Государственное регулирование РЦБ
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до обли-гаций сроком 30, а иногда и 50 лет.
Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заин-тересован в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов и при этом может доказать, что ему как заемщику, должнику и предпринимателю можно доверять.
В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако слож-ный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гаран-тированном размещении ценных бумаг требует не только больших рас-ходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэ-тому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услу-гам профессиональных посредников - банков, брокеров, инвестицион-ных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.
Те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлече-ния дохода, являются инвесторами. На рынке денежных ценных бумаг в качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиен-тов (например, коммерческие банки одних корпораций предлагают дру-гим корпорациям). На рынке капитальных ценных бумаг наблюдается историческая эволюция от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных инвесторов. Появление институциональ-ных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг., Воз-никает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей фи-нансовых инструментов , а соответственно рассредоточения риска по-мещения средств в ценные бумаги.
Частные лица, как масса, население начинают вкладывать средс-тва в ценные бумаги лишь тогда, когда они достигают достаточной степени личного богатства, которым нужно управлять, то есть дер-жать в форме капитала - финансовых активов, приносящих доход.
Траст-департаменты коммерческих банков стали первыми институ-циональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли акти-вами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 милли-ардов долларов.
Крупнейшими инвесторами сначала в США, а затем и в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды - го-сударственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бу-маги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.
Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды - крупные финансовые уч-реждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, прино-сящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 мил-лиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.
Операции на биржах проводят только профессионалы, объединен-ные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники - мак-леры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых опе-рациях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионе-ры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение - куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписы-вают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны за свой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут пе-редавать кому-либо свои функции.
Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бу-маг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, ко-торые занимаются организацией и гарантированием реализации публич-ного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с по-тенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведуще-го гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных цен-ных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой. В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей компанией - инвестици-онным банком - является "Мерилл Линч". На конец 80-х годов у нее было несколько миллионов клиентов в США и за рубежом, в том числе частные лица, фирмы и правительства, она имеет около полусотни от-делений в 40 странах мира.
На российском рынке ценных бумаг также допускается деятельность посредников (финансовых брокеров и дилеров), специализированных инвестиционных компаний, занимающихся организацией выпуска ценных бумаг, выдачей гарантий по их размещению и куплей - продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет.
В настоящее время в качестве дилерско-брокерской сети действует Центральный банк (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тысячи территориальных банков, отделений, филиалов). А с 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.
Кроме того, в середине 1993 г. в России официально были признаны более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж. Крупнейшие 5 бирж расположены в Москве. Растет сеть институциональных инвесторов. Созданы первые саморегулирующиеся организации: две федерации фондовых бирж, ассоциация коммерческих банков, ассоциация небанковских инвестиционных институтов. Быстро развивается депозитарно-клиринговая сеть, в том числе на основе телекоммуникационных сетей, действующих в национальном масштабе.
Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность, об этом и пойдет далее речь.
Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно- техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:
- перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество,
- брокерская деятельность,
- дилерская деятельность,
- деятельность по организации торговли ценными бумагами,
- организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами,
- депозитарная деятельность,
- консультационная деятельность,
- деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,
- расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,
- расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами).
На основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и закона "О рынке ценных бумаг" можно дать следующие определения каждого вида деятельности и указать основные типы профессиональных участников, которые ей соответствуют:
- Брокерской деятельностью признается совершение сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения (финансовый брокер).
- Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (инвестиционная компания).
- Деятельность по организации торговли ценными бумагами - это предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, организованные внебиржевые системы торговли ценными бумагами).
- Депозитарной деятельностью признается деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги (специализированные депозитарии, расчетно-депозитарные организации, депозитарии инвестиционных фондов).
- Консультационной деятельностью признается предоставление юридических, экономических и иных консультаций по поводу выпуска и обращения ценных бумаг (инвестиционный консультант).
