скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Формирование и распределение прибыли промышленного предприятия скачать рефераты

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично предположить рез-кое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на произ-водство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных за-трат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлурги-ческая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес сто-имости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально ус-таревшего оборудования.

В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости до-бычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие уве-личения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализа-ции продукции, определяемые спросом, уровень себестоимос-ти, но без ущерба для качества потребительских товаров.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приво-дит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по сле-дующим причинам:

* часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, под-готовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной вели-чины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые вы-пускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к про-дукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

* остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определен-ных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная пред-оплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

* часть товаров отгруженных не оплачена в срок поку-пателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предпри-ятию все же следует работать в направлении получения до-ходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить ком-мерческий кредит;

* продукция отгружена и получена покупателем, но пос-ледний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наи-более вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, свя-занные с выбытием основных фондов, не оказывали замет-ного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного обо-рудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвоз-мездная передача основных средств предприятию, не отно-сятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицатель-ным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения эко-номической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой про-дукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для заплани-рованного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематери-альных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для ис-числения прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных акти-вов с учетом расходов по их доведению до состояния, в ко-тором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать цен-ные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложе-ние средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

В составе внереализационных операций наиболее доход-ными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предпри-ятия. Конкретные направления и структура финансовых вло-жений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективнос-ти. Непрофессиональный подход к этому вопросу может при-вести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в нелик-видные ценные бумаги. В настоящее время практически ни-какие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвес-тициям очень взвешенно.

Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертифика-тов, и процентная ставка налога с полученных доходов.

Важнейшим вопросом управления процессом формиро-вания прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является макси-мизация доходов, что позволяет обеспечивать финансиро-вание большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой при-были. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых нало-гов в рамках действующего законодательства, предотвраще-нием непроизводительных выплат.

4. Анализ формирования и распределения прибыли ООО «В-Инвест»

4.1 Анализ формирования чистой прибыли предприятия

Чистая прибыль является одним из важнейших экономиче-ских показателей, характеризующих конечные результаты дея-тельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесен-ных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, от-числений в благотворительные фонды и других расходов пред-приятия, покрываемых за счет прибыли.

Определим сумму нераспределенной чистой прибыли для предприятия «В-Инвест» за первые 6 месяцев 2005 г.. Данные таблицы 4.1 показывают, что фактическая сумма нераспределенной чистой прибыли выше плановой в отчетном периоде на 850 тыс. руб. (12650 - 11800=850 тыс. руб.), или на 7,2% (112650/11800=107,2%). Ее величина зависит от факторов изменения балансовой прибыли и факторов, опреде-ляющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций в общей сумме прибыли.

Таблица 4.1

Определение суммы нераспределенной чистой прибыли ООО «В-Инвест» за первое полугодие 2005г.

Уровень показателя, тыс. руб.

Удельный вес в балансовой прибыли, %

План

Факт

+,-

План

Факт

+,-

1 . Балансовая

Прибыль

18500

20000

+1500

100,0

100,0

--

2. Налоги

из прибыли

6300

6800

+500

34,05

34,0

-0,05

В том числе.

Налог на имущество

1700

1820

+ 120

9,19

9,10

-0,09

Налог на прибыль

4440

4806

+366

24,0

24,03

+0,03

Прочие налоги

и сборы

160

174

+ 14

0,86

0,87

+0,01

3. Экономические

санкции по плате-

жам в бюджет

400

550

+ 150

2,17

2,75

+0,58

4. Нераспределен-

ная чистая прибыль

(п.1-п.2-п 3)

11 800

12650

+850

63,78

63,25

-0,53

Чтобы определить изменение суммы нераспределенной при-были за счет факторов первой группы, необходимо изменение балансовой прибыли за счет каждого фактора умножить на пла-новый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме балан-совой прибыли:

Изменение суммы нераспределенной прибыли за счет изменения балансовой прибыли

Рассчитаем изменение сумы нераспределенной прибыли за счет других факторов 1 группы, данные занесем в таблицу 4.2.

Прирост нераспределенной чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удель-ного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме балансовой прибыли на фактическую ее величину в от-четном периоде:

Рассчитаем прирост нераспределенной прибыли за счет изменения налога на прибыль:

И также по все остальным факторам 2 группы, полученные данные занесем в таблицу 4.2.

Таблица 4.2

Расчет влияния факторов на изменение суммы нераспределенной прибыли ООО «В-Инвест» за первое полугодие 2005г.

Факторы изменения нераспределенной прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы,

тыс. руб.

1 . Изменение общей суммы

балансовой прибыли

+ 1500x0,6378

+956,7

1.1. Прибыль от реализации

продукции

+ 11396x0,6378

+890,4

1.1.1. Объем реализации продукции

-158x0,6378

-100,8

1.1.2. Структура реализованной

продукции

+536 х 0,6378

+341,9

1.1.3. Средние цены реализации

+3335 х 0,6378

+2127,1

1.1.4. Себестоимость продукции

-2317x0,6378

-1477,8

В том числе за счет роста:

цен на ресурсы

-2118x0,6378

-1350,9

ресурсоемкости

-199x0,6378

-126,9

1.2. Сальдо операционных доходов

и расходов

+ 150x0,6378

+95,7

1 .3. Сальдо внереализационных

финансовых результатов

-46 х 0,6378

-29,3

1.3.1. Штрафы и пени полученные

+80 х 0,6378

+51,0

1.3.2. Штрафы и пени выплаченные

-106x0,6378

-67,6

1.3 3. Убытки от списания

дебиторской задолженности

-20 х 0,6378

-12,7

2. Налоги из прибыли

-(-0,05х20000)/100

+ 10,0

В том числе:

Налог на имущество

-(-0,09х20000)/100

+ 18,0

Налог на прибыль

-(+0,03x20000)7100

-6,0

Прочие налоги и сборы

-(+0,01 х 20 000)/ 100

-2,0

3 Экономические санкции

-(+0,58x20000)7100

-116,7

Итого

+850

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5