скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственные ценные бумаги РФ и их виды скачать рефераты

Банк России выполняет следующие операции на рынке ГКО:

- продажу облигаций на ММВБ Московская межбанковская валютная биржа по поручению Министерства финансов;

- покупку облигаций от своего имени и за свой счет на ММВБ;

- куплю-продажу облигаций на фондовой бирже от своего имени и за свой счет;

- погашение облигаций по поручению Министерства фи-нансов.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который яв-ляется видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

Рынок ГКО начал действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к середине года уже имел прочное положение.

Таким образом Центральный банк России получил еще один инструмент в виде краткосрочных облигаций для реализа-ции своей политики в сфере покрытия дефицита федерального бюджета. За счет эмиссии ГКО эмитенту удалось решить ряд серьезных проблем федерального бюджета. Доходы от реализа-ции государственных ценных бумаг, важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн. рублей, и в конце 1994 года ГКО за-нимали 12% в структуре внутреннего государственного долга.

В 1994 году был проведен 31 аукцион по размещению бес-купонных ГКО. К концу 1994 года общий объем выпусков ГКО в обращение превысил 12 трлн. рублей. Активно развивался вторичный рынок ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых заключили свыше 100 тыс. сделок на сумму 14,58 трлн. рублей. Доходность облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под воздействием конъюнктуры первичного рынка.

В летние месяцы 1995 года доходность рынка ГКО снизилась до 108 --115% годовых, сравнялась с доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций внутреннего валютного займа. Дальнейшие измене-ния на рынке ценных бумаг произошли в связи с установлени-ем «валютного коридора», что привело к «замораживанию» кур-са доллара и сделало вложения в валюту и валютные инстру-менты низкодоходными. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испыты-вал заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению.

Трудно оценить перспективы рынка ГКО, однако точно можно сказать, что федераль-ный бюджет не в состоянии обходиться без средств, получае-мых от продажи краткосрочных государственных облигаций. ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения.

3.2 Казначейские обязательства (КО)

Эти государственные ценные бумаги явля-ются по своей сути финансовым инструментом переходного пе-риода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокра-щение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) -- август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти цен-ные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стои-мость, процентную ставку, т.е. представляет собой самостоя-тельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осущест-вляется путем перевода того или иного количества казначей-ских обязательств на счета-депо первых владельцев в централь-ном уполномоченном депозитарии или на счета в других упол-номоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.

Рынок казначейских обязательств в I квартале 1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом обо-рот обязательств на межбанковском рынке за первые три меся-ца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привле-кающих казначейские обязательства для спекулятивных опера-ций и получения налоговых освобождений (пред-приятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость КО, привлекаемых под налоговые осво-бождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзве-шенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых.

Однако в это же время было официально объявлено об ог-раниченных сроках обращения казначейских обязательств (первое полугодие 1996 года). Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось к началу июня 1996 года, когда доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза, а к середине июня составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казна-чейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обяза-тельств, привлекаемых прежде всего под портфель.

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их рас-пределением, они направляются в банк или финансовую ком-панию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предпри-ятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, тер-пят убытки.

С января 1996 года эмиссия казначейских обязательств была прекращена, а срок погашения их последних выпусков был назначен на 28 марта 1996 года.

3.3 Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства -- облигации го-сударственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего де-фицита федерального бюджета. Указ Президента РФ № 836 от 09.08.1995 г. В настоящее время основным нормативном документом для ОГСЗ выступают Генеральные условия эмиссии и обращения ОГСЗ РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 379 от 16.05.2001 г. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпус-каются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бума-гами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период со-ставляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купо-нам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номи-нальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский харак-тер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или переда-чи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекатель-ными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бу-мажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобрете-ния должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность разме-щения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми орга-низациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, кото-рые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покуп-ки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по сред-невзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на вве-денные ограничения с целью не допустить сосредоточения об-лигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессио-налами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая се-рия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к перво-начальной доходности. В результате суммарная доходность пер-вого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитен-та можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соот-ветствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций вто-рого транша, была отклонена лишь одна. Об-лигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.

К началу января 1997 года Министерством финансов эмитиро-вано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, по-ступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по ку-понному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонно-му погашению выпусками.

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в

табл. 1. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004

табл. 1

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ

Облигации государственного сберегательного займа ОГСЗ

Эмитент

Правительство РФ

Форма эмиссии

документарная

Вид облигаций

на предъявителя, купонная

Валюта займа

рубль

Номинал

100 и 500 руб.

Срок обращения

1 год

Частота выплат по купону

4 раза в год

Размещение и обращение

внебиржевой рынок, СПФБ и др.

3.4 Перспективы развития рынка ценных бумаг.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

- концентрация и централизация капиталов;

- интернационализация и глобализация рынка;

- повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

- компьютеризация рынка ценных бумаг;

- нововведения на рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

- новые инструменты данного рынка;

- новые системы торговли ценными бумагами;

- новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

Заключение

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

Список используемой литературы

1. Алёхин Б. Есть ли в России рынок ценных бумаг?//Рынок ценных бумаг.-2001-№23.

2. Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2004.

3. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М, 2000.

4. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2001.

5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6. Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002, № 3. С. 46-50.

7. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг - М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Гражданский кодекс РФ, М.: 2003. Изд-во: Норма-Инфра-М.

9. Данилов Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг.// ЭКО. - 1995 - №2 - с.21-67.

10. Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - 2-еизд., переб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

11. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1999г.

12. Каратцев А. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учебное пособие. - М.: РДЛ, 1997.

13. Килячков А.А., Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело - М.: ЮРИСТ, 2002.

14. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000.

15. Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000 - №2.

16. Литвиненко Л.Т., Ништатов Н.П., Удалищев Д.П. Рынок государственных ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ, 1998.

17. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,

18. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002.

19. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004.

20. Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. - М.: Перспектива, 2002.

21. Пантеллев С.С. Рынок ценных бумаг //М., 1996

22. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. - М.: Финансы и статистика, 2001 г.

23. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 1997,гл. 2-4.

24. Семилютина Н.О. Государственные ценные бумаги. Проблемы эмиссии и обращения //Право и экономика, № 2; 3; 4, 1997

25. Ступаков Н. Л. Рынок ценных бумаг и иностранные инвестиции //Право и экономика, № 1, 1997

26. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

27. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

28. Ценные бумаги: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Берзона Н.И. - М.: ВШЭ, 1998.

29. Ценные бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С. Изюмин. - М.: Бизнес-Информ, 2005.

30. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

31. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

32. Шовинков С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит. 2004, №12.

Array

Страницы: 1, 2, 3