скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансово-промышленные группы: сущность и развитие (мировой опыт) скачать рефераты

Промышленная составляющая данных объединений представляют собой, как правило, единое целое в производственном отношении - сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий. В состав групп могут входить от нескольких десятков до нескольких сотен юридически самостоятельных фирм. Банковские учреждения, входящие в состав групп, достаточно часто являются подконтрольными главных промышленных предприятий группы.

Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.

Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.

В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.

Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений.

Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития.

Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.

Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено") Агафонов В.И. Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы. - Калуга, 2007. - С. 240..

2.3. Финансово-промышленные объединения Юго-восточной Азии

Характерной особенностью промышленного комплекса Японии на сегодняшний день являются шесть универсальных многоотраслевых финансово-промышленных объединений (японский вариант "сюданы"): "Мицубиси" ("Mitsubishi"), "Мицуи" ("Mitsui"), "Сумитомо" ("Sumitomo"), , "Фуё" (''Fuyo", ранее "Ясуда"), "Санва" ("Sanwa")) (таблица 2.1.).

Таблица 2.1

Финансово-промышленные группы Японии

Название группы

Количество участников

Главный банк группы

Торговый дом

Мицубиси

30

Токио Мицубиси

Мицубиси Седзи

Мицуи

29

Сакура

Мицуи Бусан

Сумитомо

23

Сумитомо

Сумитомо Седзи

Даичи Канги

50

Даичи Канги

Иточу

Фуе

31

Фудзи

Марубени

Санва

46

Санва

Ниссеивайва

Сюданы представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, образованные по определенным общим принципам. В организационную структуру включаются финансовые институты (банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, а также набор производственных предприятий, составляющих полный спектр отраслей народного хозяйства. Все сюданы характеризуются взаимоучастием компаний в капитале друг друга и ведущей ролью банка в деятельности группы.

Связи между участниками группы достаточно тесные, но перекрестное владение акциями незначительно - в среднем по группам всего 1,5-2%. Внутри сюданов действует принцип не конкуренции, а целенаправленно организуемой внутренней специализации (когда сферы деятельности фирм не должны пересекаться). Поэтому в отношениях поставщик - потребитель здесь утвердилась взаимная монополия. Таким образом, экономическая среда внутри сюданов оказывается нерыночной. А существующая в японской промышленности организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной системы на рынке конечных продуктов. Тем не менее, интенсивная конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивый процесс развития в соответствующей отрасли.

Верхний уровень сюданов образуют горизонтальные объединения, представляющие собой головные фирмы крупнейших промышленных объединений. Каждая головная фирма является материнской по отношению к находящейся под ее контролем фирм. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления и по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности.

Промышленные объединения (японский вариант названия - "кэйрэцу" (keiretsu)), входящие в сюданы (финансово-промышленные объединения), построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции. Система иерархического контроля принимает форму вертикальной пирамиды, в общей сложности вбирающей в себя многие тысячи фирм (юридических лиц).

Обязательным членом группы, а по многим оценкам и стержнем, является крупнейший банк. Он контролирует крупную банковскую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают также страховые и инвестиционные компании, траст-банки; все они для фирм данного сюдана являются "своими" и образуют его финансовую основу. Центральные банки группы владеют до 5% акций предприятий- участников.

Другим обязательным членом группы (сюдана) является универсальная торговая фирма. Они выполняют в сюдане функции универсального "сбытовика" и "снабженца", более того - своеобразного "департамента внешних связей" при освоении новых сфер деятельности, в которых фирмы сюдана практически вообще не имеют возможностей сбыта и снабжения Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильин, А.Г.Тихонов. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - С. 97-101..

В Японии традиционно была и остается значительной роль государства в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса. За государством в Японии закреплена роль в разработке и реализации промышленной политики.

Японские группы оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как примером становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственным участием групп в экономической жизни. Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации хозяйственного оборота в любой стране, в любой экономике.

Для Южной Кореи, как быть может ни для какой другой страны мира, также характерны высокая степень концентрации производства и капитала, монополизация несколькими крупнейшими чеболями, активы которых оцениваются примерно в 600 млн. долл. (например, "Самсунг" (Samsung), "Дэу" (Daewoo), "Хёндэ" (Honda), "Хьюндай" (Hyundai), "Киа" и т.д.).

Крупнейшие чеболи во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии (сюданами). Практически все крупные и средние предприятия принадлежат различным подобного рода группам. Отличия же заключаются в том, что корейские группы организованы по принципу холдинговых корпораций с семейным контролем. Поэтому в настоящее время контроль над компаниями, входящими в чеболь, осуществляться следующим образом:

- основатель группы (или семейным кланом) непосредственно принимает участие в управлении всех компаний конгломерата.

- семейный клан непосредственно контролирует только головные (материнские) компании, а те, в свою очередь, контролируют дочерние структуры.

- семейный клан владеет головной компанией группы и трастовым фондом, в управлении которого находятся акции остальных участников чеболя (комбинированный вариант).

