. Но загнали себя реформато-ры в данную ситуацию самостоятельного - тогда, когда с 2001 г. обязательные платежи на социальное страхова-ние населения были объявлены налогом. Поэтому не-смотря на то, что по своей экономической природе стра-ховые взносы в социальные фонды налогами не являют-ся, за ними все больше и больше стали закрепляться на-логовые атрибуты. Еще имея страховое название (до 2001 г.) данные платежи уже обросли негативными качества-ми, свойственными налоговым инструментам и не ха-рактерным для страховых отношений: из-за того, что страхователь (т.е. работодатель) не получал материаль-ной выгоды от социальной страховки, он стремился ук-лониться от их уплаты скрывая облагаемую базу, либо наращивая задолженность. Действительный получатель социальной страховки - наемный работник был лишен реальных инструментов влияния на полноту уплаты обя-зательных платежей во внебюджетные фонды.

Вместо того, чтобы за счет повышения автономности работы государственных социальных внебюджетных фон-дов усилить в их работе положительные страховые каче-ства, из финансов социального страхования сделали на-логовое бремя. Хотя единственным рациональным путем реформирования системы социального страхования ви-дится правильное распределение ответственности за вы-полнение социальной функции в стране: государство дол-жно помогать тем, кто не трудоспособен и не был в состо-янии создавать прибавочный продукт, работодатели дол-жны обеспечить такое распределение прибавочного про-дукта между основными факторами производства, чтобы трудящиеся граждане смогли не только покрывать свое текущее потребление, но и создавать резерв на будущее. Для этого они сами должны быть страхователями на слу-чаи старости, болезни, инвалидности и т.п., т.е. платель-щиками обязательных платежей, в то время как, работо-датели, избавившись от излишнего для них налогового бремени должны перераспределить сэкономленную часть своих издержек на повышение оплаты труда.

Не стоило допускать сращивание финансовых ре-сурсов пенсионной и бюджетной систем. Теперь пенси-онные обязательства перед населением будут бременем не для бизнеса, а для федерального бюджета. Предусмотренная на 2005 г. дотация Пенсионному фонду Рос-сии в сумме 75 млрд. руб. отвлекает государственные ресурсы от решения проблем, с большим основанием относимым к сфере деятельности органов власти: эта сумма практически сопоставима с запланированными расходами на здравоохранение и спорт, которые явно нуждаются в дополнительных финансовых вливаниях. При этом весьма сомнительно, что удастся ограничит-ся такими незначительными (по меркам Пенсионного фонда РФ) субсидиями. При сохранении запланирован-ной на 2006 г. модели пенсионного механизма в неиз-менном виде, ежегодно будет ухудшаться финансовая база Пенсионного фонда России, несмотря на рост об-ременительности пенсионных обязательств для феде-рального бюджета.

Заключение

В данной работе сделана попытка раскрыть теоретическую основу вопроса. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ рассмотренного вопроса.

Внебюджетные фонды -- это обособленная часть финан-совых ресурсов органов государства и местного самоуправления, фор-мируемая за счет специальных источников, используемых по целе-вому назначению. Для организации финансирования целевых общегосударственных задач используются соответствующие внебюд-жетные фонды.

В настоящее время в Российской Федерации предприятия осуществляют платежи в следующие внебюджетные фонды:

1. Социальные внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· фонды обязательного государственного медицинского страхования;

· Фонд социального страхования.

2. Специальные фонды:

· дорожные фонды;

· природоохранные фонды;

· фонды развития территорий;

· отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.

3. Негосударственные фонды (негосударственные пенсион-ные фонды, общественные фонды и т.п.).

Социальные внебюджетные фонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей. Тарифы стра-ховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обя-зательного медицинского страхования устанавливаются федераль-ным законом в процентах от выплат в пользу работников, на-численных по всем основаниям.

Отчисления предприятий в негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды, на необязательное страхование и т.д. производятся предприятиями добровольно за счет собствен-ной прибыли.

Подчеркнем некоторые отличия реформированной пенсионной системы. В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода.

Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы.

Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.овым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР. 

Таким образом, подводя итог работе, хотелось бы отметить, что автор реализовал намеченную цель, поставленные задачи выполнил.

Список литературы

1. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006.

2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями //Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34

4. Батанов Г. Этапы пути //Социальная защита.- 2006.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2006.-№ 4)

5. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России //Вопросы экономики.- 2004.- № 7.-С.106-122

6. Вульф Л. Фиксированный взнос //Социальная защита.- 2006.- № 2.-С.8-12 (прил. "Пенсионное обеспечение".-2006.-№ 2)

7. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы //Экономист.-2006.- № 5.-С.59-65

8. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности //Человек и труд.- 2005.- № 9.-С.36-41

9. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? //Социальная защита.- 2006.- № 1.-С.З-6.- "Пенсионное обеспечение" - приложение к журналу "Социальная защита"

10. Пенсионному фонду - 15 лет //Свободный курс- 2005.- № 51.-вкладка

11. Трофимов А. О государственных внебюджетных фондах //Финансы.-2000.- N 10.-С. 20-21.

12. Трофимов Б. Главные цели - повышение качества услуг и обеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь.-2006.-№ 20 (май).-С. 16

13. Трофимов Б. Чтобы старость была в радость // алтайская правда. - 2006ю - 29 сент. - С. 5

14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России //Финансы.- 2003.- № 7.-С. 61-63.

15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы.- 2005.- № 1.-С. 58-60.

16. Федюркина Н. Сохранить, приумножить и помочь //Местное время.-2006.- 2 фев.-С. 5.

17. Ясин Е. До пенсии и после //Российская газета.- 2006.- 23 авг.- С. 5.

18. Государственное учреждение - Отделение пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю. - http://pfrinfo.altai.ru/

19. Пенсионный Фонд РФ - http://www.pfrf.ru/

Страницы: 1, 2