- Деятельность по ведению и хранению реестра - это оказание услуг эмитенту по внесению имени (наименования) владельцев именных ценных бумаг в соответствующий реестр (специализированные регистраторы).
- Расчетно-клиринговой деятельностью по ценным бумагам признается деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами (расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и кредитные учреждения).
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядо-чения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Госу-дарство может передать часть своих функций по регулиро-ванию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; пос-ледние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отно-шению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через об-щественное мнение. В конечном счете именно реакция широ-ких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регуля-тивных действий государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных усло-вий для работы всех участников рынка;
- защиту участников рынка от недобросовестности и мошен-ничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразо-вания на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
- формирование (в определенных случаях) новых рынков, под-держку необходимых обществу рынков и рыночных струк-тур, рыночных начинаний и нововведений;
- достижение каких-либо общественных результатов (напри-мер, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:
- создание нормативной базы функционирования рынка -- раз-работку законов, постановлений, инструкций, правил, ме-тодических положений и других нормативных актов, кото-рые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установ-ленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономичес-ких условий и при этом отражают проверенную временем истори-ческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными прин-ципами регулирования являются:
- разделение подходов в регулировании отношений между эми-тентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рын-ка--с другой. В первом случае регулируются отношения меж-ду владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязан-ным, во втором -- отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профес-сиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых ин-вестиционных -- выпускаемых массово, сериями, рынок ко-торых может быть быстро организован. Именно такие бума-ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку опе-рируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка -- эмитентах, круп-ных инвесторах и профессиональных участниках;
- обеспечение конкуренции как механизма объективного по-вышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирую-щими органами;
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещать-ся в одном лице;
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публич-ное обсуждение путей решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности российской систе-мы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей опреде-ленную историю и традиции;
- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударствен-ными органами управления - коммерческими и обществен-ными организациями.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сво-дится к следующему:
- идеологическая и законодательная функция (концепция раз-вития рынка, программа ее реализации, управление програм-мой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
- установление «правил игры» (требований к участникам опе-рационных учетных стандартов);
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рын-ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра-ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве-стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при-менение санкций);
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (госу-дарственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый ры-нок других видов государственного регулирования (моне-тарного, валютного, фискально-го, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государствен-ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло-жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво-дительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло сво-его решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:
- крупнейшим эмитентом (финансирование государственно-го долга) и инвестором (государственная собственность в цен-ных бумагах предприятий и банков, централизованные ка-питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);
- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;
- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государство на российском рынке ценных бумаг выс-тупает в качестве:
- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш-ленных предприятий;
- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при-ватизационных аукционов;
- регулятора -- при написании законов и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули-рование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря-мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рын-ка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участ-ников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко-номические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде-ние от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за-работной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет-ные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные пред-приятия, природные ресурсы и земли).
Структура государственных органов, регулирующих рынок цен-ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:
- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре-зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент-ральный банк РФ и небанковские государственные органы;
- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива-тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);
- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:
а) Глав-ное правовое управление и Контрольное управление Администра-ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля-ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре-зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через феде-ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо-ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол-нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра-боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж-дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;
в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль-ным органом исполнительной власти по проведению государ-ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу-маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФСФР принимает решения по вопросам регу-лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор-мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.
ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при-остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще-ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима-ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают-ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа-ях, предусмотренных законодательством РФ.
г) Министерство финансов РФ (Минфин России) - Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:
- представителя эмитента государства, выполняющего все функ-ции по выпуску государственных ценных бумаг на федераль-ном уровне;
- государственного органа регулирования рынка.