Южнокорейские чеболи - это высоко диверсифицированные макроструктуры, имеющие четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся в своей деятельности на централизованное планирование, авторитарный стиль руководства, агрессивную инвестиционную политику.

Компании, входящие в каждый из чеболей представляют все ведущие отрасли промышленности, что, несомненно, обусловливает высокий уровень межгрупповой конкуренции.

С точки зрения организационной структуры "чеболь" отличается налаженной работой информационного звена, что позволяет делать своевременный мониторинг о конкурентах и партнерах, движении капитала.

Характерная особенность корейских чеболей заключается и в том, они не включают в свой состав финансовый институт. Для Южной Кореи характерен вариант владения промышленными конгломератами банковских институтов.

В отличие от Японии, "азиатская модель" экономического развития "по южнокорейски" присущи многочисленные недостатки: структурные изъяны в банковской системе и формах владения предприятиями; порочная связь между бизнесом и политиками; недостаточная прозрачность и отсутствие политической свободы.

В результате чего, в настоящее время чеболи переживают не лучшие времена в своем развитии, они обременены долгами и находятся в критическом положении Медведев Н.А. Проблемы формирования и пути развития финансово-промышленных групп / Медведев Н.А., Обливин А.А. - М., 2000. - С. 64-66..

Подводя итог рассмотрения международного опыта, следует отметить следующее.

1. Объединение промышленного и банковского капитала в финансово-промышленные группы выступает, по существу, основной формой организации системы производства, составляя каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира, всего мирового хозяйства, являясь выражением прогресса современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития.

2. Характерной особенностью развития ФПГ, является то, что в последнее время, их промышленная и банковская составляющие усилили свою разветвленность состава участников.

3. На сегодняшний день отсутствует единая модель корпоративного построения и управления ФПГ в странах с рыночной экономикой.

4. Процесс создания и развития ФПГ представляет собой не только успешный опыт роста согласованности и взаимозависимости функционирования всех организационных звеньев в структуре финансового и промышленного капитала в соответствии с достигнутым уровнем обобществления производства, прорыва на международные рынки, но и показывает удачный опыт управления государственным промышленным сектором в ряде европейских стран.

3. Финансово-промышленные группы в российской экономике

Возникновение и быстрое развитие финансово-промышленных групп (ФПГ) представляет собой одну из ключевых черт трансформации российской экономики. Официальная регистрация ФПГ началась вскоре после выхода в свет соответствующего указа Президента РФ в декабре 1993 г. К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.

Концентрация экономической мощи в рамках вновь сформированных ФПГ позволила им стать весьма влиятельными субъектами социальной и политической жизни России. С этим связано значительное внимание к деятельности ФПГ со стороны общественности, экономистов и лиц, принимающих политические решения. Обсуждение проблемы ФПГ фокусируется на нескольких вопросах.

Первый вопрос связан с тем, в какой мере финансово-промышленные группы действительно являются важным экономическим феноменом. Изначально мотивом к регистрации многих ФПГ было стремление получить обещанные правительством привилегии. Эти обещания, однако, так никогда и не реализовались. Некоторые эксперты в этой связи высказывали предположение, что интеграция компаний и банков в финансово-промышленные группы была чисто искусственной, а многие из официально зарегистрированных ФПГ так и остались фантомами, существующими только на бумаге. Однако, членство как в официально зарегистрированных, так и в неформальных ФПГ оказывает реальное влияние на деятельность промышленных предприятий. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО. - 2004. - № 10. - С. 10-12..

Следующий вопрос связан с тем, являются ли финансово-промышленные группы положительным явлением с точки зрения национальной экономики в целом. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие ФПГ может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм и создавая угрозу демократическим процессам в России.

Как сторонники, так и критики развития в России финансово-промышленных групп сравнивают российские ФПГ с японскими кейрецу, корейскими чеболами и германскими концернами. Сторонники развития ФПГ указывают на то, что формирование подобных групп в Японии, Корее и Германии способствовало экономическому росту в этих странах. В свою очередь, важнейший аргумент критиков ФПГ заключается в том, что именно чеболы являются причиной нынешнего экономического кризиса в Корее. Данные показывают, что главную роль в возникновении “корейского экономического чуда” сыграли отрасли, в которых доминировали чеболы. Быстрый экономический рост в странах Восточной Азии объясняется исключительно накоплением человеческого и физического капитала.

Очевидно, что финансово-промышленные группы могут внести очень важный вклад в решение этой задачи в условиях отсутствия развитых рынков капитала. Однако в России уже существует значительный объем как человеческого, так и физического капитала; главная задача состоит в том, чтобы осуществить перемещение этих ресурсов в более эффективные сферы использования.

Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенных направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.

С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.

Трудно сказать, перевешивают ли указанные негативные экстернальные эффекты те выгоды, которые предоставляет интеграция компаниям, входящим в финансово-промышленные группы Калин А. Как ускорить развитие российских финансово-промышленных групп? / Калин А., Куликов В. // Рос. экон. журнал. - 2005. - N 8. - С.20-23..

