скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Формирование и распределение Стабилизационного фонда в России скачать рефераты

3 Распределение стабилизационного фонда Российской Федерации

3.1 Распределение средств в соответствии с законодательством

В соответствии с законодательством РФ средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.3.

В начале 2006 г. Счетной палатой была проведена проверка по вопросам формирования и использования Стабилизационного фонда Российской Федерации и по вопросам эффективности размещения средств Стабилизационного фонда.

По результатам проверки Счетной палаты работы Стабилизационного фонда в 2005 г. было определено, что механизм, обеспечивающий юридическую безопасность средств Стабилизационного фонда при их инвестировании в долговые обязательства иностранных государств не утвержден, и по этому операции по управлению средствами Стабилизационного фонда не проводились.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

1) 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

2) 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

3) 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

4) 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации ОТЧЕТ о результатах проверки формирования, использования и  управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации в 2005 году в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном казначействе и Банке внешнеэкономической деятельности СССР.

Счетная палата РФ 24 мая 2007 г. включила в план проверок на этот год проверку расходования средств Стабилизационного фонда в 2006 г. Об этом заявил на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой зампред Счетной палаты Александр Семиколенных. По мнению Счетной палаты: средства Стабилизационного фонда расходуются нецелесообразно. "Деньги там лежат без движения, то что при этом наше государство еще и заимствует деньги - это мы не одобряем", - подчеркнул А. Семиколенных «Политический журнал» №15-16 (158-159) 21 мая 2007.

Счетная палата уже предлагала различные варианты инвестирования средств из Стабилизационного фонда. Она считает, что деньги, накопленные государством, необходимо инвестировать.

Стерилизуемая Стабилизационным фондом денежная масса является одним из основных факторов сдерживания инфляции. Средства фонда разрешено тратить на два приоритетных направления - покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату внешних долгов. Так, правительство собирается в ближайшие несколько лет погасить долг в 43 миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов. Средства, необходимые для этого, будут изыскиваться в том числе и из Стабилизационного фонда.

3.2 Предложения по возможному использованию средств Стабилизационного фонда

Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет Стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться этими деньгами? 25-26 июня 2005 г. ВЦИОМ был проведен Всероссийский опрос. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента www.wciom.ru/Пресс-выпуск №244. Данные опроса приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Данные Всероссийского опроса на тему: « Как распорядиться сбережениями Стабфонда»

Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться этими деньгами?

Вложить в реформу системы здравоохранения

213 чел

Повысить пенсии

184 чел

Вложить в сельское хозяйство

178 чел

Повысить зарплаты бюджетникам

171 чел

Вложить в промышленность, построить современные предприятия

158 чел

Вложить в реформу системы образования

125 чел

Построить современные дороги

118 чел

Повысить другие социальные выплаты (инвалидам, сиротам и т. д.)

99 чел

Погасить досрочно внешний долг страны

92 чел

Вложить в фундаментальную науку и в сферу высоких технологий

86 чел

Профинансировать перевооружение российской армии

39 чел

Стабилизационный фонд трогать нельзя, это неприкосновенный запас на случай резкого падения цен на нефть

33 чел

Профинансировать улучшение экологической обстановки

26 чел

Вложить в дорогостоящие проекты, поднимающие мировой престиж страны (освоение космоса, проведение Олимпиады в России, постройку высокоскоростной магистрали Москва- Петербург и т. п.)

13 чел

Профинансировать модернизацию электроэнергетической системы России

6 чел

Другое

7 чел

Затрудняюсь ответить

46 чел

Причем по данным того же опроса большинство людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а не уходили на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Данные опроса на тему: « Правильно ли поступает правительство?»

Как Вы считаете, правильно ли поступает правительство, которое готово расходовать средства стабилизационного фонда только на досрочное погашение внешнего долга?

Всего опрошенных

Сторонники политических партий

«Единая Россия»

КПРФ

ЛДПР

«Родина»

Да

23%

29%

18%

22%

22%

Нет

61%

57%

72%

62%

69%

Затрудняюсь ответить

16%

14%

11%

16%

9%

При этом не зависимо от политических пристрастий, уровня доходов, уровня образования подавляющее число опрошенных считает, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда, то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги наших компаний, что показывают данные приведенные в таблице 3.3

Таблица 3.3

Данные опроса на тему: «Как и где хранить средства Стабфонда»

Как Вы считаете, где и как правительство должно хранить средства Стабилизационного фонда

Всего опрошенных

Оценка своего материального положения

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Плохое, очень плохое

В России - в рублях, в отечественных банках, в ценных бумагах российских предприятий, компаний

76%

70%

78%

74%

За рубежом - в иностранной валюте, в зарубежных банках, в ценных бумагах зарубежных предприятий, компаний

9%

17%

9%

7%

Затрудняюсь ответить

15%

12%

13%

19%

3.3 Мои предложения по возможному использованию средств Стабилизационного фонда

Я считаю, что сверхдоходы от экспорта нефти, которые формируют стабилизационный фонд, можно было потратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем, снижать налоги избирательно, прежде всего стимулируя рост высокотехнологичных отраслей, отраслей, имеющих экспортный потенциал, не сырьевой, и за счет этого как раз снизить зависимость экономики нефтяного фактора, ведь запасы нефти даже в нашей стране не безграничны.

На что нужно тратить деньги? Я думаю, что это вопрос, который зависит от того, какие общество цели ставит.

Если мы ставим цель, например, повышение здоровья нации, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, то тогда, в первую очередь, на медицину. Потому что резкое сокращение расходов на медицину привело сегодня к катастрофическому состоянию.