В качестве эмитента государства Министерство финансов Рос-сии разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю-чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа-ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид-ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин-фин РФ:
- устанавливает правила совершения операций на рынке, уче-та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин-фина выведен также оборот валютных ценностей);
- аттестует специалистов на право ведения операций с цен-ными бумагами (за исключением персонала банков), конт-ролирует использование квалификационных аттестатов, при-меняет санкции;
- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением цен-ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
- регулирует совместно с Банком России выпуск и обраще-ние государственных ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:
- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ блан-ков ценных бумаг;
- ведет государственный реестр акционерных обществ;
- ведет реестр инвестиционных институтов;
- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич-ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ-ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра-вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин-гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска-ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига-ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче-ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюдже-та, Центральный банк выступает агентом по платежам, связан-ным с обслуживанием внутреннего государственного долга в фор-ме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком-мерческих банков -- профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую -- консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле госу-дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно-сти в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бу-маг осуществляет:
- установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инстру-ментами;
- регулирование и контроль операций банков с ценными бу-магами;
- аттестацию специалистов банков на право ведения опера-ций с ценными бумагами;
- регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
- регулирование выпуска и обращения государственных цен-ных бумаг (совместно с Минфином России);
- ведение реестра ценных бумаг банков;
- регистрация и ведение реестра акционерных обществ -- банков;
- подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регу-лировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг -- валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.
Значительную часть регулирующих функций по рынку цен-ных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.
Особая сфера ответственности Банка России -- «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью -- регулирование объемов денежной массы в обращении;
д) Министерство государственного имущест-ва РФ осуществляет:
- регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;
- установление правил, регистрацию и контроль за преобра-зованием государственных предприятий в акционерные об-щества при приватизации;
- лицензирование, регулирование и контроль за деятельно-стью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;
- лицензирование, регулирование и контроль управляющих че-ковыми инвестиционными фондами, регистрацию выпус-ков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
- установление правил учета и отчетности чековых инвести-ционных фондов;
- разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).
Кроме того, Мингосимущество России:
- определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депо-зитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;
- регулирование порядка применения доверительной собствен-ности (траста), определяет содержание и порядок заключе-ния трастовых договоров;
- осуществляет совместно с Министерством РФ по антимо-нопольной политике и поддержке предпринимательства ре-гулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные об-щества;
- регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;
- определяет порядок операций с ценными бумагами при ре-организации или ликвидации предприятий по делам, нахо-дящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);
е) Российский фонд федерального имущества - выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как:
- продажа акций в процессе приватизации;
- управление портфелем акций, находящихся в собственнос-ти государства, включая осуществление полномочий соб-ственника на собрании акционеров;
- приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;
ж) Министерство РФ по антимонопольной по-литике и поддержке предпринимательства (МАП) - в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении моно-полистической деятельности на товарных рынках» и рядом норма-тивных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет:
- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
- определение порядка признания юридических лиц контро-лирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
- согласование создания холдинговых компаний при преоб-разовании государственных предприятий в акционерные об-щества, определение пакета акций как контрольного;
- согласование создания акционерных обществ путем добро-вольных объединений государственных предприятий;
- согласование создания финансово-промышленных групп;
- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, при-остановление лицензий на право операций с ценными бу-магами по результатам контроля;
- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опци-онных контрактов через Комиссию по товарным биржам;
з) Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение цент-рализованных инвестиций. С 1993 г. происходит последователь-ное усиление деятельности Минэкономики России на рынке цен-ных бумаг в:
- разработке политики формирования рынка в рамках обще-экономической политики;
- законотворческой области;
- стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в цен-ные бумаги;
- экспертизе и согласовании создания финансово-промыш-ленных групп.
2.3 Система государственной регистрации ценных бумаг
Система государственной регистрации ценных бумаг построена на присвоении их выпуску номера государственной регистрации. Извест-но, что с передачей ценной бумаги новому владельцу переходят все права, удостоверяемые данной ценной бумагой. В случаях с именными ценными бумагами для осуществления и передачи прав, удостоверен-ных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в спе-циальном реестре, называемом реестром акционеров. Обычно этот ре-естр ведется в компьютеризованном виде.
