Экономическое содержание, формы, методы и пути совершенствования налогового контроля
Экономическое содержание, формы, методы и пути совершенствования налогового контроля
42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экономическое содержание, формы, методы
и пути совершенствования налогового контроля
Нижний Новгород
2003
План
Введение
|
3
|
|
1. Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике
|
5
|
|
1.1. Необходимость и содержание налогового контроля
|
5
|
|
1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль
|
9
|
|
1.3. Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования
|
9
|
|
2. Формы и методы налогового контроля
|
15
|
|
2.1. Методы налогового контроля
|
15
|
|
2.2. Налоговые проверки, их виды, механизм применения
|
20
|
|
2.3. Инвентаризация имущества налогоплательщика, механизм применения
|
28
|
|
3. Анализ других форм налогового контроля
|
32
|
|
Заключение
|
38
|
|
Список литературы
|
40
|
|
|
Введение
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресур-сов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза-тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законода-тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи-вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
Недовольство политикой властей и нежелание платить налоги имеют глубокие исторические корни, что объективно требует постоянного совершенствования методов учета налогоплательщиков и сбора налогов.
Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.
Целью данной работы является изучение экономического содержания, форм, методов, а также определение путей совершенствования налогового контроля.
Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
Изучить сущность и экономическое содержание налогового контроля, особое внимание при этом уделить проблемам совершенствования контрольных функций в деятельности налоговых органов.
Рассмотреть формы и методы налогового контроля.
Охарактеризовать и описать виды налоговых проверок.
Проанализировать другие формы налогового контроля.
Данная работа выполнена с использованием различных источников, таких как периодические и публицистические издания, литературные источники - учебники и учебные пособия, статьи и очерки специалистов-практиков и ученых.
1. Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике
1.1. Необходимость и содержание налогового контроля
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий - совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако, при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин - обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.
К числу основных задач налогового контроля относятся:
-неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает: проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей; проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности; возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
Результаты контрольной работы ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода в динамике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей контрольной работы контрольной работы
ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода
Показатели
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
Количество зарегистрированных юридических лиц
|
510
|
542
|
577
|
559
|
|
Проверено документально
|
265
|
169
|
147
|
144
|
|
Выявлено нарушений по результатам проверок
|
138
|
88
|
84
|
80
|
|
Удельный вес юридических лиц, у которых выявлены нарушения, %
|
52,00
|
52,30
|
57,30
|
55,40
|
|
|
Из таблицы 1 видно, что количество юридических лиц, у которых в 2002 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 3,4%.
Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 2.
Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 2000 по 2002 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительном отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.
Таблица 2
Динамика нарушений налогового законодательства,
нагрузка на налоговых работников
Показатели
|
2000
|
2001
|
2002
|
2002 (в % к
2000)
|
|
Количество юридических лиц - налогоплательщиков
|
542
|
577
|
559
|
103
|
|
Численность работников ИМНС, занятых в контрольных работах
|
36
|
32
|
29
|
80,6
|
|
Нагрузка на одного работника
|
15
|
18
|
19
|
126,7
|
|
|
Особая роль налогового контроля заключается также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.
Основными документами, регламентирующими функционирование системы налогового контроля в РФ, являются Закон РФ «О государственной налоговой службе РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 21 марта 1991 г., Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе Российской Федерации» от 31 декабря 1991 г. и утвержденное им Положение о ГНС РФ, а также Налоговый Кодекс РФ.
1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль
Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|