Обсуждение проблемы деятельности ФПГ в России будет неполным, если не упомянуть об их неоднородности. Многие авторы подчеркивают различия между промышленными и банковскими ФПГ (то есть финансово-промышленными группами, сформированными вокруг промышленных компаний или банков соответственно).

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильин, А.Г.Тихонов. - М.: Альпина Паблишер, 2002..

Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк -- строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).

В этой связи можно указать на важный момент, по которому различаются официально зарегистрированные и неформальные ФПГ, -- это степень интеграции5. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.

Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний -- членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний -- членов ФПГ.

На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:

- банковские группы (где центральная роль в осуществлении интеграции принадлежит крупнейшим российским банкам);

- промышленные группы, или структуры холдингового типа;

- группы, координируемые региональными администрациями Войтенко А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России // Рос. экон. журн. - 2003. - N 11/12. - С.22-28..

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что, вопреки мнению ряда экспертов, членство в финансово-промышленных группах оказывает положительное влияние на результаты деятельности российских компаний, причем данное утверждение относится как к официально зарегистрированным, так и к неформальным ФПГ. Членство в ФПГ является выгодным для компаний. Члены групп имеют лучший доступ к кредитным ресурсам. Членство в ФПГ позволяет обеспечить более высокий уровень производительности труда и увеличить экспорт. Однако деятельность ФПГ наносит вред независимым компаниям: для тех товарных рынков, где доминируют ФПГ, характерна более низкая рыночная доля новых компаний.

Выгоды от членства в финансово-промышленных группах варьируются в зависимости от их типа последних. Для неформальных ФПГ характерно более значительное улучшение доступа к кредитным рынкам и расширение экспорта, в то время как эффект закрытия рынка характерен только для официально зарегистрированных ФПГ. Доступ к кредитным рынкам и рост экспорта могут быть более важными факторами для обоих типов ФПГ, чем вертикальная и горизонтальная интеграция, хотя членство в ФПГ конгломератного типа оказывает наиболее значительное влияние на уровень производительности труда.

Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.

Заключение

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

И последнее. Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Будем надеяться на то, что формирование новых организационных структур в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной экономики.

Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 30 ноября № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах” // Финансовая газета, №1, 1996.

2. Агафонов В.И. Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы. - Калуга, 2007.

3. Беляев Ю.А. Финансово-промышленные группы: перспективы в России // Финансы. - 2001. - N 1. - С.63-64.

4. Березутский Ю.А. Финансово-промышленные группы в России: необходимость, сущность, перспективы / Березутский Ю.А., Солодков В.Т. - Иркутск, 2000.

5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр, 2004.

6. Войтенко А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России // Рос. экон. журн. - 2003. - N 11/12. - С.22-28.

7. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО. - 2004. - № 8. - С. 12-15.

8. Дементьев В. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп в 2000 - 2001 годах / В.Деменьбев, С.Авдашева // Рос. экон. журн. - 2002. - N 3. - С.11-26.

9. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики // Рос. экон. журн. - 2000. - N 11-12. - С.3-9.

10. Добров А.П. Формирование вертикально интегрированных структур в промышленности России // Регион: экономика и социология. - 2001. - N 2. - С.127-145.

11. Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильин, А.Г.Тихонов. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

12. Калин А. Как ускорить развитие российских финансово-промышленных групп? / Калин А., Куликов В. // Рос. экон. журнал. - 2005. - N 8. - С.20-23.

13. Конышев В.А. Финансово-промышленные группы: проблемы становления и перспективы развития. - М., 2004.

14. Макаревич Л. Росссийские неофициальные финансово-промышленные группы: опыт самоорганизации и привлечения ресурсов // Общество и экономика. - 2000. - N 9-10. - С.135-200.

15. Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М., 2003.

16. Медведев Н.А. Проблемы формирования и пути развития финансово-промышленных групп / Медведев Н.А., Обливин А.А. - М., 2000.

17. Нестеренко Е.Г. Организационно-экономические основы формирования и функционирования ФПГ. - Самара, 2007.

18. Поповская Е. Финансово-промышленные группы / Е.Поповская, Т.Иванова // Экономика и жизнь. - 2001. - Февр. (N 6). - С.5.

19. Сапожникова Н. Финансово-промышленные группы и холдинги в современной экономике / Н.Сапожников, М.Алешин // Маркетинг. - 2004. - N 1. - С.96-103.

20. Скрипнюк Д.Ф. Об экономических закономерностях функционирования финансово-промышленных групп // Финансы. - 2003. - N 8. - С.75-76.

21. Судаков В.Б. Финансово-промышленные группы и их место в развитии экономики: учеб. пособие / Судаков В.Б., Колесниченко О.В. - М., 2000.

22. Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО. - 2004. - № 10. - С. 10-12.

23. Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: Опыт и перспективы // Пробл. прогнозирования. - 2000. - N 1. - С.95-107.

24. Финансы. Учебное пособие\ Под ред. А.В. Симонова. - М., 2005.

Array

Страницы: 1, 2, 3