Рассмотрим системы регистрации ценных бумаг, принятые на тер-ритории Российской Федерации для следующих видов ценных бумаг:
- государственных ценных бумаг;
- корпоративных ценных бумаг;
- ценных бумаг акционерных обществ;
- ценных бумаг, эмитированных банками.
Государственные ценные бумаги
Структура номера государственной регистрации определена при-казом по Министерству финансов РФ от 21 января 1999 г. № 2н «О порядке формирования государственного регистрационного номе-ра, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъек-тов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг». Госу-дарственный регистрационный код состоит из одиннадцати значащих разрядов
- Корпоративные ценные бумаги
Структура номера государственной регистрации корпоративных ценных бумаг описана в инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации», введенной в действие инструктивным письмом Министерства финан-сов РСФСР от 3 марта 1992 г.
XlX2X3X4X5X6X7X8X9XlОX11 где:
XlX2 - буквенный код, указывающий на принадлежность эмитента Российской Федерации
X3X4 - тип ценой бумаги, срок обращения и вид дохода по ценной бумаге:
21 - для бескупонных государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года;
22 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года и переменным купонным доходом;
23 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года и постоянным купонным доходом;
24 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 до 5 лет с переменным купонным доходом;
25 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 до 5 лет с постоянным купонным доходом;
26 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет с постоянным купонным доходом;
27 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет с переменным купонным доходом;
28 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 1 года до 5 лет;
29 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 5 до 30 лет.
X5X6X7 - порядковый номер выпуска ценных бумаг данного вида эмитента
X8X9XlО - буквенный код, указывающий на эмитента ценных бумаг
X11 - резерв.
Структура кода государственной регистрации государстнепиых цепных бумаг:
В качестве примера рассмотрим ценную бумагу с номером госу-дарственной регистрации 73-1-0289. Эта ценная бумага является ак-цией, зарегистрированной в регистрирующем органе под номером 289. Следовательно, номер государственной регистрации корпоративных ценных бумаг несет информацию о виде ценных бумаг и позволяет
определить, где они были зарегистрированы. Так, если первые две позиции 77-, то данная ценная бумага зарегистрирована в г. Москве.
Х1Х2-ХЗ-Х4Х5Х6Х7.
Х1Х2 - Номер кода территории по административно-территориальному делению Российской Федерации
ХЗ - Информация о виде ценных бумаг:
1 - акции акционерных обществ
2 - облигации
3 - облигации органов государственной
власти и управления 6 -- жилищные сертификаты
4Х5Х6Х7 - Номер регистрации по порядку для данного вида ценных бумаг.
Структура кода государственной регистрации корпоративных пенных бумаг:
При регистрации документов, например на выпуск жилищных сертификатов, выдается акт государственной регистрации жилищных сертификатов с указанием даты и кода государственной регистрации. Код государственной регистрации строится следующим образом.
Например:
ХХ-6-ХХХХХ, где
- первая позиция указывает на код территории по администра-тивно-территориальному делению Российской Федерации;
- вторая позиция (цифра 6) указывает на вид ценных бумаг -жилищные сертификаты;
- третья позиция указывает порядковый номер государственной регистрации выпуска жилищных сертификатов в реестре реги-стрирующего органа.
В настоящее время рассмотренная методика присвоения кода го-сударственной регистрации не используется.
Ценные бумаги кредитных организаций:
Структура номера государственной регистрации ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациями, определена в приложении № 6 к инструкции № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Феде-рации», введенной в действие Центральным банком России 17 сентяб-ря 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Государственный регистрационный номер ценных бумаг, выпус-каемых кредитными организациями, состоит из девяти значащих раз-рядов. Каждый из них несет определенную смысловую нагрузку, и присутствие его в регистрационном номере обязательно. Данный номер можно характеризовать как смешанный, так как при его форми-ровании используются и цифровое, и буквенное обозначения. Причем для банков и небанковских кредитных организаций регистрационный номер имеет свои отличительные особенности, например:
Х-ХХ-Х-ХХХХ-В - для банков;
Х-ХХ-Х-ХХХХ-С - для небанковских кредитных организаций.
