скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах скачать рефераты

На данный момент основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1. в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2. увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3. координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка. [12]

Подводя краткий итог по данной главе можно сделать вывод, что решение проблемы дефицита бюджета заключается в выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д. Наилучшим способом финансирования развивающихся стран является внутреннее долговое финансирование, но внешнее долговое финансирование также охотно используется многими странами.

Заключение

После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники финансирования в развивающихся странах на примере РФ.

В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.

Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

Список литературы

Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.

Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

Макконел Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. В 2 т. Т.1 - М.: Республика, 1995. - 400 с.

Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.

Шиллер М., Брэдли С. Макроэкономика сегодня. - М.: Дело ЛТД, 1998 - 702 с.

Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

Журнал "Рынок Ценных Бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

Бюджетный кодекс РФ (с изменениями от 2 февраля 2006 года). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.98. (Часть 2, Раздел IV, Глава 13, Статьи 93, 94)

Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 253с.

Аналитический доклад лаборатории "ВЕДИ" - «Рынок еврооблигаций РФ в 2004 г. и перспективы его развития в 2005 г.», 2005.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru

Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru

Приложение 1.

Таблица №1. Межгосударственный долг, млрд. долл. (на 1 января 2004 г.)

Страна

Значение

Индонезия

51

Россия

45

Китай

45

Индия

37

Нигерия

25

Египет

20

Таиланд

17

Польша

16

Алжир

13

Филиппины

14

Источник: МВФ, Всемирный банк. [13]

Приложение 2.

Таблица №2. Объем эмиссии еврооблигаций

Страна

Объем эмиссии млрд. долл.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Южная Корея

7.65

7.76

6.71

11.53

8.94

Мексика

7.08

9.23

4.91

9.08

7.28

Тайвань

1.70

2.15

5.48

9.13

4.92

Бразилия

11.38

12.24

6.38

10.71

4.17

Россия

0.08

1.25

3.45

9.00

3.57

Турция

8.49

2.16

3.26

5.25

3.52

Польша

1.55

2.77

2.68

4.30

3.43

Филиппины

2.47

1.84

4.77

3.80

2.80

ЮАР

1.49

1.65

1.51

4.69

1.74

Сингапур

2.33

8.66

0.56

4.34

0.80

Всего развивающиеся рынки

80.48

89.04

61.65

102.39

65.23

Источник: МВФ, "Тройка-Диалог". [13]

Приложение 3.

Таблица №3. Сравнение структур внешнего финансирования в развивающихся странах, в млрд. долл. [10]

 

Кредиты

Облигации

Акции

ПИИ

Китай

23

4

7

65

Бразилия

20

49

9

22

Мексика

19

28

18

35

Индия

24

2

51

24

Индонезия

30

8

17

45

Южная Корея

68

28

10

-6

Таиланд

84

4

Приложение 4.

Таблица №4. Дефицит/профицит национального бюджета, % ВВП.

Страна

2003 г.

2004 г. (оценка)

2005 г. (прогноз)

Германия

-4.0

-3.5

-3.1

Франция

-4.1

-3.9

-3.2

Италия

-2.4

-2.9

-2.8

Испания

0.3

0.4

0.5

Нидерланды

-3.2

-3.0

-2.7

Бельгия

0.2

-0.1

-0.1

Австрия

-1.2

-0.9

-1.7

Финляндия

2.1

2.0

2.1

Греция

-2.7

-2.7

-2.5

Португалия

-2.8

-4.2

-4.0

Ирландия

-0.3

-0.9

-1.0

Люксембург

-1.0

-2.6

-3.1

Россия

1,7

4,4

7,5

Китай

-

-

- 2

Индия

-

- 4.4

- 4,7

Примечание: "-" -- дефицит, "+" -- профицит.
Источник: МВФ. [13]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5