Если ориентироваться на развитие российского производителя то не надо изымать эти деньги из экономики, а путем снижения налогообложения оставить их конкретным хозяйствующим субъектам, которые используют эти деньги на те же самые инвестиции, но в своем конкретном производстве. Например, оставить их малому бизнесу; оставить их оборонному комплексу, у которого есть экспортный потенциал; оставить их отраслям, которые в состоянии обеспечить инновации. А то, что бюджет страны не доберет за счет снижения налоговых сборов покрыть средствами Стабилизационный фонда, ведь он и предназначен для покрытия дефицита бюджета. Хотя из-за снижения налоговых ставок собираемость налогов может увеличиться или остаться на том же уровне, ведь кто-то из производителей решиться выйти из «тени».

Довольно странно было видеть, как наш президент убеждал иностранных инвесторов вкладывать деньги в российскую экономику в Петербурге во время встречи глав «Большой восьмерки», в то время как сам, будучи главным потенциальным инвестором, с огромным Стабилизационным фондом, ничего с этими деньгами не делал.

За счет средств Стабилизационного фонда власть может вернуть доверие народа к себе! Наше правительство тратит огромные деньги Стабилизационного фонда на выплату внешних долгов. Но известно, что Конституционный суд в 1993 году обязал правительство признать внутренний долг нашего народа Конституционный суд РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 мая 1993 г. N 12-П. В этой связи можно предложить правительству израсходовать часть Стабилизационного фонда на выплату некоторым социально незащищенным категориям граждан части денег для погашения сбережений, утраченных в результате реформ. Кстати, это было бы абсолютно правильно, даже по логике того Стабфонда, который сегодня есть и защищен законом, потому что внутренний долг перед вкладчиками Сбербанка - это такое же обязательство власти, как и перед иностранными кредиторами, тем более что денег в Стабфонде гораздо больше, чем нужно сегодня на выплату внешнего долга. Вернуть в число кредиторов собственных граждан - это обязанность власти, и это будет работать в плюс, потому что наше население! Его сбережения могут явиться источниками внутренних инвестиций.

Сейчас наша страна стала заложницей Стабфонда. Идет гигантский приток нефтедолларов в страну. Если Центральный банк не вмешивается или почти не вмешивается в ситуацию, буквально через несколько недель в этом случае доллар начинает стоить порядка, скажем, 20 рублей за доллар. Может быть, 13. Что это означает? Это означает, что автоматически наши товаропроизводители становятся в два раза менее конкурентоспособны по отношению к импорту, с соответствующим закрытием производства, потерей рабочих мест и прочее, прочее. К сожалению, те несколько лет, когда рубль был сильно девальвирован после известного кризиса 98-го года, были потрачены не на переделку технологической базы, не на улучшение корпоративной культуры и менеджмента, а на дележ собственности.

А вот о том, как средства фонда инвестируются, о том, как они должны быть защищены от инфляции, на этот счет окончательного решения нет. И это, кстати, один из упреков, который регулярно и совершенно справедливо предъявляется авторам идеи Стабилизационного фонда. Эти деньги фактически обесцениваются, как минимум, в меру российской инфляции, потому что в лучшем случае и то частично они размещаются в западные ценные бумаги, доходность которых сейчас чрезвычайно низка.

Заключение

Я считаю, что цели поставленной мной в начале работы я достиг.

В данной работе я показал историю становления Стабилизационного фонда нашей страны, привел примеры подобных фондов в других странах. Проанализировал эффективность использования средств фонда. При помощи данных Всероссийского центра исследования общественного мнения рассказал о предложениях по использованию средств, об отношении людей к намерениям правительства в отношении хранения и использования активов Стабилизационного фонда. Высказал свои предложения по их использованию.

В экономических ВУЗах учат будущих экономистов зарабатывать деньги, вкладывать заработанные деньги и преумножать их, просчитывать возможные финансовые риски, просчитывать вероятные потери и пытаться их исключить либо свести их к минимуму. Но, к сожалению, наши министры ответственные за экономическое состояние страны научились только копить деньги, складывая их мертвым грузом. Такой вывод мне позволяет сделать анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда.

Если деньги аккумулированные в Стабилизационном фонде нельзя пустить в оборот, из-за опасения роста инфляции, зачем покупать деньги других стран? Не лучше ли хранить резервы в золоте или других драгметаллах создавая золотой запас страны который не подвержен инфляции. Именно этим путем идет Китай, который наращивает свой золотой запас. И мы можем видеть какими темпами развивается экономика Китая.

Тут же уместно вспомнить нашу историю - экономическую политику, которую в своё время проводил выдающийся министр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известность получила его денежная реформа 1895 -- 1897 гг., в результате которой российский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира. Витте не накапливал свободные деньги в стабфондах, а расходовал их на строительство железных дорог, развитие промышленности, науки и образования. В результате за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объём промышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.

В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно -- в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

Сейчас самым приоритетным, самое эффективным направлением использования средств Стабилизационного фонда - это финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

Список литературы

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации

2) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с изменениями от 29 июня, 28 июля, 20 августа, 10 ноября 2004 г.)

3) Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изменениями от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)

4) Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изменениями от 26 июля 2006 г.)

5) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. "О бюджетной политике в 2006 году"

6) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году"

7) Приказ Министерства финансов РФ от 22 мая 2006 г. N 157

8) Приказ Министерства финансов РФ от 22 мая 2006 г. N 158

9) Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229

10) Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 31

11) «Российская Бизнес - газета» №520 от 23 августа 2005 г.

12) Общественно - политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) от 28 ноября 2003 г.

13) «Московские новости» №41 от 29 октября 2004 г.

14) «Политический журнал» №15 -16 (158 - 159) от 21 мая 2007 г.

Страницы: 1, 2, 3