Структура регистрационного номера имеет вид
Х1-Х2Хз-Х4-Х5Х6Х7Х8-Х9
Х1 - Вид ценной бумаги:
1 - для акций, эмитированных банком
2 - для облигаций
3 - 9 - зарезервированы для других видов ценных бумаг
Х2Х3 - порядковый номер типа одного и того же вида ценных бумаг
Х4 - 1 - для конвертируемых ценных бумаг, 2 - 9 - резерв для любых ценных бумаг
Х5Х6Х7Х8 - номер банковской лицензии эмитента
Х9 - обозначения:
В - для банков-эмитентов
С - для кредитных учреждений-эмитентов
Структура регистрационного номера ценных бумаг,выпускаемых кредитными организациями:
Так, ценная бумага, имеющая номер государственной регистрации 10301396В, обозначает третью эмиссию акций банка, имеющего бан-ковскую лицензию № 1396.
Коммерческий банк с лицензией номер 132657 выпускает приви-легированные акции, которые являются четвертым по счету типом акций, выпускавшихся данным банком. Государственный регистраци-онный номер данного типа акций будет следующим: 1040132657В.
Приведем еще один пример. Коммерческий банк с лицензией номер 7421 выпускает облигации, которые являются первым по счету типом облигаций, эмитированных данным банком. Государственный регистрационный номер данного типа ценных бумаг будет следую-щим: 20107421В.
Следовательно, информация, которая содержится в номере цен-ной бумаги, выпущенной банком, позволяет определить ее вид и тип, а также установить эмитента (по номеру банковской лицензии).
Таким образом, каждая эмиссия ценных бумаг, осуществляемая в Российской Федерации, подлежит государственной регистрации с присвоением выпуску государственного регистрационного номера. Регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от ста-туса эмитента, будь то государственные органы управления, субъекты Федерации или органы местного самоуправления, акционерные обще-ства, банки и иные кредитные организации.
Государственными регистрирующими органами в настоящее время являются Министерство финансов РФ, Федеральная служа по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации. Государственный регистрационный номер входит в состав рекви-зитов ценной бумаги; отсутствие этого номера делает ее ничтожной.
Государственные ценные бумаги:
Важным элементом российского рынка ценных бумаг является его финансовое наполнение, т.е. совокупность финансовых инструментов, допущенных к обращению. Всю совокупность российских ценных бумаг можно разделить на две большие группы: государственные и корпоративные ценные бумаги. Государственные ценные бумаги яв-ляются финансовым инструментом, обслуживающим государствен-ный внутренний долг, и представляют собой облигации и векселя Министерства финансов РФ. Корпоративные ценные бумаги на рос-сийском рынке представлены в основном акциями.
Х1-Х2 ХЗ-Х4Х5 Хб Х7 Х8-Х9
Х1 - Вид эмисионной ценной бумаги:
1 - обыкновенные акции
2 - привилегированные акции
3 - конвертируемые акции
4 - облигации
5 - конвертируемые облигации
6 - опционные свидетельства на покупку
7 -- опционные свидетельства на продажу
8; 9 -- резерв
Х2Х3 - Порядковый номер вы пуска данного вида ценных бумаг
Х4Х5 Хб Х7 Х8 -код эмитента
Х9 - Часть кода эмитента, обозначающая ценную бумагу:
В -- банка
С -- небанковской кредитной организации
A, D, Е, F -- открытого акционерного общества
Н, J, К, N, Р -- закрытого акционерного общества
Y -- инвестиционного фонда
Z -- страховой организации
R, S, Т -- иной организации
L, G, M, Q, U, V, W, X - резерв
2.4 Проблемы современного РЦБ России
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
- преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;
- целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;
- улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства;
- повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);
Страницы: 1, 2, 3
|
|