Финансирование образования
Финансирование образования
3
Введение.
Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования. В этот период США начинают их использовать, отдавая приоритет развитию математического и естественнонаучного образования. Более того, по мнению И. Шабатина, именно советский опыт способствовал «тому, что государства Запада взяли на себя функции гаранта равной доступности образования для разных социальных слоев населения» [4, 31].
Политика доступности высшего образования была доминирующей до 80-х гг. практически во всех развитых странах. Между тем, начиная с середины 80-х гг., во многих странах темпы роста бюджетных ассигнований в эту сферу перестали поспевать за увеличивающимся спросом, и начался пересмотр образовательной политики.
Кризис образования является одной из глобальных проблем современности, разрешение которой имеет первостепенное значение для благополучия каждой страны.
Современное состояние образования в России обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7 % из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14 %. Но с 1994 г. доля финансирования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся и другие, отодвигаются на второй, а то и третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать что большинство названных проблем порождается в первую очередь недостаточным финансированием.
Глава 1. Тенденции в финансировании образования.
1.1. Тенденции в объеме и источниках финансирования
образования и их последствия.
Основными источниками финансирования образования являются бюджеты трех уровней - федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Сводные данные о структуре бюджетного финансирования образования приведены в следующей таблице 1.
Таблица 1.
Распределение ассигнований на образование между бюджетами разных уровней (на 2003 г.).
Уровень бюджета
|
Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, %
|
|
Федеральный
|
17,8
|
|
Субъектов федерации
|
19,0
|
|
Муниципальных образований
|
63,2
|
|
Всего
|
100,0
|
|
|
Источник: данные Минобразования России.
В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает 25-33 % их рациональной потребности в средствах.
С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования ПТУ и ссузов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Они также лишились мест для прохождения производственной практики. Предприятия перестали передавать учебным заведениям НПО и СПО оборудование, которое могло бы использоваться в учебных целях.
В начале 90-х годов государство оставило образование, в том числе высшую школу, без внимания и соответственно без адекватного финансирования. Так продолжалось фактически до конца 90-х гг. Некоторое увеличение доли бюджетного финансирования профессионального образования в период 1999 - 2001 гг. по отношению к ВВП не смогло в полной мере компенсировать последствий финансового кризиса 1998 г. (см. таблицу 2) В 2000 г. расходы в высшем образовании в расчете на одного студента достигли 50 % к уровню 1998 г., в среднем профессиональном - 57 %, в начальном профессиональном - 48 %. (см. таблицу 3)
Таблица 2
Динамика бюджетного финансирования расходов на образование.
Показатель
|
1998 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|
ВВП, млрд. руб.
|
2840
|
4100
|
6450
|
7750
|
|
Расходы консолидированного бюджета на образование, млрд.руб.
в % к ВВП
|
108,9
3,83
|
147,6
3,60
|
214,3
3,32
|
232,6
3
|
|
Расходы федерального бюджета, млрд. р.
|
501
|
575,1
|
855,1
|
1192,5
|
|
Расходы федерального бюджета на образование, млрд.руб.
в % к ВВП
в % к расходам федерального бюджета
|
17,3
0,61
3,45
|
20,9
0,51
3,63
|
38,1
0,59
4,46
|
46,8
0,6
3,92
|
|
|
Источник: данные Минобразования России
Таблица 3
Расходы на образование из средств консолидированного бюджета по уровням образования (млрд.руб.)
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
|
Дошкольное образование:
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
|
0,5
4,7
26,8
|
0,5
7,5
34,7
|
0,6
10,6
49,4
|
0,8
11,5
59,7
|
|
Общее образование:
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
|
0,7
17
90,
|
0,9
28,4
114,7
|
1,4
44,1
165,9
|
1,5
47,1
188
|
|
Начальное профессиональное образование:
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
|
8,1
4,6
0,7
|
11,2
5,6
0,9
|
19,1
7,0
1,3
|
21,5
7,7
1,1
|
|
Среднее профессиональное образование:
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
|
5,4
4,1
0,7
|
7,5
5,8
0,9
|
10,4
8,5
1,1
|
13,0
9,8
1,2
|
|
Высшее профессиональное образование:
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
|
22,5
1,6
0,3
|
31,3
2,3
0,4
|
44,4
3,0
0,5
|
56,8
3,9
0,5
|
|
|
Источник: [15, 60]
Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
- в соответствии с пунктом 3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные учреждения как некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;
- пунктом 5 ст. 43 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательные учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода»;
- пунктом 48 ст. 48 Закона РФ «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности.
Кроме того, образовательным учреждениям законодательно разрешено ведение предпринимательской деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательных учреждений;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним;
- ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:
1. платная образовательная деятельность, предоставление дополнительных платных образовательных услуг;
2. учебно-производственная деятельность мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;
3. предпринимательская деятельность;
4. ведение деятельности, приносящей доход от иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией;
5. добровольные пожертвования, целевые взносы физических и/или юридических лиц, средства, полученные из бюджетов РФ и бюджетов муниципальных образований;
6. средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, жилых помещениях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах;
7. выполнение НИОКР и оказание услуг по договорам и грантам на проведение научно-исследовательских работ;
10. отчисления обособленных и/или структурных подразделений, входящих в состав образовательных учреждений и наделенных по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица, от доходов, а также отчисления образовательных учреждений их обособленным и/или структурным подразделениям в соответствии с уставами учреждений и положениями о структурных подразделениях.
В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:
I. Ориентация на создание свободного рынка в сфере высшего образования;
II. Модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;
III. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.
Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.
Во-первых, по скорости вхождения в рынок. На Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».
Во-вторых, по целям вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.
В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения).
Из таблицы видно, что доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат возрастает стремительными темпами. За период с 1995 по 2002 гг., она увеличилась более чем в пять раз, притом, что численность бюджетных студентов за этот же период увеличилась лишь в 1,2 раза [приложение 1].
Четвертое отличие - увеличивающийся разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений - все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.
Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:
«+» 1. Введение множества новых специальностей в вузах;
2. Повышение конкуренции;
3. Внебюджетные средства повышают финансовую самостоятельность учебных заведений;
4. Внебюджетные поступления используются для покупки необходимого оборудования и ремонта зданий, т.к. бюджетных средств на эти цели либо не выделяется, либо выделяются в недостаточном количестве;
«-» 1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» - 58 %, на «удовлетворительно» - 18 %, занимаются научно-техническим творчеством - 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно [5, 104];
Страницы: 1, 2, 3
|
|